О женском образовании в мусульманском сообществе Б

      О женском образовании (в мусульманском сообществе Бенгалии)
 (Речь, прочитанная Хуссейной Бегум на посвященной этой теме конференции в 1923 году)

(печатается с сокращениями, перевод с бенгальского)


Глубокоуважаемые сестры!
 
  Благодарю Вас за то, что вы включили меня, скромную и ничем не примечательную женщину, в число участников этой конференции. И сейчас я попытаюсь излить перед вами слова своей искренней благодарности. Сразу оговорюсь: выбор был сделан, быть может, не совсем удачно. Почему? Потому что я с детства была зажата в жестких тисках «гаремного уклада жизни», столь немилосердно насаждаемого нашим сообществом, уклада, при котором я не имела возможности жить полноценной общественной жизнью (хотя что тут делать: плакать или смеяться – я затрудняюсь сказать). Просто снисходительно отнеситесь к моим не совсем совершенным мыслям.   

   Одна из наиболее уважаемых наших сестер, Миссис Линдс, попросила меня обрисовать положение, существующее в сфере детского образования для девочек из семей бенгальских мусульман. Конечно, я недостойна говорить о таком предмете здесь, перед огромной аудиторией хорошо образованных женщин. Но… подвизаясь около двадцати лет на поприще служения нашему обществу и литературе, причем шестнадцать из них безраздельно отдавая созданной мной для увековечивания памяти моего мужа школе для девочек – я все-таки могла бы поделиться с вами кое-каким опытом.

Прежде чем приступить к обсуждению проблем женского образования,  мне хотелось бы в двух словах обрисовать жизнь нашего общества в целом. Глядя на наше общество, мы часто можем наблюдать примеры какого-то безразличного, равнодушного и даже неблагородного отношения к женщинам со стороны братьев-мусульман. Или, как говорится в пословице: «Мы плачем для того, чтоб обвинить других».

Поэтому возникает законный вопрос: «Как девочке из мусульманской семьи получить хорошее образование?» Способов, по милости Господа, довольно много, но как ими воспользоваться женщинам из мусульманских семей? Как вы знаете, я вот уже 22 года безостановочно оплакиваю участь самых несчастных жителей нашей страны. А знаете, кто в Индии страдает больше всех? Конечно, женщины! И никто им даже не пытается помочь. Махатма Ганди был безмерно потрясен страданиями неприкасаемых. Он даже ездил на поездах четвертым классом, наблюдая за жизнью и сочувствуя беднейшим людям нашей страны. Да что там говорить, многие люди сейчас беспокоятся о положении домашних животных, организуются даже специальные конференции, типа «Заседание членов общества защиты зверей». Стоит какой-нибудь собаке попасть под колеса автомобиля, как сразу же все англо- и бенгало-язычные газеты поднимают сочувственный крик. И только нам, бесправным женщинам, не сочувствует на земле Индии ни один человек.

  Женщины и мужчины являются двумя неотъемлемыми составляющими нашего общества. С незапамятных времен уделом мужчины было защищать женщину, а уделом женщины – просто подчиняться и терпеть. Или, как сказала одна писательница, Нараяни Сена: «Мужчины смогли победить женщин». Но, к счастью, в древности это и закончилось, ведь сам Кришна пришел на Землю для того, чтобы пролить милость на наших сестер-индусок. Поэтому в индуистском сообществе повсеместно с тех времен начался процесс пробуждения  от сна тяжелого бесправия многих женщин. Особенно хочется отметить в этой связи провинцию Мадрас. Женщины этой провинции намного обогнали в этом плане всех остальных женщин. Ведь там на должность председателя законодательного собрания была избрана женщина! Да, практически единогласно она была выдвинута на этот пост. Итак, появилась женщина-государственный советник, всем известная мисс Гхорабаджи. Но что тут сказать о женщинах-мусульманках? Увы, они продолжают оставаться во тьме!

«Мать дать яда может в кружке дочери своей,
А отец – продать за деньги ту, что всех ценней…» -
 
И кто тогда эту девушку защитит? Вот что сказал, например, ректор Алигарского (город в Индии) университета Шекха Мохаммад Абадуллах Сахиб в одной из своих речей: «Сохраняя принцип разных систем образования для мальчиков и девочек, мы довели нашу образовательную систему до такого плачевного состояния, что впору волком выть. Отсутствие должной системы образования для девочек привело не просто к возникновению каких-то проблем, но к самой настоящей катастрофе!» И т.д. и т.п.  Иными словами, то, о чем я говорила двадцать лет назад в одной из своих книг, сохраняет актуальность по сей день, и теперь об этом можно услышать даже из уст таких высокопоставленных и образованных людей, как Шекха Сахиб. Для тех, кто знаком с историей, небезызвестно, что в темные, невежественные эпохи (до прихода Пророка (мир ему!)) арабы даже убивали своих дочерей. Хотя религия ислама запрещает убийство женщин, многие мусульмане продолжают даже сейчас с самодовольной улыбкой «убивать» в женщинах ум, возвышенные чувства и просвещенный разум. Для того, чтобы закрыть для женщины доступ к образованию и запереть ее в четырех стенах, не позволив ей получить ровным счетом никаких знаний, используются разные «семейные установления». Еще совсем недавно правящие силы Турции и Майсура* всеми силами препятствовали женскому образованию. Но постепенно они осознали свою ошибку и встали на истинный путь.
   ________
*Майсур (Майсор, англ. Mysore), индо-британ. вассальное государство в южн. части Ост-Индии, 76258 кв. км. (с Бангалором, где и административный центр), 5339 тыс. жителей; 1799 завоеван англичанами. 1831—81 под англ. управлением, с 1881 во главе правительства туземный князь. Город М. 68 тыс. жителей. – Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
    ________

  Теперь правительства Турции и Майсура, по примеру Америки и Европы, издали законы, предписывающие необходимость введения одинаковой системы образования для мальчиков и девочек. И все-таки Турция не стала полностью переносить американскую систему, поскольку необходимо было соблюсти одно  очень важное указание Корана. Но кто первым на всей планете говорил о необходимости введения одинаковых систем очень хорошего образования для женщин и мужчин? Конечно же, благословенный Пророк (т.е. Великий посланец небес). Он в обязательном порядке хотел ввести одну и ту же систему образования для мужчин и для женщин. Вот какое указание дал наш пророк (мир ему!) на благо всех женщин несколько сотен лет назад. Но в нашем обществе это постановление не очень-то выполняется. Почему? Ради сохранения каких-то семейных и общественных традиций. Да что там говорить, даже в моей школе родители некоторых учениц в письменной форме доводили до моего сведения, что их дочерям следует преподавать (и то в самой общей форме) только урду и Коран, – и ничего другого, в особенности – никакого английского и никаких светских наук! И такую картину можно наблюдать везде.

   Конечно, в Индии не был еще официально принят закон об обязательном женском образовании. А когда это случится, мы посмотрим, будут ли его исполнять наши соотечественники. Но тут возникает один вопрос: почему мусульмане –  люди, всегда готовые рисковать жизнью во имя Пророка или ради сохранения хотя бы одного кирпичика разрушаемой мечети – не желают выполнять это истинное указание Посланца небес? Ладно, ошибки, допущенные в далеком прошлом, в «темные века», бог с ними, но сейчас, в двадцатом столетии, когда вновь и вновь раздаются слова нашего дорогого Пророка, призванные привлечь внимание мусульман к проблеме женского образования, и не просто слова, а строгое предписание: «Обязательно давайте хорошее образование своим дочерям!» –  так почему же современные мусульмане даже не пытаются чему-нибудь научить своих женщин?

   Статистика такова: сейчас в нашей стране примерно на 200 девушек найдется едва ли одна, умеющая читать. А что говорить о хорошо образованных женщинах: из 10 000 вы можете не найти ни одной! А ведь сейчас в Бенгалии проживает около 30 млн. мусульман. В январе прошлого года я получила письмо из министерства образования с просьбой перечислить имена и дать краткую информацию обо всех женщинах-мусульманках Бенгалии, окончивших какие-нибудь высшие учебные заведения*.
  ________
 *Сама Рокея Бегум получила образование в Калькуттском университете, – случай беспрецедентный по тем временам. – Прим. переводчика.
   ________

Но – увы! – во всей Бенгалии кроме одной женщины и трех дочерей Аги Маидула Ислама Сахеба я не смогла больше найти никого. А поскольку Ага Сахеб не является уроженцем нашей страны – то картина вырисовывается довольно удручающая: во всем тридцатимиллионном сообществе бенгальских мусульман  можно найти только одну имеющую высшее образование женщину!!! Так что же получилось: руководство нашего министерства образования изъявило желание, чтобы я, в поисках хотя бы одной бенгальской женщины-мусульманки с высшим образованием, отправилась куда-нибудь за пределы нашей страны!*
  _____
  *Речь идет о женщинах из богатых семей, получивших высшее образование в английских университетах или в урдуязычных индийских школах, а также в Турции и т.д. – Прим. переводчика.
    _______

Сейчас я опять приведу небольшой отрывок из речи Шекха Абадулла Сахеба:

   «Противники идеи женского образования говорят, что получившие образование женщины станут дерзкими и очень заносчивыми. Бред! Как можно называть себя мусульманином и действовать наперекор основополагающим принципам ислама! Если получившие образование мужчины не уклоняются от пути своей веры, то почему женщины должны будут обязательно уклониться от этого пути? Как сможет сообщество, держащее половину своих членов в невежестве и страшной тюрьме «гаремного уклада жизни», полноценно вступить в борьбу за место под солнцем с другим сообществом, всеми силами развивающим систему женского образования в своей среде?»

  В Индии около 10 млн. человек живет подаянием, и большая часть среди них – мусульмане. С каким другим сообществом в этом отношении может сравниться сообщество индийских мусульман? А всё туда же, как мы гордимся своим семейным укладом, своими традициями и существующим порядком вещей! Из всех способов добывания денег нищенство является самым недостойным. Но мусульмане занимают в этой сфере лидирующее положение. Почему? Всё просто. Чего еще ожидать от людей, заключающих своих женщин в темницы и всеми силами препятствующих их умственному и духовному развитию? Естественно, женщины в этом сообществе будут неразвиты во всех отношениях и очень невежественны. Как следствие – дети таких женщин будут воспитываться в совершенно неблагоприятной среде, и их основными качествами станут лень и полное равнодушие  к какой бы то ни было осознанной форме деятельности.  Отсюда: что им еще останется делать, как ни просить жалобными голосами подаяния, типа: «Подайте на пропитание моему дедушке и больному отцу».

   В нашей стране женщины получили право голоса, но женщины-мусульманки так и не воспользовались этим правом. Посмотрите хотя бы на результаты последних выборов в Калькутте: тогда на избирательные участки пришли только четыре женщины! Чем же тут гордиться мусульманам? И – чего им еще ожидать?

До тех пор, пока мужчины не согласятся дать женщинам то, что им даровано по указаниям Священных книг, они так же не будут заниматься проблемами женского образования. А если люди не могут освободить своих соотечественниц, то как они добьются освобождения своей страны? Как же так: держа в рабстве своих женщин, они хотят получить независимость для себя самих, – желание, достойное разве что сумасшедших! А вот каким образом достопочтенный наместник британской короны изъявил свое нежелание мириться со стремлениями индусов обрести независимость (мне только что пришло в голову высказывание мистера Мэрли, сделанное им 21 год назад): «А если они попросят у меня Луну, я что, должен буду достать ее с неба?» Что же получается? Индусы не желают признавать права мусульман, а мусульмане не желают признавать права женщин. Но промысел Аллаха поистине удивителен! Он связал всё в этом мире нерасторжимой, неразрывной связью, - все мы очень крепко связаны друг с другом, настолько крепко, что один не может свободно двигаться без другого. До тех пор, пока братья мусульмане не обратят внимания на наши слезы и стоны, остальная часть населения Индии (а это 220 млн. человек) не услышит их чаяний и просьб. И пока эти 220 млн. не будут принимать во внимание интересы 80 млн. мусульман, плач всех этих мусульман так и не достигнет ушей британского правительства!!! Вот что я довольно давно прочитала в одной книжке:
   «Пока ты терпеть побои будешь от других,
     Будешь бить меня ты тоже, – дома, каждый миг!»

Благословенный Иисус сказал: «Относись к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе». В этой связи я опять не могу удержаться, чтобы не привести еще одну цитату из речи Шекха Сахеба. Вот она:

 «Распространенный в Индии «гаремный уклад для женщин» – явление весьма удручающее. Более того, для нашего общества это – самая кровоточащая язва. О братья! Услышав только эти слова, вы, я знаю, в один голос воскликнете: «Что же, нам надо, по-вашему, выставить своих женщин на улицу по примеру англичан?» Совсем нет, но я хочу сейчас говорить с вами строго с позиций Корана. А это значит, что практикуемый в Индии «гаремный уклад» только весьма отдаленно напоминает аналогичный уклад, рекомендованный в Коране. Если не сказать большего: индийский «гаремный уклад» вообще не имеет ничего общего с указаниями Корана».

К этому мне больше нечего добавить – разве только одно: я не согласна с тем, что Шекха Сахеб сравнивает гаремный уклад с «кровоточащей язвой». Если бы язва действительно кровоточила и болела, женщины бы кричали во весь голос: «Ой! Как больно! Мамочки! Что мне делать! Дайте лекарство!» Но гаремный уклад скорее можно сравнить со смертоносным угарным газом. Ведь от этого газа умирают глухо и совсем без боли, и никто при этом не плачет и не кричит! Заключенные в гаремах женщины тихо, без видимых страданий, постепенно угасают под воздействием «газа существующего уклада жизни» – тихая, одинокая и незаметная для других смерть.

  Начальный этап обучения девочек из мусульманских семей необходимо начинать с Корана! Но под словами «изучение Корана» я не имею в виду простое заучивание и повторение наподобие попугаев непонятных для них арабских слов. Нужно изучать Коран, переведенный на их родной язык. Но до тех пор, пока правительство не издаст соответствующее указание, члены нашего общества даже не попытаются делать это самостоятельно. Они так и не начнут учить девочек Корану, переведенному на их родной язык. Это подобно тому, как вы вызываете врача, он выписывает вам рецепт, но вы не идете с ним в аптеку, чтобы   приобрести лекарства, но просто носите его в медальоне у себя на шее в качестве амулета, или с чувством прочитываете три раза в день. Разве от этого вам станет лучше? То же самое и с Кораном. Вместо того, чтобы следовать всему изложенному в этой чистейшей книге, мы просто как попугаи повторяем написанные в ней слова, или, завернув в кусок дорогой материи, храним на самом почетном месте. Не так давно одна, приехавшая из Майсура в Аллахабад, очень образованная женщина по имени мисс Якия Сулемана, выступая перед огромной мусульманской аудиторией, неожиданно обратилась ко всем присутствующим с такой просьбой: «Поднимите руку те, кто понимает смысл написанного в Коране». И из всей аудитории подняли руки только три человека.  Как же ужасает это незнание основ Корана как мужчинами, так и женщинами в нашей стране. Если честно, по-настоящему смысла Корана среди нас не понимает ни один человек. А как же иначе, если в Калькутте, например, вместо одного «родного» языка используется совсем другой? За шестнадцать лет управления мусульманской школой я поняла, что здесь, в Бенгалии, мусульман в некотором смысле можно считать людьми, не имеющими родного языка, или «сиротами». Они пытаются сделать своим родным языком язык урду, но как же они искажают этот язык! Уши вянут, когда слушаешь их «непринужденные» разговоры. Но, как бы там ни было, Коран следует преподавать в переводах на урду и бенгальский языки. Теперь я обращаюсь к вам, мои, не относящие себя к мусульманкам, сестры! Не подумайте, что я, неразрывно связывая процесс начального образования с изучением Корана, проявляю признаки религиозного фанатизма. Совсем нет, мне органически чужды все эти признаки. Но, если честно, всё, что нужно для начального образования, в полном объеме содержится в Коране. Поэтому единственным способом укрепить и поддержать нравственное здоровье общества является изучение этой священной книги.

Повторюсь еще раз: единственной причиной всех проблем, с которыми сталкивается мусульманское общество Бенгалии, является пренебрежительное отношение к развитию женского образования.
                _____











   

   


Рецензии