Бьют - беги, дают - бери!

Наблюдаю интересную ситуацию.

В 90-е годы был период, когда государственное имущество раздавалось бесплатно – приватизация земли, приватизация жилья…  Да и само жилье стоило на уровне хорошей машины. По крайней мере, некоторые мои родственники могли позволить себе купить жилье за накопленные деньги. Но…

Делать этого не стали. Землю не брали, а деньги положили в банк, под проценты: «Пускай растут».

А земля, жилье? Завтра будет дешевле.

Почему они так решили – не знаю. Видимо, поколение все-таки развратили коммунизмом. Дают бесплатно, надо только в очередях отстоять и бумажки оформить? Не-е, я брать не буду. Вот когда домой, без очереди, на блюдечке с голубой каемочкой принесут на выбор несколько жирных вариантов – вот тогда я выберу. А так я попой шевелить не буду. Завтра будет коммунизм, и все будет общее и бесплатно. Почему предполагалось, что это будет для одного человека, и куда при этом денутся остальные страждущие – не знаю. Наверное, коммунизм это не объяснял. Но этого было достаточно, чтобы положить деньги в банк под проценты в ожидании еще большей дешевизны земли и жилья.

А те, кто меньше верил пропаганде, взяли, что могли.

Прошли годы. Деньги многократно обесценились, и никакие проценты инфляцию не обогнали. Земля и жилье выросли в цене многократно, намного больше, чем деньги в банке. То, что некоторые мои родственники могли позволить себе щелчком пальцев, стало для них очень дорого, и они по-прежнему в поте лица зарабатывают деньги, чтобы накопить на то, от чего раньше отказывались.

Однако, государственная халява закончилась.

Примерно год в неспешном режиме я прорабатываю ситуацию с землей. Хочу загородный дом. И не выкладывая за участок в болотах Ленинградской области стоимость виллы в Каннах. Да-да, они идут по одинаковой цене – домик 200 кв.м. посреди болот 60 широты  и вилла 200 кв.м. в Каннах с земельным участок. Примерно одинаковое количество соток… Только в Каннах пальмы и бассейн, и вид на Средиземное море, а у нас тут комары и вид на забор соседа 3-х метровой высоты. Но стоят одинаково. А зарплаты у них намного выше. И земли в России намного больше. Но стоят одинаково. Что за бред, понять не могу. Но, как говорит народная мудрость: «Если ЭТО существует, значит, ЭТО кому-то нужно».

И вот уже год я в неспешной переписке с органами государственной власти и личной контакте по поводу – а как бы все-таки решить земельный вопрос?

Пока еще видеть большего хаоса мне не доводилось. За этот год мне довелось поговорить только с одним более-менее компетентным человеком, который в системе распределения земли не работает. Но консультацию мне дал четкую. Все всем остальном я даже не поняла, кто конкретно этим занимается. Это всегда кто-то другой. Даже те, кто ведает этими вопросами,  несли такую пургу, которой нет в законах, что я поняла – этот вопрос либо волокитится годами, либо решается крупными суммами.  Но в этом хаосе даже непонятно, кому конкретно это выгодно. Или всем хоть кусочек урвать?  А насчет годов оформления – человек не ворон, 300 лет не живет. И тратить 2-3 года на оформление земли – это уже перебор.

И получается абсурдная ситуация – теоретически можно купить землю у государства на аукционе по рыночной цене, но сложно.  Но можно. Не ту, которая нравится, а ту, которую в данный момент продают. Это немногие объекты.

Что еще занятно – начальная цена аукциона определяется рыночной стоимостью земли. Кто это определяет? Оценщик. Как определяет? С помощью разных инструментов, но, в том числе, и с помощью открытых предложений. Например, есть у меня 6 соток на кочках в болоте, километрах в 50 от Питера. Но хочу я за них 6 миллионов рублей. Я и выставляю в продажу. Я не одна такая, нас таких много. Продавать мы будем годами, но нас это не волнует. Хочу я свои 6 миллионов, и чихала я на все. Однако, оценщик видит рядом мои 6 кочек по 6 миллионов, и 6 кочек более разумной соседки по 500 000 рублей за участок. Он выводит среднюю цену предложения:  6 000 000 + 500 000 рублей / 12 кочек = средняя цена 1 кочки на болоте 541 500 рублей. И неважно, что соседка свои 6 кочек продаст быстро за полмиллиона, а я свои кочки – никогда. На среднюю цену предложения они повлияли. И рыночная цена определилась с учетом такой армии Карабасов-Барабасов. Выкупайте, граждане дорогие!

Но даже это ерунда. Приняли в прошлом году в Ленинградской области закон, что некоторые категории неимущих граждан могут получить землю от государства бесплатно для строительства дома в черте населенных пунктов. И граждане обрушили заявления. На сегодняшний день подано уже более 5 000 заявлений. Их все умножили на минимальный размер земельного участка, и пришли к выводу, что такого количества земли в населенных пунктах просто нет. Что делать?

Ну, у нас же социальное государство. Никто пока земли не получил, но принятый депутатами закон выполнять  надо. Мы же о людях заботимся. Мы землю по рыночной цене продавать не будем, нам надо малоимущих обеспечить. Мы же социальное государство. Ах да, тут еще федеральные власти обязали делать кадастровый план перед каким-либо распоряжением участками… Без него органы власти  землю предоставить не могут.

Ну, с теми, кто выкупает землю на аукционах с начальной ставкой – рыночной ценой, вопросы решаются просто. Они потом и все расходы на подготовку документов оплачивают, и планы кадастровые, и независимую оценку, и за организацию аукциона платят (35 000 рублей + 3%) +НДС от цены, за которую купить согласились.  Получается больше, чем рыночная цена земли? Ну, а как же заплатить за удовольствие много раз пообщаться с государством!
Но это люди обеспеченные так платят. А тут малоимущие. С них деньги за подготовку документов брать нельзя, а в бюджете денег на государственные же работы по подготовке кадастровых планов не заложено. А участки давать надо. Что делать?

Выхода пока не нашли. Но для начала стало совсем непонятно, как гражданину купить у государства участок даже на аукционе сверх рыночной цены. Все гоняют по кабинетам, и никто не за что не берет ответственность. Этот вопрос всегда решается в соседнем кабинете. И там же дают ответы на остальные вопросы.

Так законодательный 1 месяц для получения земли превратился в минимум 1 год только для подготовки документов. Вы будете ждать, а вам потом могут выдать отказ, и бегайте по судам, обжалуйте.

А неимущие? А что неимущие – если у них нет денег купить землю для постройки дома, то уж денег на саму стройку у них точно не будет, т.к. дом стоит в разы дороже, чем земля. И участки они берут для дальнейшей перепродажи тем, кто имеет несчастье не быть неимущим (я не опечаталась?).

А таким несчастным получается проще купить землю у «неимущего», кто брал ее тогда, когда давали. У него документы все готовы, и сверх оговоренной цены за «организацию процесса» он ничего не просит. Продает по рыночной. А у государства получается купить землю с превышением рыночной цены.

К чему это я?

Народная мудрость гласит: «Бьют – беги, дают – бери». А светлое завтра… Оно наступит, если сегодня клювом не щелкаешь.

И получается, что именно благодаря неимущим бабушкам, которые в 90-е годы отстояли в очередях, и оформили на себя землю и жилье, существует хоть как-то рынок. Ну, и прочим субъектам, поучаствовавшим в приватизации.

А может, неимущие нужны для того, чтобы быть «законным средством» распределения государственных запасов?


Рецензии
К чему это Вы, понятно, что наболело, но в нашей стране все так, куда не кинь. Мужайтесь!

Елена Кускова   10.08.2009 22:27     Заявить о нарушении
Это я к тому, что, если есть возможность что-то взять, надо обязательно брать. А то не факт, что еще раз дадут.

Юлия Староселец   11.08.2009 12:46   Заявить о нарушении