Шут и большие люди
«Я страну с Запада на Восток растянул, как гармонь. А подданных играть на ней не обучил», - до сих пор крутится в голове фраза Петра Великого из спектакля «Шут Балакирев».
Три часа с антрактом. Нравы эпохи Петра Первого. Любовь, судьба, закон, долг. Первые мысли после спектакля: «Надо перечитать Валишевского. Мало что, оказывается, меняется в ходе истории: власть всегда заманчива, любовь хрупка, а людей, следующих зову предназначения – по-прежнему мало».
Сюжет расскажу с помощью текста программки: «В русской действительности XVIII столетия существовал реальный Балакирев, зачисленный в 1715 году в солдаты Преображенского полка. Дворянин Иван Александрович Балакирев родился в 1699 году, являлся доверенным слугой императора и Екатерины I, пострадал во время процесса В.И. Монса. Эпоха Петра Великого была насыщена шутовскими проделками, задуманными и воплощенными государем. В 1719 году придворный шут Балакирев передавал от камергера В.И. Монса всевозможные послания императорским вельможам и, как доверенное лицо Екатерины I, оказался в курсе ее взаимоотношений с Монсом. Любовная связь Екатерины и Монса стала известна государю, за что Монс был казнен, а Балакирев арестован, подвергнут телесному наказанию и сослан в Роговик. После смерти Петра Великого и воцарения Екатерины I Балакирева вернули из ссылки, он находился при дворе вплоть до смерти Анны Иоанновны, после чего уехал в свою деревню, где и умер уже при Екатерине II».
Что есть постановка, которая запоминается? Эмоции, выводы и вопросы, родившиеся от актерской игры и текста. Текст Горина прекрасен. Кто-то из знакомых после спектакля назвал его слишком сложным. У меня другое мнение: все слова, фразы, рассуждения героев впитывались, настраивали на определенную волну мыслей, не пропадали бесследно. Актеры играли на полной отдаче. Это было очевидно. Наверное, поэтому, «Шут» не казался затянутым или вычурно стилизованным.
Каждый понимает, принимает или не принимает спектакль в силу соответствия его или не соответствия нашим, зрительским, знаниям, представлениям, предчувствиям. Иногда увиденное помогает что-то доосмыслить, порой еще больше запутывает. Не знаю, как у других. Но именно такой, как ее показали ростовчане, мне виделась знаменитая пара – Петр Великий и Екатерина I. Петр в исполнении заслуженного артиста России Сергея Галкина – великодушный, решительный, искренний. Много говорят о том, что он строил страну на костях. Сейчас речь не об этом. Екатерина заслуженной артистки России Натальи Гординской – соратница, друг и советник государя. Кстати, в спектакле тема ее романа с Монсом сведена к минимуму. От этого, наверное, образ жены Петра получился столь глубоким, цельным. По идее, главный герой спектакля – шут Иван Балакирев (актер Артем Шкрабак). Но он все время предстает марионеткой в чужих играх, что дает повод видеть в главных то Петра, то Екатерину, то само время.
Сценография помогала рисовать картины действительности тех времен. Мы побывали и в покоях жены Петра, и в парадных залах, и в бане, и даже в раю. Особо запомнилась кульминация и начало развязки. После смерти императора Ивана Балакирева возвращают, Екатерина назначает его наставником наследника трона Петра Второго и своим секретарем. Одиннадцатилетний Петр измывается над всеми опекунами, ставя своими проделками под сомнение репутацию России перед европейскими странами. Екатерина надеется приструнить наследника, приставив к нему опытного и находчивого воспитателя. Забава «Вильгельм Телль» с выстрелами по мишеням и просто пальба из огнестрельного оружия оборачиваются трагедией: Петр Второй попадает в Ивана, и тот долгое время борется за жизнь. Именно в этот момент мы видим одну из красивейших сцен спектакля – Рай. Петр Великий, некоторые его соратники в белых одеждах ведут неспешные беседы о смысле жизни. Петр спрашивает Ивана, когда тот был счастлив, в чем его предназначение. Шут не может сразу ответить. Он мечтал о покое в деревне, а волею судеб оказывался в гуще событий и интриг. Петр сокрушается, что шутовство не принесло обществу той пользы, на которую он надеялся: возможность говорить правду и клеймить взяточников и воров вырождалась со временем в пошлые шуточки и дурачество. Балакирев волею судеб выживает. Но после видения совсем отстраняется от дел.
Вторая по силе эмоций – сцена разговора Екатерины с умершим супругом. Чувствуется ее тоска, одиночество, нежелание все решать за других, усталость от мирского. Она просит Петра забрать ее к себе поскорее, вспоминает молодость, с нежностью удивляется, как это молодой государь решился взять в жены простую «солдатскую девку».
Сделать постановку завершенной помогают наряду с оформлением сцены и костюмы. Богаче всех наряжается Александр Меншиков, которого Петр то и дело прощает за воровство. Золотом блестит его камзол с алой подкладкой, лоснятся кудри парика и ладно сидят замшевые ботфорты.
Можно долго говорить о спектакле, находить что-то новое, смотреть на прежнее с новых точек зрения. Но стоит оставить место и для перспективы: еще будут мысли, еще возникнут идеи и выводы.
Зал, кстати, был полон на 100 процентов. А после спектакля зрители долго аплодировали.
- «Шут Балакирев» идет у нас не первый сезон, - сказал художественный руководитель театра, народный артист России и постановщик спектакля Николай Сорокин. – Думаю, он войдет в десятку постановок-долгожителей. Когда я собирался его ставить, Григорий Горин еще был жив. Тогда же репетиции начались и в «Ленкоме» Марка Захарова. «Москва от Ростова далеко, репетируйте», - пошутил Горин. Потом мы еще долго согласовывали текст с его супругой. Так что «Шут» сейчас идет в двух российских театрах. Мне кажется, тема власти и шутовства в России всегда будет актуальной. А еще, конечно, наш спектакль о настоящей любви, которая переживет все, что выпадает на ее долю, - радость и муку, надежду и отчаяние.
Свидетельство о публикации №209072200083