Незаменимых систем не бывает

На протяжении 2000-х годов замечал рост про-сталинских настроений в среде, в которой доводилось общаться - ученых, мелких и не очень мелких чиновников, дельцов от науки и культуры. «Товарищ Сталин» произносится с придыханием. Для интеллигента и творческого человека признания типа «при Сталине было лучше» я считаю глубоким нравственным падением и даже личным банкротством. Этого и добиваются современные «сталины».

Властолюбивых честолюбцев-управленцев средних способностей хватает и конкуренция между ними очень высока. Как раз такие «универсальные гении» как Сталин легко заменимы. Они знают это с младых ногтей и не обманываются на свой счет. Чтобы не быть замененными, они, демагогией и насилием, а то и просто волей случая дорвавшись до власти и понимая, что скоро все разглядят их настоящую сущность, вырабатывают один и тот же идеал управления: создают систему, в которой «незаменимых людей не бывает» и «кадры решают все», а текучесть кадров в нижней части пирамиды есть кадровая политика. Их выборы превращаются в перерегистрацию подчиненных, а временное управление в пожизненное.

Под «кадрами» понимаются те, кто так или иначе вынужден поддерживать систему, связывая с ней, так сказать,  «свое всё»: кто – из-за нерастраченных романтических иллюзий молодости, кто – из тщеславия, кто из-за извращенной порочности, а кто – по нужде и безысходности положения.

Это система скрытой или открытой гражданской войны – система сдержек и противовесов. Задача – сделать так, чтобы как можно больше людей связывало с системой «свое всё» - по разным причинам.  Еще в Древнем Риме был в ходу «имперский принцип»: разделяй и властвуй. Он приводит к созданию пирамиды власти. И я, конечно,  имею в виду не только и, может быть, даже не столько государственную власть, с которой не имел непосредственных контактов. Я говорю о разного рода рабочих коллективах и корпорациях, которые приходилось наблюдать. Все они эволюционируют в сторону своего рода авторитаризма или тоталитаризма, создания правящего клана незаменимых и несменяемых. В какой-то момент в них начинает поминаться в позитивном ключе «товарищ Сталин», но это начало конца, если не принять меры, не скорректировать цели и средства.

Здесь чувствуется общий закон: демократичность и гуманизм неустойчивы, потому что средний человек склонен «зажираться» и терять нравственные (внутренние, основанные на личной сознательности) подпорки трудовой дисциплины. И тогда нужна встряска, сильная рука, чтобы вызвать страх – базовую эмоцию, которая прочистит развращенные благополучием мозги. Демократичность неустойчива, естественная эволюция системы ведет к тоталитаризму. Вместо человека во главу угла ставится система.

Но если системостроительство развивается бесконтрольно, это становится общественной болезнью, как раковая опухоль: паразит не может перерасти питающий организм, подменяя его собой, но тенденция неограниченного роста в паразите заложена изначально. Это и определяет неизбежность «загнивания и гибели» тоталитарной системы вместе с выкормившим его обществом.

Вот почему для выживания общества необходимо динамичное и конструктивное (в смысле - прагматичное) противостояние гуманистических (демократических) и системоцентрических (авторитарно-тоталитарных) тенденций: ни одно из этих начал не должно приобретать решающего преимущества. И вот почему пафос системно мыслящих деятелей насчет того, что под ними «незаменимых людей не бывает» нужно разбавить отрезвляющим: «незаменимых систем не бывает».

Тем, кто  отождествляет себя с системой, не следует питать больших иллюзий на свой счет. Утратив гуманистические принципы, они будут неизбежно сожраны укрепившейся их усилиями системой, если не позаботятся о том, что и сама система должна побаиваться стерегущей ее ошибок оппозиционной системы-конкурента. Актуален лозунг: незаменимых систем не бывает. Он должен всегда держаться в голове, когда системно мыслящие персонажи рассуждают о заменимых людях-винтиках.

Незаменим только творческий человек, индивидуальность которого является мерилом его трудоспособности, а интеллигентность его - гарантией от деградации.


Рецензии