Бабушки мои

Мне посчастливилось в детстве гостить у бабушек! Почему я думаю, что посчастливилось? Рассказываю.


Бабушка - папина мама - городская.

Наверное, тогда ей было лет около шестидесяти. Она, величественная, словно императрица, с высокой причёской, в модном платье и сабо на каблуке, ходила по своей громадной квартире в центре города, покуривая Беломор и стряхивая пепел в крошечную серебряную пепельницу. И поучала.
Я хвостиком бегала за ней по всем комнатам и коридорам. И слушала.

- Главное, деточка, чтобы женщина была красивой всегда! 
- ???
- Маникюр делают каждую неделю, - продолжала бабушка свою речь, - а педикюр - дважды в месяц.
И я, восхищаясь, внимательно наблюдала таинственную процедуру. Мне было позволено подержать в руках эти щипчики, ножнички, пилочки и прочие штучки, а главное - флакончики с яркими лаками. Как же мне хотелось накрасить ногти!
- Тебе ещё рано делать это, посмотри, какие красивые у тебя ноготочки, гладкие, правильной формы. А какие брови! Сразу видно породу - фамильная красота!
Затем бабушка переводила тему на чулки:
- Видишь эти перчатки? - доставала из коробочки, - они нужны для того, чтобы не зацепить, надевая, тонкие чулки.
Постепенно я узнавала от бабушки, как заниматься окраской волос (тогда это была длительная процедура, занимавшая почти целый день), укладкой причёсок, нанесением масок, гладкостью кожи и прочее, прочее.
Также в понятие женской красоты входило умение лепить маленькие, ровненькие, одинакового размера пельмешки, сервировка стола, да и такое прозаическое занятие как мытьё посуды, тоже.
Не менее важным было приобщение к миру искусства. Бабушка внимательно слушала, как я пою взрослые песни, и, если только она замечала фальшь или аранжировку в моём собственном, вольном стиле, тут же следовали строгие критические замечания в мой адрес. 
Правильная русская речь и хорошие манеры - непременное условие женской красоты.
- Нужно говорить не коридор, а прихожая. Зала - женского рода. Если хочется чихнуть, то уединись в дамской комнате и там чихай сколько угодно!
И уж если из уст бабушки вырывался мат, то это звучало органично и красиво!
Еще мы разглядывали огромную картотеку с открытками художественных произведений, смотрели и обсуждали фильмы, играли в лото.
Об игре в лото - особое воспоминание. Собирались родственники. В центре гостиной - овальный стол, покрытый плюшевой скатертью с кистями. Доставали мешок с бочонками, карточки и пуговички-закрывашки. Играли только на деньги: одна карточка стоила двухкопеечную монету. Мне выдавали 10 копеек, если выигрывала, то прибыль могла оставить себе. Что и говорить, шанс победить у меня был!
Но больше всего я радовалась, когда подходила моя очередь кричать. Термин такой. Берешь в руки мешок и по одному достаёшь бочонки:
- 11 - Барабанные палочки! - и вся родня ищет в своих картах названный номер, счастливчики воспользовались пуговками.
Кричать нужно быстро:
- Дед! Так, посмотрим, сколько ему лет? Опять 25!
- Ха-ха!!))) - все угорают - какой молодой дед!
- 69 - Туда-сюда! Как свиньи спят! Чёртова дюжина! 44 - Стульчики! Полста! Кол! 18 - Как в первый раз!
Кто-то успевает выкрикнуть:
- Квартира! У меня - квартира!!! (это тоже термин в лото).
И теперь я уже не в бешеном темпе, а чётко и внятно называю числа:
- 14! 77 - Топорики! 22 - Ути-ути!
- Я выиграл!!!!!!! - прозвучал один радостный крик на фоне гула разочарованных и сожалеющих голосов.
И победитель снимает выигрыш.
Усиливается азарт. Игра продолжается...


Бабушка - мамина мама - деревенская.

В деревню меня отправляли каждое лето. На один из летних месяцев.
Как же здорово было очутиться на воле! Простор! Родители далеко. Можно всё! Вернее, почти всё в обмен на огородно-полевые и домашние работы.
С утра просыпаюсь от ароматов, доносящихся из летней кухни: сырнички, блинчики, булочки, сдобнушки! О-оо! Молочко деревенское, сметанка, компот из сухофруктов, ка-аак щас позавтракаю!))) Бабушка готовила не по-детски. Так наедалась я только у неё в гостях.
За завтраком мне выдавалось задание на день:
- Огурцы полей! Раз любишь малосольные - сделаю. Викторию собери! Уже накраснела, и поешь с молоком. Горох рви, пока сладкий, а то перезреет.
Я уплетаю сырники со сметаной, запиваю компотом, да и киваю.
- Еще нужно прополоть морковку.
- О, нет, только не это, я не умею! - захныкала.
- Как это можно не уметь полоть? - бабушка и вправду не понимала, что я не различаю культурные растения и сорняки. Особенность у меня такая, зелень она и есть зелень, мне всё едино. - Ничё не знаю. На речку можно только после прополки!
И вот ведь когда точно знаешь, что не умеешь, таков и результат, прополола я все сорняки вместе с морковкой. Подчистую. Хорошо, бабушка появилась вовремя, хоть пол-грядки оставалось нетронутой. Нагоняй, конечно, мне прилетел, тоже недетский.
А вот полив и сбор урожая у меня выходил на славу!
Но главное, что теперь можно на речку! Ур-ра!!!!! Бабушка выдаёт мне заслуженно отработанные 22 копейки. Мне их хватало или на одно пирожное, или на два мороженых в бумажных стаканчиках по 11 копеек.
- И ишшо тебе шешнадцать копеек, купишь хлеба.
Я - за калитку, а вдогонку мне летит фразочка:
- Утонешь - домой не приходи!

Особо я любила базарные дни в деревне. Накануне с вечера бабушка вязала пучки огородной зелени, толстые такие пучки, не то что сейчас продают. А спозаранку уходила торговать. К тому времени как я просыпалась, она уже колдовала на кухне с выпечкой, а мне в те дни доставалась самая простая и высокооплачиваемая работа - бухгалтерская. Высыпет мне из карманов фартука гору мелочи на стол, а я должна была разложить все монетки по достоинствам, пересчитать их и записать сумму выручки. Вот это дело! Мне очень нравилось. А уж если выручка, по мнению бабушки, была достойной, то мне причитался цельный рупь! О как!
В такие дни я не только с детьми на речку бегала купаться. Мы еще и в клуб ходили смотреть кино, и мороженым от пуза наедались.

Вечерами усаживались с бабушкой на скамейку за оградой, поболтать, помолчать, комаров покормить. Их - тучи! Меня кусают, её - нет. Я чешусь вся, хныкаю, а она поясняет:
- Опять мороженое ела? Вот у тебя кровь молодая, сладенькая, комарам лакомство. А меня им чё кусать? Я мороженого не ела...


Две бабушки. Такие разные, обе учили меня своим премудростям. Каждая по-своему. Тому, что знали. Обе баловали меня. Как умели.
И всё это остаётся во мне.
Я одинаково люблю и шумный центр города, и загородные просторы, пятизвёздочные отели олл инклюзив энд спа и спальники в палатках, громкую модную музыку ночных клубов и тихие песни у костра, изысканные экзотические блюда и простые домашние блинчики с маслом. Мне нравится смотреть блокбастеры в громадных киноцентрах, и нравится слушать, как вдруг раздается в тишине пение птиц.
Мне комфортно быть безупречной, стильной, успешной. И в то же время - естесственной, искренней, открытой.
И кое-что в моём поведении - посчастливилось! - вот точно от бабушек!;)))

Низкий поклон  в с е м  бабушкам!


Рецензии
Рассказ «Бабушки мои» – прелестное, полное любви произведение о бабушках.
Рассказ пронизан тёплом и мягкой иронией, исходящей из глубины любящего сердца. Спасибо. Порадовали.
Каждый воздвигает в своём сердце памятник своим родным и близким. Вы же воплотили его ещё и в рассказе.
Ещё раз – спасибо! Всего Вам самого доброго и светлого.

Наталья Ладнева   29.07.2013 20:15     Заявить о нарушении
Наталья, спасибо Вам огромное за тёплый отклик и пожелания!)

Ирма Горте   30.07.2013 04:45   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.