Z-триз. дискуссия. 1. тотальное совершенство и его

Z-ТРИЗ. Дискуссия. 1. Тотальное совершенство и его первооснова

Z-секция при Международной ассоциации ТРИЗ была создана по моей инициативе в июле 1995 года на очередном съезде Ассоциации в Петрозаводске и успела оставить после себя лишь небезынтересные материалы большой дискуссии, проводившейся по переписке по обыкновенной почте. Будучи убежденным в том, что эта переписка является важным документом в духовной жизни России, я предаю ее гласности на страницах Проза.ру. В публикации будут опущены лишь материалы сугубо личного характера. В основу дискуссии легли три начальные главы книги «Z-мир» по ее состоянию на 1995-й год.

***

Z-мир,
или Стремление к тотальному совершенству

* Воссоздание истинного базового знания (БИЗ)
* Технология совершенного мировоззрения
* Теория постановки глобальных целей и их реализации
* Методика развития сверхвысокого интеллекта
* Алгоритм (блок-схема) счастья
* Эффективная экономическая стратегия


 («Z-мир») 1. Тотальное совершенство и его первооснова

Идея стремления к тотальному (всепронизывающему) совершенству (мы будем именовать ее Z-идеей) закралась во всемирное человеческое сознание очень давно. Удивительно, что, несмотря на то, что она всегда имела и имеет считанное число приверженцев, ей удается сохраняться, консервироваться и время от времени оживать и развиваться. Трудно понять, кто и как попадает во власть этой идеи, но у попавших однажды уже никогда не появляется желания с ней расстаться. Она сильнее магнита, сильнее любых прочих страстей человеческих, ибо она в высшей степени и прекрасна, и прагматична одновременно, так как включает в себя все красоты и все пользы и мира естественного, и мира искусственного.

Сторонников Z-идеи мало; еще меньше тех, кому удалось сделать что-то существенное по ее развитию и реализации. Сегодняшний уровень мирового знания позволяет понять и причину этого, и сделать большой шаг вперед по развитию Z-идеи. Необычайно большие возможности для этого нам открывает молодая и быстро развивающаяся наука кибернетика.

В основе любой позитивной деятельности человека лежит истинное знание. Самый последний лжец нуждается в правде, ибо без правды о мире он не может творить свои низкие дела. Но в чем люди меньше всего нуждаются, так это в правде о самих себе. Своя ложь привычна, она не воняет и не натирает мозоли. Чтобы разделаться со своей ложью, нужно иметь для этого и стимул, и интерес, и мужество, и умение ее обнаружить. Для этого нужно иметь над самим собой, над своим Я, независимого критика в лице своего над-Я. А что это такое, сегодня все еще мало кто представляет себе ясно. Свое Я, самих себя люди считают последней инстанцией истинности и правоты и абсолютным совершенством (и уже по этой причине не нуждаются ни в каких там сверх-Я). А совершенное, понятно, улучшить уже никак нельзя. Дорога к совершенству открыта только несовершенным, тем, кто сомневается в истинности своего Я.

Чтобы оценить истинность какого-либо знания, факта, утверждения, вывода, оценки, принципа, для начала надо понять, что есть истина вообще. На основании каких признаков мы считаем утверждение истинным?

Распространено убеждение, что критерием истины является практика. Но как выяснить, является ли этот критерий истинным? Кто его придумал и чем его обосновывал? Нужно ли мне слепо доверяться этому критерию или же моей доверчивости следует посопротивляться, посомневаться, попробовать опровергнуть этот и поискать другие критерии истины? Если вы над этими вопросами не задумывались чрезвычайно глубоко, то весьма вероятно, что вы живете во лжи, может быть, ненавидя ее, но в очень важных случаях не отличая ложь от истины. А ведь критерий истины – это вопрос жизни и смерти, жизни или животного существования.

Логика этой темы говорит за то, что все люди, за исключением некоторых, живут во лжи. Не в тотальной лжи, конечно. В тотальной лжи жить в принципе невозможно, в тотальной лжи человек гибнет в считанные дни, если не минуты. Но ложь пронизывает все сознание человека. В информации низшего, так сказать материального, уровня ее относительно немного, но чем выше уровень абстракции и управления, тем процент пораженного ложью знания выше. Наиболее высокой концентрации ложь достигает на самых высших уровнях управления в сознании человека: в системе его целей, ценностей, принципов. И если это так, то все знание (на всех его уровнях) человека является в целом ложным. Создавая водородную бомбу, А.Сахаров полагал (т.е. считал это за истину), что делает великое добро. И только спустя многие годы, прозрев, понял, что участвовал в величайшем зле.

Пропитанность знания ложью является самой типичной причиной всякого рода неудач, бед, трагедий. Ложность марксизма обошлась человечеству более чем в сто миллионов невинных жертв. Но даже это обстоятельство не помогает людям увидеть первопричину зла – массовое равнодушие к истине и, в конце концов (вернее в начале начал), к критерию истины. «Зачем же об этом думать, если и так ясно, что есть ложь, а что истина», – так думает подавляющее большинство. И переубедить их невозможно. А потому эта книга только для ищущих и сомневающихся.

Итак, вернемся к критерию истины. То, что практика – критерий, работающий плохо, хорошо видно на примере практики коммунизма. Коммунистические истины были сформулированы задолго до практики. Проверка этих истин оказалась очень высокой ценой для человечества. А ведь были мыслители, которые без всякой практики показали (своевременно и в высшей степени убедительно) ложность теории марксизма. Так что для установления истинности утверждения его проверка практикой вовсе не обязательна. Критерий истины, которым пользовались серьезные критики марксизма, можно сформулировать так: логическая непротиворечивость утверждения неложному знанию. (Следует отметить, что, отвлекаясь от вопроса истинности исходного знания, теория марксизма-ленинизма-сталинизма является логически непротиворечивой.) Но тогда возникает вопрос: а как выяснить истинность (и добиться ее) исходного знания?

Критерий истинности исходного знания, кажется, напрашивается сам собой: знание является истинным, если все утверждения, из которых оно состоит, составляют непротиворечивую систему. Но этому критерию удовлетворяет и марксизм. В чем же дело? Как нам отмежеваться хотя бы от критерия истинности марксизма? А дело в том, что марксизм был воздвигнут всего лишь на исходном частном знании о мире. За пределами этого знания оставалось множество высоко истинных утверждений (в частности такие: цена на товар зависит от соотношения спроса и предложения; спрос на некоторые товары зависит от погоды; энергия тоже есть товар) и тоже относящихся к социально-экономической сфере, которые полностью противоречили исходным посылкам марксовой теории и которые основоположниками были отброшены. Марксистов интересовала не истина – их интересовала только победа... Но если бы Маркса интересовала истина, то он опирался бы на полное исходное знание об обществе и общественных отношениях. (Ниже мы покажем, что полное не значит абсолютно подробное.)

Оставим Маркса в покое и сформулируем очевидно верное утверждение: тот, кто отбрасывает высоко истинные утверждения и сужает свое знание, повышает риск его ложности. (Но, отметим: так поступают практически все!). Следовательно, исходное знание должно быть и непротиворечивым, и полным.

Но где же взять исходное истинное знание, если знание почти всех людей и учителей (ибо первых учителей учили люди, не владеющие истинным знанием) ложно? Увы, истинного знания не то что полного, но даже небольшого, базового объема по сей день не существует. Будь у человека базовое истинное знание (или, поскольку нам часто придется использовать это понятие, сокращенно БИЗ), к нему легко было бы присоединять новые истинные утверждения, истинность которых легко устанавливалась бы с помощью БИЗ. И потому нам остается лишь один выход: создать БИЗ самим. Дело это нелегкое, но посильное, а главное абсолютно необходимое. Абсолютно необходимое для каждого, кто хочет знать самые истинные цели, средства, оценки, принципы. Причем в любой деятельности. Ибо иначе жизнь бессмысленна. Совершенный мир начинается с Истины.

Продолжение следует.


Рецензии
Ну вот...
Опять тоталитарная теория.
Хм....

Сергей Белый   04.05.2010 16:16     Заявить о нарушении
Почему же? Вы вправе выбрать для себя уродство - хоть во всем!

Виктор Сорокин   05.05.2010 22:42   Заявить о нарушении
Добрый вечер, Виктор! Высказанные идеи очень интересны. Но нет ли в основе абсолютизации знания? Есть такая психологическая теория (П.Я. Гальперина), которая описывает психику как ориентировочный механизм. Соответственно и знания выступают как элемент ориентировочных основ действий. Поэтому применительно к знаниям скорее подходит характеристика действенности, чем истинности. Например, есть теория иглоукалывания, которая сформировалась в Китае много веков назад. С современной точки зрения она не дает правильного описания действия организма, но она позволяет эффективно лечить. Она не истинна, но действенна.
С другой стороны знание, которое всегда модель, может стать истинным только тогда, когда совпадет с прототипом. Но такое знание не практично, его нельзя использовать. Поэтому знание действенно только тогда, когда оно много проще прототипа и потому не может быть истинным.
Хотелось бы узнать Ваше мнение по поводу приведенных соображений.

Виктор Щербаков   08.10.2015 23:42   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.