Переиначки

Время летит просто неумолимо. И вот мой маленький сын Егор уже достиг того прекрасного возраста, когда речь и отдельные слова не только воспринимаются и понимаются им, но еще и произносятся. Пусть не всегда верно и разборчиво – это уже детали. И если внимательно прислушаться, ухватить произнесенные, порой лишь единожды, слова – можно обнаружить много интересного, забавного и трогательного. Сплошь и рядом случается, что ребенок эти самые слова попросту изобретает. И совсем неважно отчего это происходит – от неправильно расслышанного слова, оттого что называемое покамест неизвестно ему, или в силу выдумки и какой-то особенной, я бы даже сказал – незапятнанной, логики, благодаря которой любой предмет, явление или процесс находит «истинное» название. Самое прекрасное во всем этом, что любая такая «переиначка» чрезвычайно естественна, понятна и даже приятна для нас, взрослых.

В данном "произведении" под названием «Переиначки», я буду записывать, по мере их появления, новые слова, выдуманные и озвученные Егором. Слова будут записываться в хронологическом порядке (первое слово появилось, когда Егору было примерно 1,5 года).

Сразу же оговорюсь, что данная работа отчасти навеяна незабвенными «От двух до пяти» Корнея Ивановича Чуковского, но ни коим образом не пытается повторить успех уже ставшего классическим произведения.

Итак, начинаем!

Пасясь - универсальное слово, означающее и "спасибо" и "пожалуйста". У маленьких детей на стадии становления речи нередки проблемы с произношением звука "Ж", вместо него, как правило, употребляется звук "С" или даже "З". А теперь давайте посмотрим на указанные слова повнимательнее в "фонетической транскрипции" ребенка: сПАСиба и ПАСалуста. Вот он и общий для обоих вежливых слов корень "ПАС", тонко подмеченный малышом. Благодаря общему "корню" имеем одно, объединяющее слово, "волшебное" вдвойне.

Копатка = лопатка. Происходит, как вы догадались, от слова "копать".

Топки = тапки. От слова "топать", видимо, ну или "топтать".

Тутуська = паровозик. Как это ни странно... Хотя - нечего "ту-тукать", я так считаю, сам паровозик виноват.

Шабота = свобода. Этимология данного речения, на мой взгляд, такова - "шабаш", "суббота" (значит - отдых), а следовательно - "свобода".

Проснувайся = просыпайся. Эффект от произнесения этого слова должен быть таким - человек должен проснуться, стать проснувшимся, но никак не просЫпать что-нибудь. Так что, судя по проверочным словам, проснувайся более подходящее слово, чем просыпайся.

Лубкий (-ая, -ое, -ие) = вымышленное слово, регулярно используемое сыном в своей речи. Этимология до конца не известна. Сопоставив ситуации, в которых данное слово произносится и обнаружив в этих произношениях некую повторяемость - сделал вывод: слово это означает что-то (кого-то) чрезвычайно хорошее, быть может самое лучшее на свете, любимое и дорогое, доброе и светлое; произносить слово следует мягко, улыбаясь. Может использоваться в качестве комплимента, похвалы: "Ой, какая мама лубкая".

Мойболит и Айдодыр = персонажи стихотворных сказок Корнея Ивановича Чуковского, из раннего, не изданного. По одной из версий являются прототипами (черновыми вариантам) более известных Мойдодыра и Айболита.

Мамогать или папогать = просить помощи для себя или предлагать свою помощь, в зависимости от того, к кому ребенок обращается - к маме или папе (Например: Папа, папоги мне! или Мама, я буду тебе мамогать!).

Снеговинка = снежинка, форма атмосферных осадков, состоящая из мелких кристаллов льда. Таким вот остроумным способом Егор избежал невыговариваемой буквы "Ж" в оригинале и подспудно породнил снежинку со снеговиком. Этимология слова, на мой взгляд, такова: соединение двух определяющих слов: снег (суть снежинки) и диковинка (снежинка - одно из самых удивительных и завораживающих природных явлений).


Рецензии