Портрет Девочки-без-имени

Гран-при двадцатого «Кинотавра» получил фильм режиссера-дебютанта
После просмотра я меньше всего думала о том, каково же мнение о фильме у жюри, и получит ли «Волчок» что-нибудь. Я просто шла по залитой солнцем улице, от Зимнего к «Театральной» и пыталась себя успокоить. Вообще не плачу во время или после какого-то фильма. Ну, может, только после «Фриды» и «Титаника». А тут пришлось ловить ртом воздух, идти спиной, срывать листья с камфорных деревьев, одним словом, отвлекать себя от главного, лишь бы не разреветься посреди дороги. Темные очки тоже помогли. Но непролитые слезы обернулись глобальным суточным молчанием и обнажением нервов. Ого! Вот это да, не ожидала от себя, не ожидала от фильма. Тем более после вчерашней «Европы-Азии», ровной-ровной, ни смешной - ни грустной.
Не знала, как кто воспринял фильм «Волчок», но для себя поняла, что по силе воздействия он похож на «Портрет Дориана Грея» Оскара Уайльда. Именно книги, а не экранизаций, которые не особо-то взволновали. И вектор эмоций тот же: не поступай так, как герои, потому что это путь к смерти, не отгораживайся от времени и не ври себе, потому что так ты потеряешься и не обретешь желанной гармонии.
В поселке под названием Поселок у алкоголички рождается дочь. Они не виделись семь лет, так как мать сразу после родов попала в тюрьму за совершенное преступление. Кто отец девочки, она не знает, так как в ее постели слишком часто появлялись незнакомцы. Потом молодая женщина возвращается в дом, где живут ее мать и дочь. Девочка растет сама по себе: спит, молчит, ест сгущенку и гематоген, что приносит мама иногда, ждет ее с гулянок, ни с кем не общается. Ее единственный друг – умерший мальчик. Она ходит на кладбище, разговаривает с ним, целует фотографию, собирает конфеты с могил и приносит ему, то есть создает свой мир. Бабушка умирает, мама продает квартиру и бросает дочь с запиской в руках на вокзале. Сама уезжает на юг с мечтой «подцепить мужика». Девочку забирает сестра матери, инвалид. Через лет пять-семь, когда все решили, что молодая женщина умерла, она возвращается. Нищая, окончательно побитая жизнью. Дочь ждала ее и знала, что та вернется. Но ничего не меняется: матери по-прежнему роднее водка и мужики. Ночью, когда гостья из ниоткуда отправляется за спиртным, дочь бежит за ней, пытается остановить. И непонятно, чем заканчивается ее дорога: то ли ее сбивает машина, то ли режиссер вообще оставляет финал открытым.
Вы спросите, почему «Волчок»? В детстве мама, вернувшись под утро с очередным ухажером, принесла дочке деревянную игрушку – волчка. Девочка, когда подолгу ждала ее возвращения, вертела его на подоконнике или стуле и заворожено смотрела на то, как сливаются разноцветные полоски в одну. А однажды мама рассказала ей о том, что нашла ее на кладбище, и она была не девочкой, а волком.
Сюжет, на мой взгляд, в «Волчке» второстепенен. На первый план выходят переживания девочки и поведение матери. Первая любит пьяницу-мать и страдает без ее тепла и внимания. Второй же дочь безразлична, она убегает от нее, отгораживается и вечно повторяет: «****ь, я жить хочу, жить!»
Фильм построен как рассказ девочки о себе, она смотрит на нас в щелочку в замке и рассказывает. Ровным, бесстрастным голосом.
Реплики же матери впиваются в сознание, ее хрипловатый голос будоражит и будто рушит хрупкую внутреннюю гармонию, которую каждый из нас пытается строить изо дня в день. Она цинична и прямолинейна, ее душа нездорова.
Фильм построен на контрасте – любви и безразличия, нежности и грубости, тяги к свету и выборе ада в реальности. Не знаю, почему, но мне хотелось гладить эту одинокую девочку по волосам, общаться с ней, показать другой мир. Это было так непривычно и ощутимо, что казалось противоестественным и в то же время закономерным.
И вот, «Волчок» получает Гран-при двадцатого «Кинотавра», а режиссер-дебютант, известный драматург Василий Сигарев становится обладателем приза имени Григория Горина «За лучший сценарий». Кроме того, актрисе Яне Трояновой досталось бронзовое солнце «За лучшую женскую роль». К тому же гильдия киноведов и кинокритиков отдала своего «Белого слона» этой ленте. Второго получил «Кислород» другого драматурга Ивана Вырыпаева.
Кстати, никто из критиков не стал оспаривать решение жюри, в кулуарах лидерство, и правда, было отдано «Волчку», что, по правде говоря, удивительно. Это не блокбастер, а стопроцентно психологическая драма о российской действительности.
- В последние годы мы старались, чтобы в программе были картины разных стилей и жанров. – Заметила директор программ «Кинотавра» Ситора Алиева. – В конкурсе – жанровое кино, так называемый арт-мейнстрим и абсолютный артхаус. А доминирует у нас жанр психологической драмы, кино серьезное и глубокое. Герои этих фильмов – мужчины и женщины, старики и дети – испытывают дефицит любви и счастья, стремятся к ним, страдают, иногда обретают их. Впервые на «Кинотавре» в большом количестве представлены картины о родстве ближнего круга.
О режиссере «Волчка» Ситора Алиева сказала так:
- Василий Сигарев – достаточно известный в театральном мире драматург. Его пьесы ставили в Англии, там же он получил одну из своих первых наград.
Интересная тенденция вырисовывается: в лидеры вышли фильмы, где слово не второстепенно, а наоборот доминирует и представляет собой законную основу, а не помощника действия. Это, думаю, хороший признак.
Оказывается, сценарий «Волчка» не раз хотели у Василия Сигарева купить. В том числе Алексей Балабанов. Но автор «навязался» продюсерам в режиссеры, и они согласились. Итог – признание жюри и возможность познакомить с фильмом сотни тысяч зрителей.


Рецензии