Тыринс-протыринс

ТЫРИНС–ПРОТЫРИНС

Давыд Кавадраш был художником, но в его присутствии мир казался выцветшим, как полинявшая тряпка. Просыпаясь, он шарил под кроватью, доставая жёлтую, пылившуюся бумагу, и неряшливо писал: «Ночью мы погружаемся в допустимое безумие, а утром пробуждаемся к разрешённому сумасшествию…» Кавадраш подрабатывал бакенщиком, круглый год носил засаленный свитер, высокие рыбацкие сапоги и слыл мизантропом. «Свобода, – гремел он цепью, отвязывая нанятую лодку, – это возможность каждого обворовать каждого». Его сторожку на речной пристани обходили стороной, а, когда он скользил мимо с этюдником на плече, сплёвывали.
Художником Кавадраш был непризнанным и, когда слышал про успешных, злился: «А, эти, тыринс-протыринс…» Рисовал он преимущественно зимой, когда работы было мало. Долго вынашивал замысел, а когда тот созревал, ставил мольберт, клал рядом с палитрой краюху чёрного хлеба и, отщипывая от неё, думал, что, бог даст, закончит картину к ледоходу. Он рисовал по памяти летние пейзажи – горбившиеся на горизонте облака, луну на ущербе, передавал красками крики чаек, дыхание заливных лугов и как, выплескиваясь на берег, свистят сомы. По мере того, как работа продвигалась, краюха черствела, уменьшалась и заканчивалась с последним мазком.
Кавадраш в одиночестве рыбачил, молчал со звёздами и варил уху, которую не с кем было разделить.
– Сколько людей вокруг… – разводили на пристани руками.
– Народу много, – кивал он, – поговорить не с кем…
Единственным его собеседником был о. Савелий, приходивший на реку после воскресной службы.
– Вера, – размахивал он руками, будто продолжал церковную проповедь, – позволяет взглянуть на жизнь отстранённо, не привязываясь к ней с животным остервенением, не становясь заложником тела…
– Дело в воображении, – хмыкал Давыд, – одни верят в то, что можно потрогать, другие – в то, что нельзя. И каждые крутят другим у виска…
Покашливая, о. Савелий гладил клочковатую бороду.
– А главное – свобода, – гнул своё Кавадраш. – Свобода от обстоятельств, условностей, от всего на свете, и Бога в том числе…
О. Савелий резко поднимался.
– Женился бы, что ли, а то совсем рехнёшься… – стреляя глазами, строго отряхивал он рясу и выставлял тяжёлый нагрудный крест. А когда Давыд целовал, менял гнев на милость: – Пойми, душа-человек, вдвоём всё иначе – на дуэли стреляться, и то лучше, чем в одиночестве застрелиться…
Иногда к Давыду на огонёк заворачивали женщины. «Весь мир – один большой тыринс-протыринс… – заводил он свою песнь, разливая по чашкам душистую мяту. – Мир бесцветен, чтобы разглядеть его краски, надо родиться слепым…» В сторожке делалось тихо, как в монашеской келье, и только отодвинув заслонку в дымоходе, можно было услышать, как доносится карканье ворон, как ветер сдирает кору с деревьев и как вдалеке, точно младенец в купели, плещется река.
Женщины кутались в шаль и больше не возвращались.
Жизнь – это путь к себе. И Кавадраш на свой счёт давно не обольщался. В глубине он видел страхи, зависть, тщеславие, гниющие, как горы мусора, обиды, видел жадность, равнодушие и желание первенствовать. «К чему всё это? – недоумевал он. – Будто не все умрут?»
Летом о. Савелий много болел и стал плохо ходить. «Умирать начинают с ног, – приговаривал он, растирая ступни пчелиным ядом, – они к земле ближе». Но служил по-прежнему, так что о его недуге не догадывались. После исповеди он приходил особенно печальным. «Бедный Господь! – отворачивался он к реке, и в его голосе сквозила жалость. – Что Он должен выслушивать в молитвах!» Вода раскачивала камыш, над песчаной отмелью хищно носились стрекозы, а бегущие облака складывались в сочувственные лица.
И Кавадраш думал, что каждое учение наполняют собой.
– А ведь мне сегодня семьдесят… – вздохнул однажды о. Савелий.
Высчитывая, сколько ему осталось до этих лет, Кавадраш хотел сказать, что возраст компрометирует – сравнишь мир со скользким безобразным тюленем, а услышишь: «Старый брюзга!»
Но вместо этого улыбнулся:
– Есть старик – убил бы, нет старика – купил бы!
И подарил имениннику картину, похожую на икону. Он нарисовал на ней вещи не как видят их все, направляя взгляд от себя, а наоборот, выворачивая к себе. В результате то, что было дальше, выглядело больше, и человек на заднем плане казался гигантом по сравнению с церковью. О. Савелий прослезился:
– В руках Твоих, Господи, мы только краски, которыми Ты рисуешь мировую картину!
– И это далеко не шедевр… – отвернулся Давыд.
Он давно заметил, что, употребляя одни и те же слова, говорит с другими на разных языках. «Мои разговоры – как у мужчины с женщиной», – думал он, так и не решив, к какому полу причислить себя. Но его непреодолимо тянуло к людям. В рыбацком посёлке он за бутылкой вина прислушивался к молчанию мужчин, сплетням женщин и, напитавшись чужой жизнью, прятался в раковину своей.
Другого берега реки не было видно, поэтому Давыд не удивился, когда двое мужчин с полосатым чемоданом, взяв лодку хмурым, осенним утром, не вернулись к вечеру. Но в полночь, когда хохотала болотная выпь, погрузил на борт фонарь и отправился на поиски. Он нашёл их только на рассвете. В уключинах безжизненно болтались вёсла, а к носу и корме раскинулись тела, под которыми в утреннем холоде густела кровь. Мертвецы сжимали пистолеты, а между ними лежал чемодан, на котором грудились деньги. Аккуратно перевязанных пачек хватало на несколько жизней. Давыд огляделся, вскрыв одну пачку, разбросал купюры, а остальные сгрёб в чемодан. Потом вынул нож, пробил днище и, едва успев перешагнуть в свою лодку, налёг на вёсла. Тонущая лодка с набухшими банкнотами быстро скрылась в тумане. Вернувшись в сторожку, Давыд затопил печь, положил на колени мокрый чемодан и, вытянувшись на стуле, долго смотрел на полыхавшие дрова…
На другой день, когда он, насвистывая, возился с прохудившимся бакеном, к нему подошли.
– Вчера двое лодку брали… Не вернули?
Давыд мотнул головой.
– У нас они тоже кое-что взяли…
Его сверлили глазами – Давыд не дрогнул.
– За это шеф шкуру спустит, лучше верни…
Давыд пожал плечами:
– А он у вас большой проныра, ваш шеф?
Его взяли за горло:
– И у него железная хватка…
Давыд задохнулся, у него потекли слёзы.
– Я и говорю, – тронул он покрасневшую шею, – тыринс-протыринс…
От него отвернулись:
– Похоже, не в себе…
С тех пор Кавадраш пошёл в гору. Переехал в город, купил мастерскую. В делах у него появился поверенный, Моисей Яковлевич, ногой открывавший двери модных галерей. «Люди забывчивы, – говорил он, перебирая пуговицы залоснившегося пиджака, – без поддержки имя сходит, как первый снег…» Кавадраш посмеивался, но деньги давал. И его имя стало на слуху, его фотографии запестрели в журналах. Даже критики, называвшие других живописцев «картинщиками» и «прошлым тысячелетием», были к нему благосклонны, искусствоведы и «нужные люди» толкались в его прихожей. Теперь Кавадраш работал, как машина, – его подстёгивали сроки, подгонял Моисей Яковлевич:
– Задаром никто и спички не отдаст… А известность? Почему она должна с неба падать? Всё имеет свою цену, даже манна небесная…
Моисей Яковлевич смотрел большими слезящимися глазами, в которых светились тысячелетия скитаний, и Кавадраш думал, что в юности все одинаковые, но с возрастом каждый приближается к своим предкам, которые проступают на школьных фотографиях вместо сверстников.
– Но есть же глаза… – произносил он, обмакивая в краску кисть. – Люди отличат талант от тыринс-протыринс…
– Люди? – поднимал бровь Моисей Яковлевич. – Да им всё равно! А золотого тельца хоть потрогать можно!
И опять Кавадраш думал, что любое учение наполняют собой.
Поначалу город представлялся ему человеком, который спросонья ворочается с бока на бок и никак не может удобно устроиться, но вскоре он перестал интересоваться другими, перестал, как зверь, принюхиваться к чужой жизни. «Это дети живут с оглядкой, – разводя краски, щурился он на плывшие в окне облака, – взрослые видят только себя…» Теперь к Давыду было не подступиться, ключ от сердца он носил в кармане на одной связке с ключами от квартиры и машины. Случалось, ему представляли молодых, которым перешли дорогу его деньги, и тогда его мучили угрызения. А ночами снился Моисей Яковлевич. «К вам это, конечно, не относится, – шептал он, выпячивая губы и делаясь похожим на барсука, – но знаменитость можно сделать даже из пустого места…»
И Кавадраш просыпался в холодном поту.
Дело своё Моисей Яковлевич знал, и Кавадраш вошёл в круг избранных, которые делят между собой все премии и говорят только о своих. На пленэре его окружали репортёры, а в подъезде караулили почитатели. Постепенно он привык к сравнению с великими, разрывался между телевидением, презентациями, выставками, и уже подумывал нанять молодых художников, которые бы копировали его манеру. Но таких не нашлось – реализм сменила абстракция. «Дружище, зачем портрет – фотоаппарат же есть!» – хлопали его по плечу представители новых течений. И Давыд уже откровенно халтурил, в душе называя себя «мазилкою», стыдился своего ремесленничества. Но инициалы ставил. И тогда за неудачные наброски дрались музеи, а коллекционеры выкладывали за холсты огромные суммы, так что Кавадрашу казалось, будто вместе с ними покупают его самого. Слава о нём облетела край. «Слыхал, – встретили его на реке, – какой известный у тебя однофамилец!» Давыд поморщился, ему захотелось всё бросить и вернуться на пристань насовсем, но жизнь – это поезд с билетом в один конец. О. Савелий осунулся, стал глуховат, раздражителен и громко кричал, когда ругался со служками.
– Нет старика – купил бы! – крепко обнял его Давыд. И протянул деньги: – На храм…
– Храм не в брёвнах, а в рёбрах! – покраснев, оттолкнул его о. Савелий.
Бывали у Давыда и дамы. Перед их визитами он заботливо выстригал в ушах волосы и закрашивал предательскую седину. «Возраст компрометирует… – стряхивал он на ковёр пепел с дорогих сигар. – Чтобы видеть красоту мира, надо быть слепым…» Женщины восхищенно кивали, а утром, застегивая платье, просили картину.
Одевался Кавадраш в респектабельных салонах, тщательно выбирая костюм, долго вертелся перед зеркалом, зная, что покупает его на один раз. «Положение обязывает!» – улыбался он, а про себя думал, что люди слепы, что они примеряют жизнь тех, кого видят снаружи, а не того, кто живёт внутри.
Дни барабанили, как дождь, и Давыд пропускал их через себя, как дырявый зонтик. Раз хмурым, осенним утром к нему позвонили. Он ждал журналиста и, отщипнув от краюхи, открыл с мякишем за щекой. На пороге сутулился крепыш с косым шрамом, а за его спиной те, кто приходили к Давыду на пристани. Давыд попробовал захлопнуть дверь, но крепыш просунул ногу.
– Правда, я – тыринс-протыринс? – ухмыльнулся он. – А вот ты, похоже, притыринс…
Его подручные взяли Кавадраша за бока.
– Предупреждали же, у шефа железная хватка, – зашипели слева.
– Шкуру спустит, – наступили на ногу справа.
В комнате стояла мёртвая тишина, и только прижав ухо к оконному стеклу, можно было различить, как на бульваре падали исхлёстанные дождём ветки, как лаяли спущенные с поводков собаки и как, разбрызгивая лужи, обгоняли свои тени авто.
Крепыш достал пистолет.
– Ты мне должен… – растягивая слова, почесал он рукояткой белевший шрам. – А по счетам платят…
Кавадраш покрылся потом.
– Я верну, – всё ещё жуя хлеб, зашептал он, не слыша себя. – С процентами…
– А по ним много набежало! – оскалился крепыш. – Можно купить твою жизнь, которая больше ничего не стоит…
Кавадраш широко открыл глаза, точно увидел вылетевшую с глухим выстрелом смерть. Посреди комнаты на картине медленно текла илистая река, над которой кружил нарисованный ветер, и он успел подумать, что его живопись теперь подскочит в цене.
Было пасмурное, дождливое утро. Сняв рыбацкие сапоги, Кавадраш вытянул ноги к гудевшей печке и, доставая из полосатого чемодана пачку за пачкой, швырял в бушевавшее пламя отсыревшие банкноты…


Рецензии
Опять инкогнито читала Вас в парке, пока инфант в коляске спал.Как замечательна Ваша река "точно младенец в купели, плещется". Взглянула на небо - а там действительно " бегущие облака складывались в сочувственные лица". Рассказ хороший, суета сует убивает на самом деле. "Каждый должен возделывать свой сад", как писал Вольтер.

Я не знала, что сомы свистят, хотя моя рыбалка наездами - и не рыбалка вовсе.

Несомненно Вам, хоть и не нужно, но следует быть в этом конкурсе, или как он там... Чтобы было на кого равняться, ибо посредственности плодятся с устрашающей скоростью. Непременно голосую , ибо очень хорошо пишете прозу. Татьяна.

Татьяна Октябрьская   15.09.2016 14:08     Заявить о нарушении
Спасибо,Татьяна, рад, что понравилось. Я совсем не рыбак, про сомов где-то встетил, может, и не свистят (хотя вряд ли), какая разница, главное, чтобы органично было. ИМХО. Да, там в коммах к рассказу ссылка на снятый по нему фильм. :) А конкурс... Ну запихнули меня, как шапку в рукав, я и не против. Может, в третьем десятке доплыву до финиша. :) А серьезно, мои книги можно купить в магазинах, меня издавали ЭКСМО, Рипол Классик и прочие. Но мало! :)

Зорин Иван Васильевич   15.09.2016 19:55   Заявить о нарушении
"ибо-ибо получилось". Я Вас и здесь продолжаю читать и книги найду. Каждый находит то, что он ищет. В литературе то же самое, я рада, что моя дочь читает очень избирательно, не ведется на всякую ерунду. И здесь, когда находишь писателя, не графомана, это большая радость. Хотя, может быть, из сотни графоманов один станет писателем. Плохо то, что они хвалят друг друга за то, за что следовало бы ругать. Поэтому Вы здесь необходимы. Татьяна.

Татьяна Октябрьская   16.09.2016 18:47   Заявить о нарушении
Спасибо, Татьяна. :)

Зорин Иван Васильевич   16.09.2016 20:21   Заявить о нарушении
На это произведение написано 27 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.