Два акта комсомольского балета

     В Москве советского периода функционировала ВКШ, т.е. Высшая комсомольская школа. (По аналогии с ВПШ, т.е. партийной школой.)
     Я совершенно не знаком со структурой этих заведений, но всем было известно, что там готовили элиту партийных кадров всех уровней.  А мне сподобилось пятнадцать лет  жить рядом с ВКШ, около знаменитого музейного парка Кусково. ВКШ, обнесённая серьёзной оградой, занимала территорию чуть меньше Кусковского парка, имела много учебных и жилых корпусов, спортивные площадки среди зелёного массива и т.д., и т.п.
Когда по воскресениям я с детьми ходил гулять в Кусково, то мы долго шли вдоль решётчатого забора ВКШ, наблюдая счастливых молодых людей, резвящихся по ту сторону забора…
      (О, никакой зависти не было! Мы понимали, что это лучшие из лучших готовятся стать нашими руководителями. А нам до Кусковского парка всего-то четыре остановки – и гуляй там сколько хочешь!) 

      Однажды, в 1977 году, мой начальник (заслуженный лётчик-испытатель Н.В.Адамович) предложил мне три раза в неделю ездить в бассейн… принадлежавший ВКШ. Наш лётно-исследовательский институт арендовал у ВКШ бассейн для лётчиков испытателей, чтобы поддерживать их здоровье. Всё за счёт профсоюза, конечно! Правда, была какая-то маленькая доплата, но не об этом разговор.
     Конечно же, я согласился! Два дня по будням после работы автобус вёз нашу группу из Жуковского в спортивный комплекс ВКШ. Этот комплекс – роскошь необыкновенная! По сравнению с ним всё виденное мной меркнет. Молчу о холлах, буфетах и барах… парикмахерских и массажных… Это нам было не нужно. Зато там кроме бассейна была ещё и сауна! Вот самое оно! Два часа парилки и плавания!
    А по воскресениям автобус привозил лётчиков в бассейн к восьми утра… Мне же двадцать минут от дома пешком! Лафа… Водные процедуры – это укрепляет организм! Уже через полгода у меня исчезли все простуды и т.п.   
   
И всё же этот рассказик не о бассейне, и не о том, как лично мне было тогда хорошо.

    Итак…
    Первый акт «комсомольского балета».

    Однажды в будний день я был в командировке в Москве, поэтому в бассейн ехал отдельно от группы. Опоздал немного.
Быстро иду вдоль наружной части стеклянной стены спорткомплекса к входу. А сквозь стекло вижу освещённую внутренность раздевалки. Раздевались там все сами, без номерков… Элита же!!!
     И вот сквозь стекло, со стороны улицы я вижу, как молодой человек кавказкой наружности, уже зашедший в раздевалку, вроде бы случайно сшибает меховые (пыжиковые, ондатровые) шапки… А потом, наклоняясь, собирает их и кладёт себе в портфель. Потом он быстро движется к дверям, а я (параллельно ему) двигаюсь к тем же дверям с наружной стороны. Мы сталкиваемся у проходной, и я требую у охраны проверить молодого человека. Молодой человек размахивает удостоверением, что он секретарь ГК ВЛКСМ города… (ну не помню я какого, ну предположим Грозного!). Он кричит, что повышает в ВКШ свой политический уровень, а тут какой-то «чилавек», «хочит» его обыскать.
Охрана проверила мой пропуск в бассейн, (кроме которого мне показать было нечего) и очень задумалась. Решила  выпустить комсомольского вожака на улицу. Тут уж я закусил удила, и объяснил охране, что шапки могут быть украдены у вожаков более высокого разряда, чем этот кавказский вожак. После этого была вызвана милиция, которая обыскав комсомольца обнаружила в его огромном портфеле несколько шапок. Объяснял их происхождение комсомолец очень невнятно… 
   Короче, вместо бассейна меня пригласили в ментовку, как свидетеля. По дороге от бассейна к главной проходной комсомольский секретарь объяснил ментам, что у него в портфеле (кроме шапок) есть ещё три бутылки водки. Менты дипломатично промолчали, но уже за проходной, около милицейской машины, сказали мне «спасибо», и что они без меня разберутся, а я могу возвращаться в бассейн, поправлять здоровье…      

    Второй (заключительный) акт того же комсомольского балета в том же бассейне.

    Повторюсь: я жил рядом в ВКШ.
    И вот, однажды утром в воскресение, я в восемь ноль-ноль явился в ВКШ. (Автобус с лётчиками из Жуковского должен был подъехать вот-вот, но обычно опаздывал). А мне посидеть одному в шикарной сауне было так приятно. Поэтому, утром я не опаздывал. На проходной предъявил пропуск, у спорткомплекса предъявил пропуск, у бассейна предъявил пропуск… прошёл… принял душ и пошёл в сауну…
Вхожу, а там… содом…
    Молодые люди с девушками… коньяки, закуски…
Ничего не понимаю. Скромно присаживаюсь… А там  - бардак!
Опускаю занавес, перехожу к сути. Охранники (после того, как меня выперли из сауны), популярно объяснили мне-придурку, что очень золотая, очень партийно-комсомольская молодёжь после бурной субботней ночи захотела утром освежиться… Поэтому в Жуковский ранним утром был послан партийный отбой на утренний воскресный бассейн лётчиков-испытателей.
     А я-то не знал!!! А я-то припёрся! И побывал в этом бардаке! И послушал их разговоры, и даже успел поплавать, прежде, чем они распознали «чужого».
Меня выперли весьма вежливо! Сегодня, те же комсомольские братки, которые (не сомневаюсь) приватизировали ВКШ вместе с её бассейном, просто замочили бы меня в этом бассейне.

                Выводы:

    Да нет у меня никаких выводов! Просто рассказываю о том, что видел… Может кому-то будет интересно? Может быть, кому-то мои зарисовки пригодятся для своих собственных выводов???


Рецензии
Авторские миниатюры просто превосходны.
Хотелось бы отметить такой интересный психологический момент, который имеет место во все времена.
Например, дворяне презирали крестьян, а крестьяне относились к ним с некоторой насмешкой и презрением, как к неполноценным людям.
Почему?
Да потому, что помещик ничего не понимал в реальном труде, в реальной производительной жизни.
Подобное отношение было и к политическим активистам всех уровней со стороны профессионалов. В этом состоит одна из проблем общества, в выборе самых никчемных, неспособных людей в управляющие структуры.
Я учился на мех-мате ННГУ с 1971-1976 год. Учится было интересно, ребята старались понять сложнейшие курсы, выполняли лабораторные работы, курсовые работы. В общаге жить было весело и интересно. Городские студенты просто мечтали пожить в общаге, без родительской опеки. Но в общаге не только гуляли, играли, но и учились. Постоянно обсуждались научные темы, технические решения сложных задач. историческая, а фактически и философская тематика присутствовала в спорахсией. Конечно авторитетом пользовались те, кто был успешен в учебе, они часто выступали в роли консультантов, арбитровов в научных спорах.
Были ребята, которые просто не могли освоить учебу и они компенсировали свою неполноценность активной работой в комсомоле. Именно они становились секретарями комсомола курсов, института, выступали на всех собраниях.
Основная масса студентов относилась к ним с некоторым внутренним пренебрежением. Не возможно представить, что бы студент, который хорошо учится, видит цель в том, что бы стать специалистом, тратил время на какие-то абстрактные собрания и заседания.
Зависть была на самом деле обратной. Активисты завидовали студентам, которые нормально учились и жили свободной студенческой жизнью. "Активисты" понимали свою никчемность и полную, рабскую зависимость от выше стоящего начальства. Это приводило к тому, что они всегда стремились, как-то зацепить нормальных студентов, продемонстрировать свою значимость.

Александр Ляхов   01.12.2021 13:32     Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.