Необычные осы или Натуралист поневоле

           Месяц назад началась неимоверная жара, и беспощадное солнце поднимало меня с постели ранним утром, выгоняя из комнаты на целый день. Заходила я туда только, чтобы лечь спать и поэтому пропустила начало освоения моего жизненного пространства странными пришельцами. Но вот в один прекрасный (потому что прохладный) день я села за стоящий у окна письменный стол, чтобы почитать книгу. Вдруг пронзительный звук заставил меня отпрыгнуть в глубину комнаты. Мне совершенно не хотелось знакомиться поближе с осами, иногда залетающими к нам на четвертый этаж. Но эта оса не пыталась ни приставать ко мне, ни рассматривать квартиру. Она сразу направилась к книжной полке над моим столом, пожужжала там и так же целенаправленно вылетела в окно. Видно было, что она хорошо изучила этот маршрут и летела не первый раз. Не успела я придумать, чем ее могли заинтересовать книги, как оса влетела снова. Что-то с ней было не так, а что - я не рассмотрела по причине близорукости. Пока я искала вечно теряющиеся в самый нужный момент очки, она, пожужжав в книгах, улетела, но я успела заметить странную ее особенность: впечатление такое, будто оса тащила за собой черный продолговатый мешочек на двух тонких желтых лямочках.Вот так диво! Никогда о таком не слышала, ну и, конечно, не видела. С опаской поднимаюсь на стул, чтобы заглянуть в щель, но она высоко, и я ничего не вижу. Немного погодя влетает то ли та же оса, но уже без мешочка, то ли другая, обыкновенная,если можно назвать ее обыкновенной: во-первых, она больше простой; во-вторых, не полосатая, а с черной грудкой и черным брюшком; в третьих, у нее не просто осиная талия, а длинная желтая ниточка, соединяющая туловище с брюшком. И ножки тоже желто-черные, так что впечатление полосатости остается.  И понеслось: туда-сюда, туда-сюда. Что-то там делают, а что - кто их знает.
         Решила я посмотреть, что будет, если я закрою окно. Закрыла. Оса вылезла из книг и помчалась прямо на закрытую форточку. Бац! -  лбом об стекло. Села, потрясла головой. Разогналась, снова пошла на таран. Бац!
Тут ей, наверное, память отшибло, и она полетела назад, в книги. Опять зажужжала. Ну, думаю, сейчас вылетит и остатки мозгов потеряет, ударяясь о стекло. Поскорее открыла форточку: лети! Оса выползла из книг и по прежней траектории - вж-ж-ж...
Дальше мне смотреть было некогда, пора было уходить. Вечером вернулась, закрыла окно, добралась до полки и глазам не поверила: на книгах лежит - никогда не угадаете! - осиное гнездо в виде глиняного кома. Одна трубочка-ячейка не достроена еще, и только поэтому я догадалась что это такое. Остальные ячейки запечатаны и замаскированы, и встреть я это сооружение в других обстоятельствах, ни за что бы не подумала, что там внутри скрывается целая крепость.

Мне стало не по себе. Забаррикадировавшись на ночь, я легла спать, размышляя, что делать с осами. Разорить жалко, а разводить их в квартире... Бр-р-р! Но любопытно же! В общем, еще пару дней я промучилась гамлетовским вопросом "Бить или не бить", периодически то закрывая, то открывая осам окно, и в конце-концов здоровый рационализм победил. Я решила, что уж если гнезду погибать, так хоть с пользой для науки,  и вскрыла одну ячейку. Все что угодно я ожидала увидеть, но только не это! Из трубочки высыпалась куча мелких полудохлых пауков. Я даже подпрыгнула от неожиданности и помчалась к подруге - у нее есть фотоаппарат. Приготовив камеру и вооружившись кухонным ножом, мы с опаской вскрыли вторую ячейку - гладкую, как бы отполированную изнутри трубочку длиной сантиметра четыре и диаметром примерно в сантиметр. Но нас ждало разочарование: там были только засохшие паучьи лапки и маленькая дырка. Может, это вылупившаяся молодая оса прогрызла и улетела, может, кто-то из врагов пробрался в ячейку и слопал весь провиант, предназначенный для личинки.
Третья "комната" была полностью занята куколкой, лежащей в коричневой шкурке-коконе.
Четвертая преподнесла сюрприз: вместе с пауками из нее высыпалось несколько продолговатых блестящих яиц.
В последней ячейке жили две личинки, с аппетитом жующие пауков и не прекратившие это занятие даже когда я вытряхнула их на старую газету. Напрасно я спрашивала их, кем они станут, когда вырастут. Они не обращали на меня ни малейшего внимания, продолжая свою трапезу. Так я и не узнала, что это за странные осы такие.

          На следующий день я побежала в библиотеку искать ответ на свой вопрос у Брема. Разыскивая среди множества статей с картинками что-нибудь похожее на «мою» осу, и попутно узнавая много интересного и занимательного о других их видах, я, наконец, добралась до раздела о своих «квартирантах». Ими оказались осы-пелопеи.
Конечно же, я узнала о них все, что было можно и в Интернете. И как же мне тогда стало жаль  разоренного гнезда – ведь его строила одна-единственная самочка, принося комочки влажной глины во рту.  А много ли она сможет принести за один раз? Сколько же ей, бедняге, пришлось потрудиться, чтобы соорудить этот домик для будущих осят! А как долго она ловила пауков, выбирая самых подходящих для личинок! Я узнала, что у пелопеев огромное количество врагов, ворующих их пищу или истребляющих потомство. Но окончательно пожалеть о содеянном заставила меня мать-оса. Она долго билась в закрытую форточку моей комнаты, через пару дней обходным путем, через окно смежной комнаты, залетела в квартиру, каким-то неведомым способом отыскала путь к своему гнезду – и…  И я нашла мертвую пелопею.
Почему она погибла? Я перерыла всё, но не смогла найти ответ на этот вопрос. И решила, что если еще ко мне наведаются пелопеи, не только не разорю гнездо, но и по мере сил буду охранять их от врагов. И вы, если увидите необычную осу с черным брюшком на длинной желтой «ниточке», не обижайте ее – это безобидная пелопея, заботливая мать, и чувства у нее, возможно, такие же, как и у человеческой матери.

А это ссылка на ютубе - я сняла пелопею на видео


Рецензии
Здравствуйте!

Будем рады видеть Вас среди участников нового конкурса:
http://proza.ru/2009/07/25/240

Желаем удачи.
С уважением

Фонд Всм   30.07.2009 17:36     Заявить о нарушении