А был ли монолог?..

А был ли монолог?..
|Из писем о переводах и экранизациях|

Одно из ошеломляющих "открытий" в моей жизни. :)

Очень люблю фильм Протазанова "Бесприданница" (совсем давний, с Ниной Алисовой). К тому моменту смотрела его уже раз двадцать и была уверена, что знаю его "наизусть". Вдруг в мемуарах Алисовой читаю, что монолога - знаменитого монолога из последнего акта пьесы - в фильме нет. Как же "нет", когда "есть"! - думаю себе. - Неужели Алисова настолько забыла фильм?!! )))
А я всегда придираюсь очень к тексту: если при постановке пьесы какие-то любимые слова выбросили - меня корёжит. Так мне ли не_знать, что монолог там есть. :) Тем более, после двух десятков просмотров.

При первой же возможности бегу смотреть фильм. Геройскими усилиями включаю себя в режим хладнокровного наблюдателя.
И два потрясения одно за другим:
...этих слов НЕТ!
...слов этих нет, но монолог-то ЕСТЬ!

Алисова очень боялась, что не_справится с монологом, что он прозвучит либо бледно, либо напыщенно... и всё время просила режиссёра порепетировать. Протазанов отвечал: после, после, а ты пока просто походи, проговаривай монолог про себя, а сама смотри вокруг, готовься, думай, переживай. И вот она в течение нескольких дней бродила часами над рекой, в полном обличье Ларисы, вся сосредоточенная на её чувствах и мыслях, уверенная, что камера занимается чем-то другим, и не_зная, что камера снимает прицельно, для фильма.
В результате в фильм вошёл весь монолог, но без слов! :) Сделанный монтажом из дальних планов (проходы Ларисы) и из микросюжетов с предметами (упала с головы шляпка* и покатилась вниз с крутого обрыва, а Лариса взглянула и отшатывается).

Словам из пьесы - материалу для воздействия театрального, через живого артиста, - режиссёр нашёл перевод на язык кино и с учётом возможностей юной исполнительницы, актёрски совершенно неопытной.

Вот это назову ТОЧНЫМ переводом. :) Если такая придира, как я, все ~двадцать первых просмотров не_замечала, что тех знаменитых слов в фильме нет, ни единого, - значит, монолог действительно получился.

*
(Изумительно "играет" эта шляпка там! Судьба предмета, вещи. - Тоже из ключевых фраз Ларисы (хотя не из монолога): "Да, я вещь..." "Каждая вещь должна иметь своего хозяина..." "Уж если быть вещью, то одно утешение - быть дорогой... очень дорогой!.." )


Рецензии