Нарва или за что нас не любят?

Река Нарва течет справа налево. Шведская крепость Большой Герман находится на левом берегу реки Нарва. Здесь же размещается одноименный город Нарва. Русский Ивангород и крепость Иван располагаются на правом берегу.



Я оказался в Нарве впервые в 1980 году, когда маршрут в Советскую Эстонию был мной уже освоен. Я постоянно посещал город Силламяэ, где находился небольшой завод по производству оксидов урана и сопутствующих элементов. Позже завод перешел не на немецкое, а собственное сырье с Кольского полуострова. Изменились и цели заводских технологий.

Мои посещения Силламяэ преследовали две цели – отдых на прекрасном побережье Балтийского моря и переговоры с главным инженером завода о возможных совместных работах. Я хотел прислониться к моему ученику Сергею Шестакову, о котором уже писал в рассказе “Где ты, дружище?”.

Силламяэ нравился нам за чистоту и порядок – потом оказалось, что это типично для всех эстонских городов и поселений.

Любил эти места и поэт Игорь Северянин, особенно парк Тойла и, подражая ему, я пишу:

......................................

Природа всегда молчалива -
без слов ее тайный язык.
Ни речка, ни зяблик, ни слива
не слышат, поверь мне, твой крик.
Людские бессмысленны речи,
никчемен словесный напор.
Лишь гаснут усталые свечи,
убитые словом в упор.

..............................................


В 1980 году мы с сыном специально уехали из Москвы,  проигнорировав  Олимпийские игры, по иным причинам, нежели американцы.

Зато мы увидели Силламяэ, пески Чудского озера, город Нарву и Ивангород. Вот тогда-то в Ивангороде, сравнивая его с  Нарвой, я решил – для себя – проблему, мягко говоря, плохого отношения  всех “соседей” к нам. Строительство капитализма в России только вскрыло нарывы, выявив все новых и новых “друзей”.

Я не буду опираться на авторитеты в вопросе: Россия - Запад и Восток. Можно было бы назвать все части Света – не ошибешься! Я не знаю такую страну, где бы нас жаловали. В 1998 году, после долгого, но предельно интересного плавания по реке Янцзы, мы остановились в Ухани. В громадном городе, похожем на окраинах, как две капли воды, на Ташкент. Город интересных пагод и громадного населения (10 миллионов жителей). Но этим ли меня можно было поразить, т.е. человека, прожившего почти два месяца в Чунчине, в котором население 30 миллионов. Никаких небоскребов – сплошная равнина!

Зашли перекусить – туда же впорхнула стайка школьниц старших классов. Одна из школьниц, бросив беглый взгляд на великана Чжан ДунСяна и на меня - инопланетянина, быстро-быстро защебетав, все время поглядывали в нашу сторону. Борис - Чжан ДунСян добро заулыбался.

Старшая девочка, вдруг, решилась и подошла к нам.
- Do You speak English? – спросила она.
- Yes, I do – коротко ответил я.

Однако на этом ее лексикон закончился. Другие девчонки, видя ее замешательство, стали наперебой помогать. Они старались выяснить мою национальность. Перечислены были: немец, англичанин, американец, испанец, итальянец и что-то еще. На все я отвечал с улыбкой: “Нет!”.
Я широко улыбался, не произнося ни слова больше. Мне хотелось понять, что будет дальше. Пришлось подсказать на любимом ими английском языке, что я русский и читал в Чунчине лекции. Пронесся то ли вздох восхищения, то ли вздох удивления, сопряженный с брезгливостью. Девочки потеряли к нам интерес, и отошли от нашего столика.

Потом Боря, оправдывая девочек, сказал, что они не знают русских, не знают даже важнейшие деталей географии России. Они совсем ничего не знают о России – ни об ее настоящем, ни о прошлом.  А ведь были такими друзьями, которые вместе пели: “Сталин и Мао слушают нас!”.

Теперь университетские китайцы хорошо знают только две русские песни: “Катюшу”  и  “Подмосковные вечера”, а простые китайцы и этого не знают. Чему здесь удивляться?

После событий на острове “Даманский” (река Амур), китайцам пришлось переносить почти все военные заводы вглубь континентального Китая, который теперь единственная страна, которая не показывает детали своего ландшафта не на каких картах. Войдите в Интернет и попытайтесь там увидеть Китай из космоса. Если “русский друг” оказался врагом, то можно ли верить кому–то другому?

С этого момента я начну излагать свои мысли о “русских и об остальном мире”. По этому вопросу написано так много, что я постараюсь полностью абстрагироваться. Все эти-то умные или даже гениальные произведения будут мешать излагать собственные мысли. Я должен отвлечься от всего, что мне говорили учителя и коллеги. 

1. С начала русской истории нас никто в Европе и Азии не знал, а, узнав, никогда и никто не любил (и даже не симпатизировал русским славянам).  Когда мы проявились как нация, нас стали бояться. Для всей Европы мы были варварами с узкими глазами и широкими скулами. Подобно этому Европа встретилась с индейцами, а конкистадоры уничтожили почти совсем. Когда же окрепла Америка, став самой могущественной державой, прекрасно защищенной от всех врагов океанами, она стала внедрять мысль о “русском медведе”, мысль, которую подхватили все более слабые страны. Могла ли Америка – соседка – пожаловаться на плохое поведение нас – соседей и наше вероломство? Это наши поселенцы в Русской Калифорнии встретили американцев с раскрытыми объятиями и это наши солдаты обнимались американских на Эльбе.

Что же лежит в основе  нелюбви или даже ненависти к русским? Ответ не прост, но в его основе лежит зависть людей  живущих в “тесной квартире”.

...........................................
От древних скифов и хазаров,
От северных морских людишек,
От сходок, споров и базаров,
Да от соборности и веча
Россия шла сквозь дым пожаров,
Набеги полчищ и увечья.

Как второгодница за партой
- Наставники  всегда оттуда -.
Хребты ломала “бонапартам”
И заслужила вечный ропот,
Заняв одну шестую карты.
Европа, помнишь русских топот?!
.................................................
Это кусочек  из моего стихотворения “Россия”.

Но, разве я могу сказать лучше, чем сказал А. Блок в своем гениальном стихотворении “Скифы”.
..................................................
Мильоны вас. Нас - тьмы, и тьмы, и тьмы.
Попробуйте, сразитесь с нами!
Да, скифы - мы! Да, азиаты - мы,
С раскосыми и жадными очами!

Для вас - века, для нас - единый час.
Мы, как послушные холопы,
Держали щит меж двух враждебных рас
Монголов и Европы!
.............................................
Мы-то спасли Европу от монголов, но Европа нас приняла за  монголов! Она и сейчас не видит разницы. Правда, теперь у нас тысячи атомных бомб, предохраняющих нас от полного унижения.

И далее:
.....................................................
Вы сотни лет глядели на Восток,
Копя и плавя наши перлы,
И вы, глумясь, считали только срок,
Когда наставить пушек жерла!
...................................................

Теперь, т.е. после развала СССР, даже речи о каком то уважении, не может быть. Теперь каждая страна, вошедшая в “мирный” блок НАТО или, стремящаяся войти туда, считает своей обязанностью пнуть русских. Посмотрите, что стало с “моими” (у меня в крови ; часть латвийской крови) прибалтийским республиками!
А что стало с Польшей, Болгарией и Румынией?! Чтобы стать членом НАТО надо научиться обливать соседа грязью. Это основное условие объединения блока НАТО, который такой мирный, как овечка.

Зачем эти мощные радары – они нужны, чтобы знать происходящее на территории Ирана, Афганистана и, особенно, на территории Северной Кореи.

Мы много беседовали в 1985 году с Эдуардом Кэбиным, сыном секретаря Коммунистической Партии Эстонии. Уже тогда мне не нравилось отношение эстонцев ко всем русским.

А беседы с Бруно Андреевичем Пуриным (Пуриньш) - Президентом Латвийской Академии Наук -  оставляли очень много хорошего, когда речь шла о научных вопросах, но оставляли тяжелый осадок при обсуждении внутриполитических вопросов. Бруно, чаще всего, уходил от них, но бывало и по-другому. Вот тогда-то и выпадал осадок. Бруно Андреевич, конечно, отличал профессора Тарасова или Ягодина от каких-то ужасных маргиналов, наводнивших Латвию. Но то был умный Б.А. Пуриньш...

2. Теперь я перейду к критике быта и политики русских. Мы много наломали дров нашей внешней политикой. Зачем нужно было помогать всем демократическим не демократическим странами. Зачем лезть к венграм, чтобы  решать их внутренние вопросы. Или чехам мешать делать то, что они хотели. Ведь все равно победили те, которых терроризировали, а они за это вешали и вешали (венгры). Против течения долго не сможешь плыть. Нам всегда везло на глупых руководителей – я не обсуждаю предшественников –  что долго правивший Хрущев, миролюбивый Брежнев, допустивший Афганистан, который обошелся нам более 10 тысяч жизней. А сколько калек?! Слишком много наглости в политике и в политической жизни…
Почему мы не берем пример с Китая, который делает 126 предупреждение, которое так и остается предупреждением. Вы скажете о Тибете, но там никогда не было ничего, кроме разгона северо-восточного населения.
А подумайте о нашей границе! Это самая протяженная граница в мире. Граница с нашими “друзьями-соседями” не защищена. Почему бы не сократить длину границы, отдав некоторые территории в аренду (как Гонконг). Китайцы быстро бы привели в порядок некоторые части Дальнего Востока, что они делают и без нашего разрешения. Почему бы не отдать вожделенные острова Японии. Мы ведь за то, чтобы наши люди жили лучше, а не за то, чтобы земли принадлежали нам!

Наглость, т.е. нескромность типичная черта людей, немножечко поднявшихся над другими. С такой наглостью я постоянно встречался в скоплениях русских людей, например в Наутико (Гавана). Человек, живший в гостинице Сьерра Маэстра, презирал человека, жившего в Наутико. Человек, работавший в миссии ГКЭС – Государственный Комитет по Экономическим связям – презирал преподавателей, научных работников и прочую шушеру, находящуюся дальше от продуктов и денег. Но что говорить о работниках посольства СССР. С одним таким у меня  вышел конфликт, описанный в книге “Тогда”. Одним словом, русские за границей – особый клан людей, с чертами, которые не назовешь хорошими.
- Только одна жена посла не занимается спекуляцией – сказал Фидель Кастро в посольстве СССР на собрании, посвященном Великой Октябрьской Социалистической Революции.
Теперь, когда спекуляция перестала быть зазорным словом, а называется “их” словом “бизнес”, теперь все можно, что не запрещено. А  не запрещено практически все. Для русских маргиналов наступило их время.   

3. Русских не назовешь опрятными людьми, которые заботятся об обустройстве своей гигантской территории. Посмотрите на наши дома, их подъезды, улицы и дороги. Дороги - очевидный пример, за который стыдно перед приезжими из любой страны. У нас нет дорог, а лишь направления. Как только наши милые женщины перемещаются? Теперь, правда, появилась каста людей, которые не ездят в метро, в автобусе или, не дай бог, в трамвае. Москва и другие крупные города превратились в сплошные пробки, где люди часами не вылезают из автомобилей.

Неопрятность – признак русского человека. Она, каким - то образом, связана с культурой поведения на улице и дома. Пьяные на улицах, сплошной мат и уголовщина. За что же любить мою родину и что можно показывать в этих городах. Кучи мусора?  Сбросьте меня ночью с парашютом с завязанными глазами, чтобы я попал в одно из двух соседних мест: Нарву и Ивангород и я через пять минут на ощупь скажу, где я нахожусь. 

Мне не милы порядки на Руси,
тюремный лексикон и мат без всякой меры.
Я не один, кто боль и стыд вкусил
за наш убогий быт и хамские манеры.

Мне родина мила, как мил у дома луг,
как малое дитя, истерзанное хворью,
как алкоголем угнетенный друг,
как бешеное в бурю море.

Мы все - в полынной горечи степей
и в хлорке полустаночных сортиров,
средь псов, сорвавшихся с цепей,
палящих в люд, как по мишеням тира.

Мы так устали от ворья и бед,
от нищеты, бесправья и насилья.
Почти всю жизнь - десятки лучших лет -
свидетелем являюсь я бессилья.

За что ж любить тебя, страдалец мой, народ,
коли приемлешь ты любой порядок.
В любых условьях ты продолжишь род
извечного раба во мне самом и рядом!
..................................................
Стихотворение “Рабы” из сборника “Зарницы”

ВТ

4. Русских нельзя назвать вежливыми. Вежливость это то, что дается легко, а стоит дорого. Я не беру эту фразу в кавычки, т.к. она стала почти труизмом.
Перейдя чрез очередную ступень положения, хотя и очень маленькую, русский теряет скромность. Впрочем, не требуется даже перехода на более высокую ступень. Часто “скотина” ведет себя как король положения (читайте рассказ “Маргинал” в книге “Тогда”).

Я впервые оказался к капиталистической стране Бельгии в 1980 году. Правда, мы сначала прилетели в Люксембург и провели в этом прекрасном городе почти половину дня. Меня поразило движение автомобилей по улицам. Автомобиль всегда уступит дорогу группе людей или женщине с детской коляской. При этом шофер, высунувшись из окна, приветливо машет рукой: “Проходите, проходите…”. Это – правило, а не исключение. То же делали автомобилисты Кубы на своих проржавевших машинах. Только у нас автомобилист король не только улиц, но и тротуаров, которые предназначены для человека. Куда деваться инвалиду, если машина закрыла его проход?!
 
О русски маргиналах, которых испугалась Прибалтика.
......................................................
Как-то, на Волге я решился сделать замечание мужикам (таксистам), которые тянули бредень прямо по моим поплавочным удочкам. В ответ я получил 5-ти этажный мат и заявление, чтобы я убирался, пока цел. Почти такая же история случилась со мной уже парализованным. Добравшись до скамейки, я рухнул на нее, чтобы отдышаться. Ко мне подошли два паренька. Тот, что постарше, дымя перегаром, спросил кто я такой. Я сказал, что я профессор, а теперь на пенсии. Вы бы видели, что с ним сталось!

- Праафесар, праафсар … - повторил он зло несколько раз. Его так раздражало мое звание! Почему?
Я решил подлить масла в огонь. 

“Да, профессор, доктор химических наук и лауреат 3-х премий” – добавил я.

Дальше все развивалось по экспоненте. Гость моей скамейки понес галиматью, но, когда он начал многоэтажно материться, я не выдержал, меня затрясло. Вероятно, вид мой был ужасен, если я смог вскочить на ноги – какие силы держали меня в равновесии? – и замахнулся клюшкой, целясь ему  мужское место. Он как-то согнулся, и его спина оказалась открыта для удара. Что удержало меня от этого – не знаю?

- Вы видели, я дал знак по мобильному телефону. Сейчас придут парни – сказал я. Но маргинал и без того как-то сник, и компания сразу заторопилась уходить.

Маргарет Тэтчер и Ален Даллес считали, что у нас 20 – 30  % качественного населения, а остальные пенсионеры и маргиналы. Такой статистики наши не имеют, а если бы и имели, то вряд ли сказали о ней.

Громадное количество маргиналов делает нашу жизнь невыносимой. Я был в Китае 3 раза по два месяца и посетил несколько раз Пекин, Чунчин, Ченду все города по реке Янцзы от Чунчина до Уханя. В самой первой поездке я был в Пекине, Нанкине, Циняне и Шанхае, но никогда не видел людей, просящих подаяния или болтающихся без дела.  Крестьяне, которые пришли из деревень скромно ждут работу с бамбуковой палкой и с веревками на ее концах. Такой малышка – крестьянин тащит груз, больше себя по весу. Но ведь тащит и зарабатывает гроши. Этот рабочий не отказывается ни от  какой работы. Например, на продаже пары сандалий продавец зарабатывает пол-юаня.

А наши безработные, получая больше профессора случайными заработками, но отказываются от них, если они не отвечают представлениям о стоимости их труда. 

5     Зависть. Я думаю, что это общечеловеческая черта, относящаяся к семи смертным грехам, т.е. к грехам, ведущим к смери души. Так говорят и католики, и православные, перечисляя эти грехи в разной последовательности и называя их немного по-разному. Но русские и украинцы особенно страдают от зависти. Сколько анекдотов об этой черте характнра придумали и сами русские, и украинцы! Мне особо знакома зависть не в быту, а в науке.


Гюрзой вползает зависть в душу,
свернувшись здесь клубком навеки.
Ни сон, ни сомкнутые веки
не принесут покой. И душит,
спирая грудь, тесня дыханье,
беспомощность, как наказанье.

Вся жизнь теперь - одни боренья.
Яд иссушает мозг и тело,
невольник ты - так захотела
змея. Забудь навек свои творенья -
ты не творец, ты мог им стать,
а вот крадешься, будто тать,
за жертвой своего обмана
при ясном дне иль средь тумана...

Ужели в этом вся забота?
Ловушки, ямы и подставы -
твои любимые забавы,
наркотик жесткий. И работа
уж не тревожит дерзкий ум.
Не ведаешь иных ты дум -
одна тревога и печаль:
соперник твой умчался вдаль!...

ВТ. Стихотворение "Зависть" из сборника "Полынь"
 
Итак, нас надо бояться! Очень уж мы амбициозны (смертный грех "гордяня")! Мы хотим того, чего совсем не стоим. И слова
А. Блока, вырвавшиеся у него в стихотворении “Скифы”, надо рассматривать вполне серьезно:
.......................................
А если нет - нам нечего терять,
И нам доступно вероломство!
Века, века вас будет проклинать
Больное позднее потомство!
.........................................

Я очень люблю А. Блока, но когда я читаю эти ужасные строки, мне представляется “паназиатская” угроза. Стоит ли наша “трудная переделка”, которую ждет Европа, такого конца? Нет, нет и нет!

Конец будет таким как в рассказе “Сценарий Медоузов”, вот тогда-то, чтобы остаться “золотым миллиардом”, потребуются эти шары – радары, которые хотят устанавливать в Европе. Россия тогда станет владелицей слишком большой территории, на которой можно будет отсидеться. И, чтобы Россия не могла сделать это, ее во что бы то ни стало нужно раздробить.


ВТ.


Рецензии
Валерий Тиразо! Лично мне ваша статья - понравилась, хотя я придерживаюсь, по этой теме, несколько других взглядов.
А обращаюсь, к вам, по следующему обстоятельству. Я в настоящее время провожу, на своей авторской странице, акцию по перезахоронению Пушкина и Лермонтова в Москве, на их родине. И набрал, уже, 236 авторов (31-го января - прекращаю акцию и посылаю список авторов и две-три статьи, о тайном Пушкине, на электронное правительство РФ.).
Собственно, самым важным является, у меня, не само перезахоронение Великих поэтов (Пусть этот вопрос решит - русская общественность!), а то, чтобы русская общественность стала знать - именно тайную пушкинскую современную Историю России с её сплошными Самозванцами и изменниками.
Так что посмотрите - мою авторскую страницу и если примете решение "за", то необходимо открыть, на ней, или первую, или вторую, строки. С уважением,

Владимир Блеклов   22.01.2010 11:31     Заявить о нарушении
Уважаемый Владимир я давно-давно думал, что хорошо бы захоронить в Москве великих поэтов. Но я не понял - старик - как это сделать. У меня очень слабое зрение, чтобы читать на авторской странице.
ВТ.

Валери Таразо   23.01.2010 12:01   Заявить о нарушении
Валери Тиразо! У меня есть некий план действий. Оцените его! А суть, его, примерно в следующем. Начать действия предлагаю в следующей последовательности.
ПЕРВОЕ. У меня есть эл. адреса Общественных Приемных:
1.Председателя партии «Единая Россия» (В.В. Путина);
2.Так называемого Электронного Правительства РФ.
Поэтому и начать, необходимо, именно с посылки эл-го письма, - с закрепленными на нем файлами! - именно на указанные Общественные Приемные.
Само же письмо должно быть – коротким! Главная суть образца письма примерно следующее. Указываю:
1. Ваши звания и титулы;
2. Звания и титулы профессора Вадима Филиппа;
3. Кандидата филологических наук Геннадия Волового-Борзенко (На его сайте опубликованы мои основные исследовательские книги по тайному наследию А.С. Пушкина и по заговору царя Николая I против Пушкина и Лермонтова. Поэтому даю, здесь, его строку с моими произведениями. Вот что у меня написано, в резюме, на авторской странице: "Часть моих произведений находятся и на сайте кандидата филологических наук Геннадия Волового-Борзенко. Раздел: Лучшие авторы рунета, страница 7, строка: http://www.aphorisms.ru/afor.5.6.html ");
4. Указываю свои данные (И как автора произведений и акции, и как военнослужащего);
5. Упоминаю об академиках С.С. Гейченко и Д.С. Лихачева, которые посоветовали, мне, продолжить свое исследование по тайному наследию А.С. Пушкина (Здесь привожу и их письма ко мне. Они, кстати, небольшие.).
ВТОРОЕ. Даю краткое пояснение по задачам и целям письма-обращения в названные Общественные Приемные. Краткая суть пояснения примерно в следующем.
Первое. Хотя в письме в первую очередь выдвигается вопрос о перезахоронении Великих Поэтов в Москве, на их малой родине, первой задачей авторы коллективного письма считают ознакомление русской общественности именно с тайным наследием А.С. Пушкина. Поэтому и просят помощи в опубликовании шести основных исследовательских книг Владимира Блеклова, раскрывающих: как тайное наследие Великого поэта, так и николаевский заговор против Пушкина и Лермонтова. И распространение этих книг – по всей территории РФ.
Второе. Только после ознакомлений русской общественности с тайным наследием А.С. Пушкина и с заговором царя Николая I против Пушкина и Лермонтова русская общественность самостоятельно и решит выдвинутый, выше, вопрос по перезахоронению Великих поэтов в Москве.
Третье. Тайное наследие А.С. Пушкина дает и однозначные ответы: как на многие вопросы новейшей Истории России и Мира, так и на многочисленные вопросы современной действительности. Дает, она, и советы дипломатам по внешней политике РФ. Для этого автор специально подготовил и большую заметку «Суть американской «демократии». Заметка будет послана – по особому распоряжению соответствующих лиц.
ТРЕТЬЕ. В прикрепленные, к письму, файлы можно внести – многое! К примеру:
Первое. Произведение на авторской странице В. Блеклова: «Перезахоронить Поэтов в Москве».
Второе. На той же странице находится: «Список авторов за перезахоронение».
Кстати http://www.proza.ru/avtor/prosarupuskin - строка автора Владимира Блеклова на рунете Проза ру русского Литклуба, выделяющая - авторскую страницу с его произведениями.
ЧЕТВЕРТОЕ. Если что-то не заладится с названными Общественными Приемными, то необходимо пойти на газеты, журналы и Издательства. Часть эл. адресов, по Липецкой области, у меня есть. Автор Эдуард Семенов – тоже прислал что-то (Я, пока, не расшифровал его послание). В журнале «Край голосов» № 54, в Петербурге, главный редактор уже опубликовал список моих работ по тайному Пушкину. Ну вот, пожалуй, и всё – по предлагаемому, вам, плану. ВТ, жду ответ от вас. С уважением,

Владимир Блеклов   23.01.2010 19:39   Заявить о нарушении
Владимир!
Все, что Вы пишите - крайне интересно. Однако я не понимаю того, что я должен делать.
Все ясно! Особенно ясны Ваши книги и усилия. Вы могли бы показать мне, в чем сама суть. Для чего нужно тревожить кости поэта? А в том, что у Вас много книг, сомнений нет.
Не понял, причем здесь Ваши многочисленные книги и почему нужно на них все время ссылаться.

Извините меня, если я Вас неправильно понял.

Доктор химических наук, профессор, академик, Лауреат премии Путина. Автор 6-ти научных книг и более 350 статей.
Уважающий Вас. ВТ.
PS. Быть может, следующее усилие разубедит меня.
Или плюньте на парализованного человека.

Валери Таразо   24.01.2010 14:02   Заявить о нарушении
Валери Тиразо! Я сейчас попытаюсь послать, Вам, письмо на Проза ру. Если вы ответите на него по эл-ой почте, то попытаюсь объясниться с вами. С уважением,

Владимир Блеклов   24.01.2010 20:25   Заявить о нарушении
Валери Тиразо! Вот уже несколько дней посылаю вам письма, через "Отправить письмо автору", но ответа по эл-ой почте, так и не получил. Получили ли вы мои письма? Ответьте мне по "Добавить замечание". С уважением,

Владимир Блеклов   26.01.2010 17:53   Заявить о нарушении
Валерий Васильевич! Загляните на мою авторскую страницу на первую строку сверху. Там, в разделе "Об авторе" (пункт: 2), есть и ваша фамилия. Если что не понравиться, то я вас исключу из текста. С большим уважением к вам,

Владимир Блеклов   10.02.2010 12:06   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.