О сотворении человека

=-+-=-+-=-+-=-+-=-+-=-+-=-+-=-+-=-+-=-+-=
Прежде чем вы начнёте читать, хочу заранее предупредить:
1. Ввиду того. что у нас свободное религиоисповедание, хочу предупредить: основной упор делался на православное религиоисповедание и этим я не сколько не хочу задеть какую либо другую религию;
2. На рецензии (а точнее на вопросы) по данному тексту я не буду отвечать, т.к. я считаю всё что надо было сказать по данному вопросу я сказал.
3. Ни в каких религиозных спорах или в обсуждениях я не участвую, т.к. я православный и моё мнение будет не объективным.
=-+-=-+-=-+-=-+-=-+-=-+-=-+-=-+-=-+-=-+-=

=-+-=-+-=-+-=-+-=-+-=-+-=-+-=-+-=-+-=-+-=
Илюстрация Юлиуса Шнорр фон Карольсфельда - Шестой день творения.
=-+-=-+-=-+-=-+-=-+-=-+-=-+-=-+-=-+-=-+-=

Вопрос “О СОТВОРЕНИИ ЧЕЛОВЕКА”. В своём роде один из самых сложных вопросов, но я постараюсь как можно точнее ответить на этот вопрос, естественно не без помощи писаний святых отцов. При ответе на этот вопрос я постараюсь в силу многогранности источников информации, рассказать не только православную точку, но и исламскую (дам вводную информацию для размышлений). Я также постараюсь ответить на вопрос: “Почему в Библии два рассказа о сотворении человека? Была ли третья женщина? Если она была, как её звали и почему отвергают эту точку зрения?”, я также постараюсь ответить на вопрос “В чём отличие человека и животного?”. Как мне это удастся судить вам, но я в свою очередь постараюсь оправдать ваши надежды.
ГОСПОДИ БЛАГОСЛОВИ.
На стихи Библии о сотворении человека, вероятно, написано более всего комментариев.
Как венец творения – человек создан по особому совету Творца, и из всех живых существ, что создано Творцом – человек, создан по образу и по подобию Божию. Образ сотворения человека показывает превосходнейшее и самое ближайшее к Богу творение.  Творец мира для сотворения земли, неба и т.д. производит единократное действие, например “И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.” (Быт 1:3) в отношении человека Творец представляется сперва глаголющим в Самом Себе, потом действующим; сперва образующим тело, потом вдыхающим в лицо человека дыхание жизни. Что же такое дыхание жизни? Тело человека, как и тела всех животных, образовано из земли, но духовная часть его есть непосредственное дуновение Творца. С одной стороны человек, как и прочие животные, творится в один день вместе с ними, т.е. у него нет какого-то особого дня, отсюда следует, что человек полностью принадлежит этому тварному миру. С другой же стороны при творении человека  предшествует некий Совет (“сотворим”, а не  “И сказал Бог: да будет ..., и стало так”). Иногда толкователи  отмечают, что использованный в первом стихе книги глагол «сотворим», который обозначает творение принципиально новое, еще, дважды упоминается в этом повествовании, а именно в связи с сотворением жизни и в связи с сотворением человека.
Многие отцы Церкви принимают слово Бога “сотворим”, как указание на Троицу Ипостасей. Ранние христианские авторы, а также поздние греческие отцы понимают образ Божий как указание на Христа, и потому человек для них является «образом образа». В дальнейшем возникает вопрос об образе Христа (Был ли Он тем образом, по которому сотворён человек?), некоторые латинские авторы пишут, что душа прямо сотворена по образу Божию и отражает в себе Троицу.
Обратимся к вопросу о различии между образом и подобием, греческие авторы утверждают, что человек сотворен по образу, и его назначение – достигнуть подобия Бога.
Далее считается, что образ и подобие – это просто синонимы, а иногда считается, что здесь все-таки обозначаются разные вещи, и образ относится, скажем, более к внутренней сущности того или иного явления, а подобие – к внешнему. Святитель Василий Великий комментировал это место так: «Одно мы имеем в результате творения, другое приобретаем по своей воле».
Некоторые считают, что в Библии идёт возвышения мужского начала и занижение женского, т.к. представителем человечества, его деятелем поставлен муж. Священное Писание упоминает о нем одном при взятии человека в рай и при изгнании человека из рая. Здесь можно поспорить из Писания ясно видно, что в том и другом обстоятельстве участвовала и жена. Она вполне участвует в достоинстве человека и в достоинстве образа Божия: “Сотвори Бог человека, по образу Божию сотвори его: мужа и жену сотвори их” (Быт. 1:27). Равность мужчины и женщины проявляется в разных видах: жена уже была в муже при творении последнего; муж есть символ духа, а жена – души. В словах Писания: мужчину и женщину сотворил их, предвкушается будущее разделение Адама и Евы, которое, после заповеди “плодиться и размножаться”, позволяет людям воспроизводиться через союз мужчины и женщины.
Далее рассмотрим более подробно рассказ о сотворении человека.
В начале книги Бытия мы видим два рассказа о сотворении человека. Вот они:
Быт. 1:26-28
26 И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.
27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.
28 И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.
Быт. 2:7,18-25
7 И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.
18 И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему.
19 Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей.
20 И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему.
21 И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию.
22 И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку.
23 И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа.
24 Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть.
25 И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились.
Почему так?
В первом рассказе (Быт. 1:26-28) сотворение человека поставляется в общую канву библейского повествования о творении. Второе же повествование (Быт. 2:7, 18-25) более подробно.
В первом повествовании отчетливо видно отличие человека от всего остального творения, а именно “сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему”, и здесь же видно, что именно человек сподобляется чести быть носителем образа Божия, далее видим и его назначение “И да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными ... и над всею землею... И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его”.
Как выше было сказано, человек твориться не единократным действием. Сначала Священное Писание представляет Бога глаголющим с Самим Собою пред сотворением человека. “Сотворим человека”, – произнесло непостижимым образом Непостижимое Божество. Будем придерживаться одной из точки зрения, что в сотворении дивного образа Божия, открывается и свойство Самого Первообраза – Бога, открывается Троичность Лиц Его (Троица), хотя выше было указано. что ранние христианские авторы под образом Божьим понимали как указание на Христа.
Под словом “образ” понимают также, что самое существо человека есть снимок (портрет) с Существа Божия, а “подобием” выражается сходство в самых оттенках образа или его качествах. Очевидно, что образ и подобие составляют полноту сходства; напротив, того, утратою или искажением подобия нарушается все достоинство образа.
Человек был отпечатком Божества не только по существу своему, но и по нравственным качествам – по премудрости, по благости, по святой чистоте, по постоянству в добре. Иногда мы слышим о том, что кто-то обладает феноменальной памятью, даром предвидения или какими-то другими необычайными способностями - это поражает воображение людей. Но надо ли удивляться тому, что некогда было лишь естественной частью тварного человеческого бытия? Все эти способности – лишь жалкие отблески тех совершенств, которыми обладал первый человек. Святые Отцы учат, что о совершенствах Адама свидетельствует, прежде всего, тот факт, что он нарекал имена всем животным. Бог сотворил животных, а Адам, созданный по образу Творца, дает им имена. Он как бы сотворит Самому Богу. Древние греки говорили: «Тот, кто дал всему имя, был самым мудрым человеком на земле». Этим «самым мудрым человеком» и был праотец Адам, первозданный человек. Человек был совершен, несмотря на свою ограниченность, он имел полноту сходства с Богом. В первых людях не было зла и не могло быть, они не имели никаких недостатков это было необходимо для того, чтоб человек удовлетворял своему назначению – назначению быть храмом Всесовершенного Бога.
Следующее толкование на стих “Да владычествуют они над рыбами” очень хорошо написано у святителя Василия Великого в его произведении “Шестоднев”: «Прежде всего, нам дана власть над живущими в иной сфере. Он не сказал: «Да владычествуют они над домашними животными», но «над рыбами»: ведь вода – их стихия. Власть над рыбами дана нам прежде всего.
И как же мы властвуем над рыбами?
Вероятно, ты замечал, появляясь около пруда, как твоя тень приводила все в замешательство. Не так ли и глава семейства, когда в доме беспорядок, своим внезапным появлением водворяет спокойствие, и одно лишь присутствие властителя все приводит в порядок? А как морская тварь при появлении одного человека изменяет свое поведение (;; ;;;;;)? Она уже не предается беспечной игре, не осмеливается выплыть на поверхность моря или пруда.
Когда дельфин видит где-нибудь поблизости человека, то, будучи самым царственным из морских животных, испытывает страх. Вот каким образом дана человеку власть над плавающими существами. Разве ты не видишь, что твой разум все постигает и все одолевает; так почему же тебе не властвовать над морскими существами?
Я наблюдал человеческую изобретательность; видел, как делают устройство из крючков, насаживают на них приманку, соответствующую размерам тех существ, которые будут ее заглатывать. Затем к верхним концам веревок, к другим концам которых подвешены крючки, привязывают надутые воздухом бурдюки и оставляют их плавать на поверхности моря. Морские чудовища набрасываются на приманку и заглатывают скрытые в ней крючки, а затем увлекают бурдюки в пучину. Поскольку по своей природе бурдюки стремятся подняться, они (чудовища) снова всплывают на поверхность. Будучи пронзенными своей собственной пищей, они прыгают вверх и вниз в неистовстве; таким образом, они бороздят пучину, проплывая бесконечные воды, напрасно предпринимая великий труд: в конце концов, они становятся жертвой упомянутого крючка. Укрощенные болью, изнуренные голодом и, наконец, издохшие, они тащатся за бурдюками и делаются добычей рыбаков. Маленькому достается великое, бессильному – огромное.
Почему?
Потому, что человек благодаря превосходству разума получил возможность владычествовать: точно беглых рабов он приводит непокорных к повиновению. Тех, кого нельзя привлечь кротостью, он подчиняет принуждением. Таким образом, человек повсюду может осуществлять свою власть, данную ему Самим Богом. Поэтому меч-рыба, молот-рыба, кит, пила-рыба, морская корова и все морские чудовища, носящие страшные имена, оказались под властью человека».
Стих, который мы рассмотрим далее, даст понять, откуда ж взялись все люди. Мы точно знаем, что с родственниками не стоит жениться и тем более заводить детей, а заповедь, данная Богом “плодиться и размножаться” относилась к периоду до грехопадения, вот отсюда и возникает вопрос: Как же появились все люди? Умножение числа людей происходило несексуальным образом. Однако, согласно другим авторам, сексуальная дифференциация и последующий союз были частью Божьего провидения независимо от падения. К примеру, власть людей над животными – знак любви Бога, но после грехопадения эта власть утрачена.
Второе повествование о сотворении человека (Быт. 2:7, 18-25) более подробно. Самый первый человек как мы знаем это – Адам. Бог его создал из праха земного. Возникает множество вопросов: почему Господь не использовал для столь уникального творения какой-нибудь другой материал? Почему именно прах земной? Святитель Филарет, митрополит Московский, по этому поводу пишет в своих «Беседах на Бытие»: «Мысль о происхождении из персти должна быть для человека неисчерпаемым источником смирения на земле и на небесах», а из праха земного: ради двух причин: во-первых, на укоризну и посрамление диаволу, чтобы он был пристыжен и терзался завистью, видя столь худое и немощное создание, достигающее той небесной чести, с которой он ниспал; во-вторых, чтобы человек, помня свою худость, не впадал в гордыню. Господь творит человека подобно горшечнику – из того материала, который у всех под ногами. И у пророка Иеремии мы читаем: “...говорит Господь. Вот, что глина - в руке горшечника, то вы – в Моей руке” (Иер. 18,6). После слов “вдунул в лице его дыхание жизни” приходим к выводу, что человеческая душа божественна по естеству. Термин “вдохнул”, конечно, можно по-разному трактовать. Понятно, что он является одним из антропоморфизмов  Священного Писания.
Были некоторые еретики, называвшиеся антропоморфитами, о которых вспоминает святой Епифаний и которые, объясняя слова Божий: "Сотворим человека по образу и по подобию", говорили, что Бог имеет тело, главу, браду, руки, ноги и все прочие члены и что по таковому подобию Своему Он создал человека.
Но как тогда антропоморфиты были безумцами и сочтены еретиками, и от Церкви отвержены, так и ныне неразумны и те которые еретичествуют и достойны отвержения от Церкви.
Антропоморфитов изобличает святой Василий Великий в своем Шестодневе, беседе десятой, а Св. Иоанн Дамаскин в книге “Точное изложение православной веры” в книге 2 гл.11 говорит: «Так как мы находим, что в Божественном Писании весьма многое символически сказано о Боге телесным образом, то должно знать, что нам, людям, облеченным грубою плотию, невозможно иначе разуметь или говорить о божественных, высоких и невещественных действиях Божества, как только посредством образов, типов и символов, нам сообразных. Поэтому то, что сказано о Боге очень телесным образом, сказано символически и содержит очень высокий смысл, так как Божество просто и не имеет формы.
Итак, под очами Божиими, веждами и зрением должно разуметь Его всесозерцающую силу и неизбежное (ни для какой твари) Его ведение, так как и мы чрез это чувство приобретаем себе совершеннейшее познание и убеждение. Под ушами и слухом – его благоволение и принятие нашего моления, так как и мы, когда нас просят, милостивее склоняя ухо к просящим, чрез это чувство проявляем к ним нашу благосклонность. Под устами я речью – выражение Его воли, так как и мы, устами и речью обнаруживаем сердечные помыслы. Под пищею и питием – наше стремление к Его воле, так как и мы чрез чувство вкуса удовлетворяем необходимую потребность нашей природы. Под обонянием – то, что показывает направленную к Нему нашу мысль, так как и мы, посредством обоняния ощущаем благовоние. Под лицом (;;;;;;;;) – Его откровение и обнаружение Себя посредством действий, так как и наше лицо служит нашим выражением. Под руками – деятельную Его силу, так как и мы, посредством рук совершаем полезные, особенно же благороднейшие, наши действия. Под десницею – Его помощь в справедливых случаях, так как и мы при совершении дел более важных, благородных и большей силы требующих действуем правою рукою. Под осязанием – Его точнейшее познание и разумение вещей малейших и сокровенных, так как и для нас осязаемые нами вещи не могут иметь ничего в себе сокровенного. Под ногами и хождением – Его пришествие и присутствие или для вспомоществования нуждающимся, или для отмщения врагам, или для другого какого-либо действия, так как и мы, посредством ног приходим куда-либо. Под клятвою – непреложность Его решения (;;;;;), так как и мы, взаимные договоры свои утверждаем клятвою. Под гневом и яростию – Его ненависть и отвращение ко злу, так как и мы то, что не согласно с нашею мыслию, ненавидим и на то гневаемся. Под забвением, сном и дреманием – отложение отмщения врагам и замедление обыкновенной помощи своим друзьям. Кратко сказать, все, что говорится о Боге телесным образом, содержит в себе некий сокровенный смысл, научающий нас чрез то, что для нас обыкновенно, тому, что выше нас, исключая только то, что говорится о телесном пришествии Бога Слова, ибо Он ради нашего спасения воспринял всего человека, т. е. душу разумную и тело, свойства человеческой природы и естественные, непорочные страсти».
В создании Адамовом заключался прообраз воплощения Христова в утробе Пречистой Девы. Об этом святой Амвросий рассуждает следующим образом: "Как Адам от земли-девы был создан, так и Христос от Марии Девы рожден. Как Адамова мать-земля никем не была еще ни вспахана и ни засеяна, так и Христова Матерь Дева не познала мужа. Адам руками Божиими из земли создан,– и Христос во утробе Девической воображен Духом Святым. То и другое – дело единого Отца Бога, и у обоих девствующие матери; и каждый является Сыном Божиим, но Адам есть создание, Христос же соприсносущий Отцу, по естеству Бог и Создатель".
В сотворении Адама мы видим двойственность человека, то есть принадлежность его и к миру материальному, видимому, и к миру духовному. В беседе с Мотовиловым преподобный Серафим Саровский (и у других отцов это встречается) говорит, что прежде того, как Бог вдохнул в человека дыхание жизни, Адам был наподобие скота. То есть отмечается материальность человека с одной стороны, а с другой стороны, такое его возвышенное достоинство, когда человек почтен дыханием жизни от Самого Бога.
Рассмотрим этимологию  имени Адама. С еврейского языка Адам переводится – человек земляной или красный, так как из красной земли создан. В греческом же языке Адам означает "микрокосмос", то есть малый мир, ибо он свое имя получил от четырех концов великого мира: от востока, запада, севера и полудня (юга). В греческом языке эти четыре конца вселенной именуются следующим образом: "анатоли" – восток; "дисис" – запад; "арктос" – север или полуночь; "месимвриа" – полудень (юг). От этих наименований греческих отыми первые буквы, и будет "Адам". И как в имени Адамовом изобразился четвероконечный мир, который предстояло Адаму населить родом человеческим, так в том же имени преобразовался и четвероконечный крест Христов, чрез который впоследствии предстояло новому Адаму – Христу Господу нашему избавить от смерти и ада род человеческий, населенный в четырех концах вселенной.
День, в который Бог создал Адама, как уже упоминалось, был шестым, называемым нами пятницей.
В тот же день, когда Бог создал зверей и скотов, Он сотворил и человека, который имеет с животными общее в чувствованиях. Человек со всем созданием, видимым и невидимым, вещественным, говорю, и духовным, имеет что-либо общее. С нечувственными вещами общее у него в бытии, со зверями, скотами и всяким животным – в чувствовании, с ангелами же – в разуме. Но не с ангелами создан был человек, а со зверями и скотами, и с ними он как бы вместе рожден, ибо единовременен, и во многом им уподобляется, как о нем говорится в псалмах: "Приложися скотом несмысленным и уподобися им" Пс.48; 13, 21).
Более ясно об этом говорит святой Иоанн Златоуст. Он говорит человеку: "Как могу узнать я о тебе, что ты поистине человек? Как могу узнать, если ты гневаясь лягаешь как осел, если ржешь как конь на жен, питаешься как медведь, утучняешь тело свое как бык и вепрь, памятозлобствуешь как верблюд, похищаешь как волк, гневаешься как змий, враждуешь как скорпий, коварствуешь как лисица, яд же лукавства таишь как аспид и ехидна, ненавидишь людей как рысь" и пр. Пролог, 6-й день февраля).
Не ложно и сие речение Аристотелево о человеке: "Как среди животных нет лучшего животного, как человек, когда он управляется разумом, точно так же нет и худшего, когда он не повинуется разуму, ибо тогда лютость человеческая превосходит ярость всех зверей. Ибо звери иногда укрощаются, когда им оказываются благодеяния, злые же люди более люты, чем леопарды, ибо, когда им делаешь добро, они становятся еще более худшими" .
Как в создании Адама из земли, так и в создании Евы из ребра заключалось прообразование Христова воплощения от Пречистой Девы, что прекрасно изъясняет святой Златоуст, говоря следующее: «Как Адам помимо жены жену произвел, так и Дева без мужа родила Мужа, за Еву отдавая мужам долг; целым остался Адам по изъятии плотского ребра, нетленной осталась и Дева после происхождения от нее Младенца» (Слово на Рождество Христово). В том же создании Евы из ребра Адамова было прообразование Церкви Христовой, которая должна была возникнуть от прободения на кресте ребра Его. Об этом Августин говорит следующее: «Спит Адам, чтобы была создана Ева; умирает Христос, да будет Церковь. Когда спал Адам, была создана из ребра Ева; когда умер Христос, копием прободаются ребра, чтобы истекли таинства, которыми устроится Церковь».
Теперь рассмотрим создание Евы. Совещание Божественное, предшествовавшее созданию человека-мужа, предшествовало и созданию человека-жены – сотворим ему помощника, соответственного ему (Быт. 2, 18).. Жена, подобно мужу, создана по образу и подобию Божиим; создание ее, как и создание мужа, почтено совещанием, в котором проявляются Три Лица Единаго Божества и произносят величественное сотворим, изображающее едину волю и одинаковое достоинство Лиц Всесвятой Троицы, действующих нераздельно и неслитно. Троичность Лиц Божества при единстве Божественного Существа отпечаталась и на образе Божием – человеке – с поразительною ясностью.
Впервые “не хорошо” в Библии мы встречаем в связи с тем, что не находится Адаму “помощника, подобного ему» (Быт. 2:20), среди всей твари. Таким образом, подчеркивается потребность человека иметь себе подобного. Для чего? Вспомним ответ Спасителя на вопрос о том, какая есть наибольшая заповедь в Законе. Спаситель ее указывает двухсоставной: “возлюби Господа Бога твоего всею крепостию твоею” и “возлюби ближнего твоего, как самого себя” (Втор. 6:5; Мф. 22:37).
Ева называется “помощником” Адаму, подобным ему. По мнению святителя Филарета, «это делается в ознаменование одинакового с ним естества, в противоположность другим родам животных; ближайшего ему служения; всегдашнего с ним собеседования и неразлучного сожития».
Следует заметить, что когда твориться Ева используется другое слово “создал Господь Бог из ребра” (Быт. 2:22), как бы не “сотворил”, т.е. Ева как бы принципиально новое творение, но это не так – здесь как раз указывается на единство рода человеческого и на полное единство и тождество этой природы, которая отныне начинает существовать в двух полах. Но есть некоторая первичность и вторичность в том, что Ева берется от мужа своего, хотя Адам и говорит: “Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей” (Быт. 2:23), – то есть это фактически alter ego, другое Я..
Пред творением Евы, так же как и пред творением Адама предшествует Божественный Совет (Быт.1:26, 2:18). Почему было необходимо разделение полов? Аскетическая традиция утверждает, что сотворение Евы произошло в предведении грехопадения и необходимости дальнейшего размножения людей. В современной богословской литературе больший упор делается на реализации в браке возможности общения и совершенствования в любви. Эти трактовки не являются взаимоисключающими.
На примере вопроса: Как понимать слова “оставит человек отца и мать свою и прилепится к жене своей” (Быт. 2:24), если другого отца, кроме Бога, не было? можно убедиться, что если брать отдельный стих из Священного Писания вне контекста, то можно на его основании сделать самые неожиданные выводы. Именно этим и пользовались разные родоначальники ересей. Мы посмотрим на контекст, как это всегда требуется при толковании и увидим, что эти слова являются продолжением слов Адама, который говорит о жене, что она “кость от костей моих и плоть от плоти моей” (Быт. 2:23). Во-первых, эти слова могут быть адресованы Адаму в качестве повеления его потомкам, поскольку уже была дана заповедь “плодитесь и размножайтесь”. Во-вторых, эти слова некоторые толкователи присваивают Моисею в качестве писателя Книги Бытия, давшему некоторый комментарий к постановлению о браке. В Евангелии от Матфея Христос эти слова присваивает Богу (Мф. 19:5). Как бы то ни было, относятся они, конечно, к последующим родам, которые должны произойти от Адама и Евы. Кроме того, по объяснению святителя Филарета Московского, заповедь прилепиться к жене своей относится к совокупному жительству, но никак не к отношению к отцу или к матери. Если бы эта заповедь говорила об обязанности навсегда оставить и забыть и отца и мать свою, то отчего же Бог повелевает: “Почитай отца и мать твою” (Исх. 20:12)? Как почитать, если человек оставил их навсегда? Так что речь идет о вполне определенной стороне дела и противоречия не наблюдается.
Блаженный Иероним Стридонский считал, что здесь заключено пророчество. «Первый человек, Адам, как первый пророк, прорек это о Христе и о Церкви, - что оставит Господь наш и Спаситель Отца Своего Бога и матерь Свою, Иерусалим небесный, и придет на землю ради тела Своего Церкви, и образует ее из ребра Своего: для чего Слово и бысть плоть».
В сотворении Евы есть ещё один интересный момент – это сон Адама. “И навёл Господь Бог на человека (Адама) крепкий сон” (Быт. 2:21). Здесь надо понимать как бы глубокий сон, который вместе с тем был и "экстазом", чтобы он духом мог видеть происходящее и разуметь предстоящее таинство супружества, а особенно соединение Самого Христа с Церковью; ибо ему была открыта (говорю согласно с богословами) тайна воплощения Христова, так как дано было ему познание о Святой Троице, и он знал о бывшем ангельском падении и о предстоящем размножении от него человеческого рода, а также чрез Божие откровение тогда постиг и многие другие таинства, кроме своего падения, которое судьбами Божиими было утаено от него. Во время такого чудесного сна или, лучше, восторга Господь взял одно из ребер Адамовых и создал ему помощницу жену, которую Адам, пробудившись от сна, узнал и сказал: “Се кость от костей моих и плоть от плоти моея” (Быт. 2, 23)
Этимология имени Евы. Ева (ивр. Хава – «дающая жизнь», евр. Chavvah – «жизнь»). Ева – послужила  источником жизни для всего человечества. Она праматерь всех людей, жена Адама, сотворена из его ребра, это означает ее органическую духовную близость к мужу, для которого она служит соответствием и дополнением, являясь его "помощницей". Подтверждение этого повествования можно найти в арабской поговорке: "ты мое ребро", означающей теснейшую дружбу и сообщество.
Ещё раз ответим на вопрос: Для чего была создана Ева? В начале миробытия надлежало умножиться человеческому роду; в настоящее же время, когда вселенная наполнилась различными народами, прославляется апостольское слово: “То хорошо человеку не касаться женщины.” (1 Кор. 7:1). А отсюда мы делаем вывод: в Ветхом Завете законом установлялась жизнь по плоти (почитание супружества), а в Новом советуется только духовное (ублажается беженство, а тем более честно и славно самое девство). О девстве святой Киприан говорит: «Девство есть сестра ангелов, одоление страстей, царица добродетелей и наследие всех благ» (О девстве). Но и в ветхозаветное время были некоторые такие мужи святые, которые безбрачно жизнь свою прожили и девство свое от утробы матерней нетленно соблюли; таковы были Илия, Елисей, Даниил, три отрока и Иоанн Предтеча.
Интересно было бы знать и то, каковы были по телесному возрасту (здесь – рост, величина тела) Адам и Ева?
Некоторые, придерживаясь еврейского баснословия, предполагали в них исполинов. Но это неверно, ибо исполины только впоследствии стали рождаться от беззакония. Об этом повествуется в шестой главе Книги Бытия. Когда Божий сыны, то есть Сифовы потомки, увидев дщерей человеческих, то есть Каиновых, что они красивы по лицу, смесились с ними вопреки благоволению Божию, тогда от их беззаконного ложа стали рождаться люди не по созданной от Бога мере возраста, но чудовища, гиганты, как древеса и некие страшилища, обнаруживавшие собою Божие неблагословение такого ложа.
Адам же и Ева были созданы Богом оба в обычном человеческом росте, как свидетельствует Иоанн Дамаскин в книге “Точное изложение православной веры” в книге 2 гл. 12, говоря: «Сотворил Бог человека незлобивого, праведного, добродетельного, беспечального, бесскорбного, всякою добродетелью освященного, всеми благами украшенного, как некий второй мир, малый в великом, другого ангела, совместного поклонника, вместе с ангелами Богу кланяющегося, назирателя видимого создания, умствующего о тайнах, царя существующих на земле, земного и небесного, временного и бессмертного, видимого и умствующего, среднего величества (по росту) и смирения, а также духовного и плотского».
Также у святителя Дмитрия Ростовского из книги “Келейный летописец”  можно почерпнуть интересные сведения: «Благочестива также и мысль о том, что Христос Господь наш, Новый Адам, желая облещись в ветхого, принял на Себя плоть, во всем подобную первому Адаму – возрастом, лицом, красотою, беседою, хождением, но кроме одного только греха. Точно так же Он изволил иметь Преблагословенную Матерь Свою во всем подобную праматери Еве. Как в начале Бог создал Адама по образу Своему и по подобию, заключающимся в его душе разумной, так и напоследок лет Тот же Бог явился во плоти Адамовой, по его образу и подобию телесному. И как Христос, живя с людьми на земле, был “краснейший добротою паче сынов человеческих” (Пс. 44, 3), а Преблагословенная Матерь Его Пречистая Дева красотою своею превосходила всех дщерей человеческих, была как крин (роза) в тернии,– так точно нужно разуметь и о первых наших прародителях Адаме и Еве, что они были самыми прекрасными во всем роде человеческом как по мере возраста, так и по красоте лица своего. Ибо не приличествовало человеку, первому одушевленному и разумному созданию Божию, быть исполненным неблагообразием.
Обратим свое внимание еще и на следующее: чье рождение было честнейшим – Адамово ли, или Евино? Адам создан был вне рая, а Ева в раю; Адам из персти земной, Ева же из кости человеческой. Поистине кажется, Евино рождение было более честно сравнительно с Адамовым, но тем не менее жена не честнее мужа, но даже покорена ему. Здесь наука тем, кто гордится своим благородством, ибо не тот муж велик и честен, который благороден и имеет развращенное житие, но тот, который благоразумен, а по жизни своей добродетелен, хотя бы он по происхождению был и из простого рода».
Последнее творение стало венцом всего созданного Богом. В человеке засияла целая радуга жизней: жизнь минералов – через участие в бытии и телесном составе из общих для всей Вселенной первоэлементов. «Жизнь растений! – через силу роста и способность к размножению. Жизнь зверей – через движение и способность постигать мир при помощи чувств. Жизнь Ангелов – через разум и свободу воли. И, наконец, высочайший из даров – причастие нетленной силе божественной жизни, подчиняясь которой, человек должен был стать богом по благодати».
У человека, как и у животных, есть тело и душа. Но, в отличие от животного, у человека, во-первых, и тело и душа несут на себе отпечаток образа Божия.
Во-вторых, человеческая душа, в отличие от души животной, бессмертна и разумна. Человеческая душа способна жить сама по себе, без тела. Поэтому душа при смерти, распаде тела не распадается вместе с ним, но остается бессмертной. Душа помнит элементы своего тела и вновь соберет их во второе пришествие Христово. Поэтому душа дороже целого мира, и не следует бояться гибели тела, если вопрос стоит о спасении души (Мф. 10:28). В-третьих, человек, в отличие от животного, имеет осознанную свободу самоопределения, а также ум, или дух. Ум – это высшая созерцательная способность человеческой души. Энергия ума есть мысль и интуиция. Они происходят из ума. Ум, или дух, принадлежит душе как часть ее. Что глаз в теле, то и ум (дух) в душе. А сердце – это центр всех сил души. Соединяя ум с сердцем в молитве – собирают в сердце, духовном центре, силы души и тела в пред стоянии Богу. Всех этих высших способностей человека у животных нет.
Плавно переходим к вопросу о “третьей” женщине Лилит. Как уже ранее было сказано если брать отдельный стих из Священного Писания вне контекста, то можно на его основании сделать ложные выводы. Вот эти моменты:
1. Бытие гл. 4:16-17
16 И пошёл Каин от лица Господня; и поселился в земле Нод, на восток от Едема.
17 И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха.
2. Книга Пророка Исаии гл. 34:14-15
14 И звери пустыни будут встречаться с дикими кошками, и лешие будут перекликаться один с другим; там будет отдыхать ночное приведение и находить себе покой .
15  Там угнездится летучий змей, будет класть яйца и выводить детей и собирать их под тень свою; там и коршуны будут собираться один к другому.
Первый момент: многие утверждают, что стихи в книге Бытия 4:16-17 означают, что Каин пошёл в землю Нод и там нашёл себе жену. Из этого они приходят к мнению, что на Земле существовала другая раса людей (как усмотрим далее: якобы это раса произошла от брака между Адамом и Лилит), не состоящая из потомков Адама и Евы, к которой и принадлежала жена Каина.
Однако, при внимательном чтении этого отрывка видно, что Каин не нашёл свою жену в земле Нод, а “познал” свою жену в земле Нод, после чего у них родился сын Енох. Многие богословы полагают, что Каин был уже женат к моменту убийства Авеля, иначе бы в Библии что-нибудь говорилось о женитьбе Каина.
Второй момент в книге Пророка Исаии идет речь о будущем Идумеи. Оно изображено чертами, отчасти сходными с теми, какие употреблены в пророчестве о Вавилоне (Ис. 13:21-22), что в принципе означает одинаковые судьбы той и другой страны. Как там, так и здесь обитателями осужденной Богом страны названы: звери пустыни, шакалы, лешие или, как переведено это слово, согласно с буквальным его значением „косматый”. Здесь же, к этим обитателям развалин Вавилона, при изображении будущего состояния Идумеи, у пророка присоединены еще – лилит (это слово встречается  в свящ. Писании только однажды здесь и значить буквально: „ночная"), ночное привидение, летучий змей и коршуны. «Посредством всего сказанного, говорит блаж. Феодорит изобразил (пророк) великое запустение. До такой степени, говорит, обезлюдеет (страна), что безбоязненно ежи рождают детенышей и последние не подвергаются опасностям; и преобразующееся во многие виды демоны, пользуясь досугом, разговаривают друг с другом. Это изображает равным образом пустыню, не имеющую жителей. Спокойно пасутся детеныши животных, так как нет охотящихся за ними».
С ночным приведением с евр. «лилит» толкователи древнего времени связывали намек на верование иудеев в демоническое существо (приравниваемое греческой ламiа), представлявшееся в виде женщины с крыльями или ночной птицы, высасывающей у людей и, особенно у детей кровь. Блаж. Феодорит в объяснение этих слов, говорит: «Пророческое слово приспособляется к обычаю людей и называет демонов  теми словами, какие употребляются у людей». Толкователи же нового времени переводят это слово, происходящее от слова «лайла» – ночь, просто выражением: “ночная”, и разумеют здесь ночную птицу, т.е. филина встречающегося в Египте и в различных частях Палестины.
По каббалистическому мировоззрению о злом духе-женщины и вообще о злых духах сказано в книге “Зогар” (сияние): «В одну из пятниц вечером, когда было уже очень поздно, Бог создал злых духов, и так как наступал шабаш, то у него не хватило времени их закончить и воплотить. Они имеют душу, созданную из вещества, находящегося на луне и ни к чему непригодного, вещественный образ, состоящий из воды и огня у одних, и из земли и воздуха у других, но не имеют плоти. Много злых духов происходит от Адама, говорят раввинские писатели: когда первый человек был изгнан из земного рая, он сперва отказывался приблизиться к Еве, дабы не давать жизни существам, проклятым Богом. Два злых духа женского пола явились тогда ему и зачали от него. В течение ста тридцати лет одна из этих женщин демонов, по имени Лилит, произвела от Адама на свет демонов, злых духов и ночных призраков. Но Лилит погрешила против Адама, и Бог осудил ее видеть каждый день гибель ста ее детей; горе ее было столь велико, что с тех пор она, в сопровождении четырехсот восьмидесяти злых духов, не перестает носиться по свету, оглашая воздух ревом. В то время, как Адам вел себя столь легкомысленным образом, поведение  Евы было не лучше: она была любовницей злых духов мужского пола, породивших ей подобное же потомство».
Так как тема рассматривается с православной точки зрения  соответственно выше сказанное можно считать ересью и не только считать, но и думать, так как эти вещи не какими источниками или другим каким либо образом не подтверждаются .
Уточним также, что за летучий змей. Летучий змей – это такой змей, который откуда-нибудь с высоты, например с высокого дерева, бросается на свою жертву и с налета жалит её.
Настало время вкратце рассмотрения исламского взгляда творения человека..
Ислам считает Адама не только первым человеком, но и первым пророком Аллаха. В исламе существует обязательная для каждого мусульманина вера в пророков, 28 из которых упоминаются в Коране. Первое имя – имя Адама Аляйхисалама, как человека, выбранного Аллахом для направления человечества на праведный путь веры и наделённого пятью качествами пророка: правдивость, верность, способность передавать Предписания и Запреты Всевышнего Аллаха, несмотря ни на какие трудности, ум и чистота нравов. Также мусульмане верят, что Адаму были посланы Аллахом первые десять (из ста) сухуфов, то есть священных свитков, предшествовавших последующим четырём священным книгам (Торе, Псалтири, Евангелиям и Корану).
В отличие от Библии, где приводится систематизированное повествование об Адаме, в Коране Адам упоминается в нескольких отдельных сурах (главах). Отдельные стихи (аяты) с упоминанием его имени разбросаны по всему Корану.
После того, как Аллах сотворил небо, имевшее прежде вид газа, Он сотворил солнце и луну, движущиеся в строго определённое время по заданной траектории. Только после этого Аллах приступил к созданию земли, разбросав по ней огромные горы, прекрасные реки, моря и леса. После, сотворил ангелов, которые восхваляли Аллаха и искренне поклонялись Ему. И в завершении Всевышний создал Адама, который положил начало человеческому роду, призванному населить землю, благоустраивать её и пользоваться всеми земными благами, оставляя после себя достойных преемников.
Творение нового существа.
В Коране нет идеи сотворения человека по образу и подобию Бога. Скорее, говорится о том, что Аллах создал человека по образу, им придуманном: «О человек, что соблазняет тебя в Господе твоём щедром, который сотворил тебя, выровнял и соразмерил, в таком виде, как пожелал, тебя устроил!» (Сура «Разверзнется», аяты 6-7).
Человек творился в три этапа:
Первый этап: чтобы создать первого человека, Аллах подобрал особую глину, которая имела необычный вид.
Второй этап – этап изображения, когда Аллах придал своему гончарному изделию законченный вид.
И наконец, третий этап – оживление. После того, как Всевышний вдохнул жизнь в новое тело, завершилось «создание».
Затем Аллах вдохнул свой дух в человека и наделил своё творение различными способностями. Он раскрыл Адаму все тайны прекрасной Вселенной, затем приказал ангелам разъяснить эти тайны. Убедившись в глубоком смысле последнего творения, ангелы поняли, что созданы для другой миссии.
Затем Аллах приказал ангелам и сатане, поклониться Адаму. Все, подчиняясь Аллаху, поклонились, кроме сатаны, который посчитал себя созданием более высокого порядка. «Ведь человек сделан из простой глины, а я – из огня. Почему я должен подчиняться и преклоняться перед ним, ведь я выше его!» Это высокомерие и стало причиной того, что Аллах изгнал сатану из Своего божественного мира.
Адам был одинок, он нуждался в искреннем, близком друге, который успокоил бы его и спас от одиночества. Аллах сотворил Еву  из той же глины, что и Адама, затем, одарил их своей милостью, поселив в раю.
Адам и Ева в дружбе и согласии жили в божественном саду. Тем временем сатана замышлял, как же сделать так, чтобы Аллах изгнал Адама из рая. Ведь человек стал причиной того, что он лишился своего положения и был изгнан из рая.
Сатана решил отомстить Адаму за это, разрушив дворец счастья. К сожалению, точно неизвестно, каким же образом он проник в рай. В некоторых писаниях говорится, что сатана проник туда, изменив свой облик и, приняв облик павлина или змеи, соблазнил их. Сатана нашёл слабое место человека, он сказал Адаму: «Если ты съешь этот плод, то останешься в раю навсегда и вся власть будет в твоих руках». Обманув Еву, он заставил Адама с помощью неё, притронуться к запретному плоду. Существует много версий и точно неизвестно, что это был за плод. Некоторые толкователи ислама считают, что это было или дерево винограда, или фиговое дерево(то есть дерево инжира), или камфарное дерево. Другие считают, что был плод яблони, или плод унаби.
Стало очень тяжело, когда они спустились на землю и столкнулись со всеми трудностями жизни, и только Бог знает, сколько лет они молили о прощении, раскаиваясь и проливая слезы.
Аллах простил их и одарил милостью. В Коране говорится, что Аллах простил Адаму его грех до того, как отправил его на землю. Теперь Адам и Ева жили на земле. Они должны были тяжёлым трудом добывать себе пищу, воду, находить пригодное жильё.
Коран возлагает равную вину и на Адама, и на его жену за их ошибку. Имя жены Адама в Коране не упоминается, она фигурирует лишь в качестве его супруги. В Коране нет и намёка на то, что Ева соблазнила Адама или даже на то, что она попробовала плоды до него. «Адам ослушался своего Господа и сошёл с правильного пути. Потом Господь избрал его [из числа других], простил и направил на прямой путь» (сура Та Ха аяты 121–122).
В Коране ничего не говорится о потомстве Адама и Евы. Не сказано в нём и сколько лет жил Адам, но по преданию Адам прожил 1000 лет на земле. Ева родила ему 40 детей – по близнецу каждый раз – мальчика и девочку. Первенцами были Габил (Хабил) и его сестра Галима (Халима). До кончины Адама численность его потомства с детьми и со внуками составляло около 40 000. Но все потомство вымерло кроме детей Шейса. Затем они тоже исчезли. Осталось лишь потомство Ноя (Нух) в лицах Сема, Хама и Хафиза. Сем считается отцом семитских племён (в том числе арабов), Хам – чернокожих, а Хафиз –  тюрков и романеев.
Как мы видим, в богословии ислама нет учения о первородном грехе – каждый отвечает лишь за собственные грехи, пророк Адам согрешил, но раскаялся, и Аллах простил его; однако некоторые вторичные  следы учения о первородном грехе в Коране все же прослеживаются – хотя Аллах и простил Адама, но в рай, из которого тот был изгнан в результате грехопадения, не позволил вернуться ни ему, ни его потомкам.
В представлении многих древних народов Творец – это мастер, который своими руками изготовляет необходимую для жизни утварь. На некоторых египетских рельефах можно видеть изображение бога Хнума, делающего человека при помощи гончарного круга . В Индии и Греции считалось, что мир родился из недр Божества.
Только библейское учение противопоставило язычеству и пантеизму  всех оттенков идею творения как акта Божественной Воли, Разума и Любви. Этот акт есть звено, связующее Абсолют со всем тварным. Согласно Писанию, созидательная мощь слова Божия, вызвав тварь из небытия, постоянно питает ее и поддерживает ее существование.
Библия рисует космогенез  как восхождение от низшего к высшему, от неорганического к высокоорганизованному существу – к человеку. Это понимание истоков Вселенной облекалось, естественно, в форму, соответствующую уровню знаний и типу мышления той далекой эпохи, когда писалась Книга Бытия. Однако дело здесь не только в эпохе. Священный автор говорит о тайне, которая в силу своей природы лучше всего может быть выражена символически. «В начале сотворил Бог небо и землю» – эти слова Писания не есть констатация научного факта, это язык Мифа в высочайшем и священном значении этого слова. Картина, образ, символ, заменяющие абстракцию, – способ, необходимый для выражения непостижимого и присущий языку всех религий.
После рассмотрения этого вопроса рассмотрим другие точки зрения по данному вопросу:
В Каббале
Согласно представлениям Каббалы, с Адама началось духовное развитие человечества. Он впервые в истории человечества получил желание к познанию духовного мира и постиг природу обоих миров – материального и духовного. Адаму приписывается авторство древней каббалистической книги «Разиэль а-Малах» (Тайный Ангел).
У древних германцев и скандинавов
Из искр и талой воды возникли великан Имир и корова Аудумла, вскормившая его своим молоком. Из пота Имира родилась пара – мужчина и женщина, а одна нога с другой зачала сына. Это были первые инеистые великаны. Аск и Эмбла – люди, которых ещё в виде древесных прообразов, бездыханных и «лишённых судьбы», нашли на берегу моря боги; оживив их, они даровали им разум и речь.
По шумерскому эпосу Энума элиш
Мардук замыслил создать человека и делится своими планами с премудрым Эа. Собрав совет богов, он решает принести в жертву коварного Кингу, и все соглашаются на это. Кингу убивают, выпускают из него кровь, из которой Эа создаёт людей и возлагает на них бремя служения богам.
По другой версии первый человек появился из смеси глины и крови бога Абзу (убитого богом Эа).
У древних индийцев
Пуруша – согласно мифологии Древней Индии, существо, живущее в человеческом сердце и одновременно населяющее Космос. При этом каждое человеческое существо несёт в себе частицу бессмертия.
У древних персов
В культуре Древней Персии создатель человека – Гайомарт, излучавший свет. После смерти Гайомарта все металлы «брызнули» из его тела, душа превратилась в золото, а из семени появилась первая супружеская чета в виде куста ревеня.
Восточная Африка
Однажды на пустынный берег моря выползла жаба – первое существо на тверди земной. На небе в те времена не было ничего кроме Луны. У Луны родилась идея сотворить человека, и она поведала о ней Жабе. Но жаба опередила Луну и, невообразимо раздувшись, породила двоих близнецов – мужчину и женщину. Это были первые люди на земле.
Разгневалась Луна на Жабу и испепелила её. Взяв на своё попечение людей – детей Жабы, она помогла им довести своё тело до совершенства, наделила разумом и даром речи, придав им сходство с современными людьми. И нарекла Луна мужчину Батетой, а женщину Ханной.
Батета и Ханна прожили на земле в несколько раз дольше, чем живут люди теперь, а когда жизнь стала им не в радость, Луна, как и обещала, спустилась на землю и унесла их с собой. Вскоре почили их первенцы и были похоронены в земле, а потом смерть стала приходить за людьми всё чаще и чаще.
Западная Африка
На небесах Олорун, Верховное Существо, начал творить первых людей. Ориша Нла вылепил их формы из земли, но вдохнуть в них жизнь мог только Олорун. Ориша Нла спрятался в мастерской Олоруна, чтобы подсмотреть, как это будет происходить. Но Олорун узнал об этом и погрузил Ориша Нла в глубокий сон; так что только Олорун знает тайну оживления тела. И по сей день Ориша Нла делает новые человеческие тела посредством отца и матери будущего новорождённого, но вдыхает жизнь в них именно Олорун.
Ну и в конце можно добавить: образ и подобие Божие в человеке, состоит в духовном сыновстве его к Богу, в стремлении к умственному и нравственному совершенству, дающему ему возможность господствовать над природой.
Интуитивные прозрения, облеченные в миф, нередко опережают развитие науки. Именно в Библии, в отличие от греческих, вавилонских, индийских писаний, мы впервые находим понятие о мире как об Истории, Становлении, Процессе. Мифы и философские системы древности, по существу, стояли вне прошлого и будущего; для них Вселенная вместе с богами, людьми и низшими существами пребывала в бесконечности круговоротов и циклов. Библейским же пророкам первым открылась внутренняя устремленность мира к совершенству.
В Библии два рассказа о сотворении человека: поставляется в общую канву библейского повествования, второй же более. Большинство вопросов связанных с Лилит не являются православным взглядом, а у животного, так же как и у человека есть душа, правда она не несёт отпечатка образа Божия. В Коране нет идеи сотворения человека по образу и подобию Бога. В богословии ислама нет учения о первородном грехе. И, так же как и представлениях, других народах в исламе Творец – это мастер, который своими руками изготовляет необходимую для жизни утварь.
Интуитивные прозрения, облеченные в миф, нередко опережают развитие науки. Именно в Библии, в отличие от греческих, вавилонских, индийских писаний, мы впервые находим понятие о мире как об Истории, Становлении, Процессе. Мифы и философские системы древности, по существу, стояли вне прошлого и будущего; для них Вселенная вместе с богами, людьми и низшими существами пребывала в бесконечности круговоротов и циклов. Библейским же пророкам первым открылась внутренняя устремленность мира к совершенству.


Использованная литература и источники информации

1 Библия
2 Властов Г.К. Священная летопись. Т. 5. Пророк Исаия. Ч. 2. 1898, XIV –   450 с.
3 Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов  I-VIII веков. Ветхий Завет. Том I: Книга Бытия 1-11/ Пер. с англ., греч., лат., сир. Под ред. Эндрю Лаута в сотрудничестве с Марко Конти / Русское издание под ред. К. К. Гаврилкина. – Тверь: Герменевтика, 2004. – 304с.
4 Иерей Г. Егоров. Священное Писание Ветхого Завета: Учебное пособие. – Москва: Издательство ПСТГУ, 2007 – 560с.
5 Забегайло О.Н. Происхождение мироздания: эволюция или Сотворение? Серия: «история мироздания в свете православного вероучения и научных фактов». Книга 1. Москва, Серебряные нити, 2008. – 608с.
6 Святитель Игнатий Брянчанинов. Слово о человеке: Избранные творения: –
С-Петербург: Издательство Приход святителя Игнатия Брянчанинова, 2008 – 718с.
7 Шестоднев Иоанна экзарха Болгарского. Ранняя русская редакция. – М.: Изд. Индрик, 1998 – 768с.
8 Св. Иоанн Дамаскин. Источник знания: Научное издание: – С-Петербург: Изд. НАУКА, 2006 – 357с.
9 Лопухин А. П. Библейская история Ветхого Завета. СПб.. 1896. – 466с.
10 Толковая Библия, или Комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета под редакцией А. П. Лопухина. Ветхий Завет: в 5тт. – М.: ДАРЪ, 2008
   + Т. I: Пятикнижие; Исторические книги, – 1056с.
   + Т. IV: Пророческие книги, –1168с.
11 Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Профессор Лопухин А. П. – Статья  о Еве
12 Якимов И.С. Толкование на книгу святого пророка Исаии. СПб., 1883. – 767 с.
13 – Адам 
14 - Адам в исламе
15 – Ева
16 – Лилит
17 Коран


Рецензии