Юмор как проявление человеческой свободы...

ЮМОР КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ СВОБОДЫ И СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЙ ПОИСК. Тезисы научной конференции.

     Попытки осмыслить проанализировать юмор как феномен человеческой жизни приводят к тем же трудностям, как и в случаях неоднозначности толкования таких понятий, как игра и творчество. Тесное переплетение и взаимопроникновение этих понятий обусловливает возможности описания и раскрытия сути одного явления через содержательные характеристики другого. Юмор, как и творчество, можно рассматривать как выход за рамки привычного, характеризующийся новизной, неожиданностью, соединением в себе несовместимого, вскрытием и разрешением противоречий. Комическое начинается как игра (игра словами, мыслями, игра в действиях). С понятием игра, в свою очередь, связаны свобода жизнепроявления, потребность в развлечении, получение удовольствия, шутки, смех. Но если творчество, игра, поиск смысла жизни определены в философской антропологии как формы проявления человеческой свободы, то юмор требует дополнительного рассмотрения, чтобы занять свое место в системе ценностей.
     Если говорить о ценностях, ориентируясь на которые, человек осуществляет поиск и обретение смысла своей жизни, то наиболее интересной представляется классификация В. Франкла, в которой выделяются четыре группы ценностей: созидания, переживания, общения и ценности преодоления ситуации и изменения своего отношения к ней. По мнению В. Франкла эта последняя группа ценностей наиболее важна для определения направления и сути поиска смысла жизни, так как для нее характерно не содержание объективной ситуации, а субъективные усилия самого человека, который становится субъектом смысла жизни. Юмор с полным правом можно отнести к этой четвертой группе ценностей.
     Юмор как ценность и воплощение свободы осуществляет возможность преодолеть ситуацию, выйти «за рамки» привычного, увидеть в ней то, что невозможно увидеть, находясь «внутри» ситуации.
     Если воспользоваться идеей соотнесения свободы и необходимости с тремя модусами времени (прошлым, настоящим, будущим), можно рассмотреть юмор, как преодоление разрыва, как связующее звено между прошлым и будущим, между свободой и необходимостью, между опытом и неопределенностью, между памятью и творчеством. Все что отнесено к прошлому, связано с опытом и является миром необходимости- все это уже заняло свое место в системе ценностей. Но то, что относится к будущему (являясь миром свободы)- еще не может быть оценено, так как неопределенно. Неопределенность в обыденном сознании зачастую связана со страхом, тревогой (аффектом). Юмор занимает место аффекта, пользуясь его энергией и является «высшей из защит», предупреждая «возникновение неудовольствия из внутренних источников» (З. Фрейд), и может, опираясь на необходимость (познание, прошлый опыт), изменить отношение к ситуации, тем самым влияя на будущее, т.е. воплощаясь в свободу.
     Способность человека реагировать  на трудности и травмирующие сигналы внешнего мира с юмором может быть рассмотрена как творчество, как способ иного восприятия действительности. Мир не удовлетворяет человека, и человек изменяет этот мир в своем сознании нестандартным взглядом на него, открывая доступ к удовольствию. Конечно же, суть понятия «смысл жизни» невозможно раскрыть, сводя его только лишь к поиску состояний, связанных с удовольствием.  Тем не менее, эти состояния, обретенные посредством юмора, могут наполнять мироощущение человека оптимистическим содержанием, быть показателями реализованности человека и ориентирами в смысложизненном поиске.


Рецензии
Да... не ожидала, что на такую веселую тему можно устроить такую скучную конференцию...
Рада за Вас, что не удалось убить такой исключительный дар, присущий только человеку( к сожалению, далеко не каждому), как юмор...
С юм.приветом, Галина

Галина Бинецкая   31.08.2009 03:09     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.