Рогов А. Г

Рогов Алексей Григорьевич родился 22.01.13 г. в г.Туле, в семье рабочего. Русский.
С семи лет и до окончания Воскресенской сельской школы Рогов жил у бабушки в с.Кудрино Тульской области. В 1928 г. поступил в Тульский техникум государственной и кустарной металлообрабатывающей промышленности, в котором готовили техников-технологов по холодной и горячей обработке металлов и техников-технологов по литейному делу. Работал на Тульском радиозаводе. В марте 1931 г. по комсомольской путёвке он был направлен на учёбу в тульский аэроклуб. Окончил его в апреле 1932 г. В апреле 1932 г. по спецнабору был направлен в военную авиашколу.
В РККА с 1932 г.
Член ВКП(б) с 1934 г.
В 1935 г. окончил 2-ю Краснознаменную военную школу летчиков им. Осоавиахима в г. Борисоглебске. Служил командиром экипажа, а затем заместителем комэска в бомбардировочных частях ВВС Белорусского военного округа.
Участвовал в Великой Отечественной войне с июня 1941 г. Был командиром эскадрильи 40-го бомбардировочного авиаполка 4-й бомбардировочной авиадивизии Западного фронта. Совершил 68 боевых вылетов для нанесения ударов по железнодорожного узлам, скоплениям войск и переправам противника.
«О боевых делах эскадрильи, которой командовал капитан Рогов, рассказывали центральные газеты. В частности, «Комсомольская правда» 6 августа 1941 года писала:
«...Летные экипажи бомбардировщиков готовились к очередному вылету.
- Скверная погода сегодня,- произнес командир эскадрильи Алексей Рогов, обращаясь к летчикам.
- Еще хуже была вчера, товарищ капитан,- заметил штурман.
- Совсем отвратительно было в тот день, когда мне пришлось бомбить в паре с Сережей Лапшовым,- ответил Рогов.- В том вылете я очень беспокоился за него. Как-никак Лапшов самый молодой из нас. К тому же и очень горячий. Его экипажу в тот хмурый день, чтобы точно выйти на цель, пришлось пробиваться через трехкилометровый барьер тяжелых облаков. Не выдержал, по радио запрашиваю Лапшова: «Как, Сережа, трудно?» А он смеется и отвечает: «Еще немного можно...» Мы вышли на цель, сбросили бомбы. Надо возвращаться домой. Смотрю, нет рядом Лапшова. Думаю, что за напасть. Выполняю один круг, затем - второй, а своего ведомого не вижу, как будто сквозь землю провалился. Решил идти на свой аэродром. Вышел за облака, а он уже там вертится - ожидает меня. На душе стало легче. Все наши экипажи в тот день благополучно возвратились на свою базу...»
А осенью 1941 года «Правда» посвятила Алексею и его боевым товарищам такие строки: "Прекрасных результатов добилась эскадрилья, которой командует капитан Рогов. Летчики эскадрильи во главе со своим командиром нанесли существенный урон фашистским полчищам, наступающим на Москву, рассеивали и уничтожали вражеские танки, моторизованную технику, автомашины» [1].
В короткие промежутки между боями Алексей Григорьевич отправлял письма с фронта жене - Вере Тихоновне и сыну Эдуарду:

«Здравствуй, дорогая Верочка!
Миллион раз целую тебя и дорогого сыночка Эдинъку. По письмам видно, что я жив и здоров и не имею даже царапины. Хотя за это время пережил много бомбардировок немцами и был не один раз обстрелян. Пока вражеская пуля проходит мимо, но зато я это время много работал. Думаю, что немалый урон нанес немцам.
Береги сыночка и себя. Вы для меня так дороги, что потеря вас для меня теряет смысл жизни.
Целую вас, Алексей.
12.07.41 г.»

 «Здравствуйте, мои дорогие Верочка и Эдик!
Я, дорогая моя Верочка, чувствую себя хорошо. Обо мне не беспокойтесь.
Немецкие стервятники сначала имели некоторый успех. Но сейчас их так пришибли, что их полеты вреда приносят мало. Я сам испытал несколько их пустых бомбардировок.
Из моих подчиненных все живы и здоровы. Сумел сохранить их. Все благодаря Рязани. Сейчас летчики и штурманы выражают благодарность за прошлогоднюю учебу в Рязани. Они довольны. И я, конечно, тоже. Видел Смыкова на вокзале в Воронеже. Он не знает, где его семья. От тебя мне трудно получать письма в связи с моими частыми переездами.
Любящий вас Алексей.
21.07.41. Новочеркасск, Ростовская обл., п/о Хотунок, до востребования».

«Здравствуйте, мои дорогие и любимые Верочка и Эдик!
Кого только не встретишь на войне! То они у нас гости, то мы у них. Как меняет облик человек за короткое время. Насколько серьезней и деловитей становится хороший человек, а трус и шкурник - подлее к себе и товарищам.
Мои воспитанники держатся стойко и дерутся крепко. Многие представлены к орденам за отвагу и доблесть. Я доволен своей работой в мирное время, которая дает свои плоды сейчас.
Победа будет за нами.
Любящий тебя и сына, Алексей.
Новочеркасск, 23.07.41 г.»

 «Здравствуй, любимая и никогда не забываемая подруга жизни, моя прелестная Верочка и сыночек Эдик.
Несмотря на напряженную летную работу, тоска по вас не проходит. Может, немцев отгоним к нашим границам, тогда можно будет поехать в Тулу к мамаше. Сейчас время работает на нас. Прелестная моя девочка! Приготовь себя к разлуке на весь 1942 год. Ранее разбить Гитлера вряд ли сумеем. Он сейчас силен и имеет опыт. За нами время. Возможно, что война закончится революцией в Европе, тогда еще год-два работать придется на установление власти. Разлука долгая, и ее надо пережить.
Готовься на зимовку в Лукояновке. Постарайся купить сыночку валенки и сшей ему обыкновенную овчинную шубу.
Не печалься. Живи надеждой на скорое свидание. Расти сыночка. Люби меня.
Прости, что не выполняю свое обещание писать через день.
Любящий тебя и сына, ваш Алексей. Новочеркасск, 11.8.41 г.»

 «Здравствуй, прелестная Верусенька и дорогой сынулъка Эдинька!
Поздравляю вас с новосельем и тебя, моя дорогая, с двадцатидевятилетием.
Сейчас вся жизнь направлена к тому, чтобы как можно лучше и больше уничтожать немцев, чтобы отдать жизнь за Родину не даром.
Сейчас очень тяжело стало работать. Стоит дождливая погода, которая отнимает много сил и внимания. Морщины прибавляются, и вчера парикмахер сказал, что волосами на голове я не очень стал богат.
Аттестат на 350 рублей вышлю на Бузулукский райвоенкомат и справку на подъемные деньги. Пиши по адресу Серпухов.
Целую. Твой Алексей. Кратово, 19.9.41 г.»

 «Здравствуй, Веруся! Шлю горячий душевный привет вам с сыночком с пожеланием устроиться на зиму так, чтобы вам было тепло и весело.
Три дня назад получил твое письмо от 19.9.41 г. и телеграмму от 26.9. Твои письма для меня являются праздником, и я их жду с нетерпением.
Все трудности теперешней жизни пережить трудно, но они неизбежны. Надо чаще посещать Совет и райвоенкомат. Должны помогать всемерно эти две большие организации.
Трудности послевоенного времени переживем, лишь бы скорее война закончилась и уцелеть бы. Ловчить в бою я не умею и не хочу. Всегда иду в бой с готовностью умереть. Эта готовность воодушевляет, создает бесстрашие на уничтожение как можно больше этой коричневой сволочи. Без этого война сейчас бессмысленна.
Верусенька! Ты спрашиваешь, в какой части я служу?
Справку на подъемные я послал, в ней все сказано. Дополнительно: 40 бап, 81-я авиадивизия. Больше сообщить не могу.
Любящий вас Алексей. Липицы, 29.9.41 г.»

 «Здравствуй, Верушечка! Поцелуй за меня дорогого сынульку.
Я здоров и немного поправился. Спать ложусь в 9-10 часов вечера, а встаем в 5.30 или 6.00 утра.
Верушечка! Вчера сопровождал заседавшую у нас комиссию от США и Англии. Нагляделся генералов, полпредов и других чинов. Интересно это было бы рассказать устно, так как в письме все не опишешь. А церемония интересная. Гимны исполняли. Одним словом, напомни после войны, расскажу.
После 15-го числа пришлю тебе деньжат немного, может, 800 рублей. Сегодня купил духи «Крымская роза».
Благодарю Эдиньку за письмо мне.
Ну, все, дорогуша. Пиши, жду, твой Алексей.
Липицы. 5.10.41г.»

Это письмо оказалось последним[2].
В начале октября 1941 г. согласно плану «Тайфун» немецкое командование создало перевес сил на трёх направлениях ударов и предприняло наступление против оборонявшихся войск Красной Армии Западного, Резервного и Брянского фронтов. На Рославль-Юхновском направлении ударная группировка нанесла удар на 60-километровом участке фронта, вдоль шоссейной дороги Рославль-Юхнов и уже через два дня советская оборона на реке Десне была прорвана.
4.10.41 г. немецкие передовые группы появились под городом Юхнов. Для того чтобы поддержать спешно создаваемый новый рубеж обороны на юхновском направлении, лётчики ПВО Москвы и 40-го бомбардировочного полка беспрестанно бомбили немецкие переправы через реку Угру. Из донесения командующего ВВС Московского военного округа полковника Н. А. Сбытова: «за восемь дней на Юхновском направлении: произведено 508 боевых вылетов… Уничтожено 2500 солдат и офицеров, 120 танков, 600 автомашин…»[3].
 8.10.41 г. при выполнении боевого задания Пе-3 капитана Рогова был подбит. Отважный летчик совершил огненный таран танковой колонны противника на переправе через реку Угра близ города Юхнов Калужской области.
Вспоминает С. Бобков[4]: «Отступая под натиском врага к Москве, наши части взрывали все шоссейные и железнодорожные мосты, чтобы замедлить продвижение гитлеровских войск. Но железнодорожный мост через реку Угру западнее Юхнова, на главном направлении, взорвать не успели. По этому мосту днем и ночью шли немецкие эшелоны. Приказ уничтожить мост, причем незамедлительно, исходил из Ставки Верховного Главнокомандования. Решить задачу предстояло летчикам 40-го бомбардировочного авиаполка, который успели перевооружить скоростными пикирующими бомбардировщиками Пе-2 и Пе-3. Столь эффективных пикирующих машин ни у кого больше не было до самого конца войны.
И тем не менее разрушить мост не удавалось. Понимая его стратегическое значение, немцы прикрыли мост мощной зенитной артиллерией и истребителями. При подлете к мосту наши самолеты встречали сплошной заградительный огонь. Полк нес потери. Когда же удавалось прорваться к цели, то даже при точном бомбометании мост получал незначительные разрушения: бомбы рвались в воде под ним. Взрыватели не срабатывали мгновенно. Техники-вооруженцы полка придумали даже скобы с якорями, которые прикручивали к бомбам болтами. Но и якоря не могли удержать стокилограммовые бомбы. Время неумолимо работало на немцев. Развязка была такой. 8 октября 1941 года при подлете к мосту зенитными снарядами был подбит самолет Пе-3, пилотируемый командиром второй эскадрильи полка капитаном Роговым Алексеем Григорьевичем (штурман Форносов Василий Иванович). Офицер направил горящий самолет на мост и таранил его. Взрыв был огромный силы: самолет весом 7,5 тонны, около трех тонн горючего и 15 стокилограммовых бомб общим весом 1,5 тонны. От моста ничего не осталось.
Подвиг капитана Рогова засвидетельствовал лейтенант И.Е. Малай, который шел на боевое задание в паре с ним. Капитану Рогову Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 октября 1941 года присвоили звание Героя Советского Союза. К сожалению, о его подвиге, о том, что высокое звание присвоено посмертно, в те полные драматизма дни рассказано не было. Шла экстренная эвакуация госучреждений и прессы из Москвы в Куйбышев. Момент был упущен. В наградном листе об уничтожении моста также сказано не было[5]».
Только в 1964 г., при подготовке к 25-летию полка вновь вернулись к событиям 1941 г., и по ходатайству командования полка, имя героя было навечно включено в списки личного состава 2-й авиаэскадрильи.
«Экипажи бомбардировщиков выполняли по 3-4 вылета в день. Четыре экипажа под командованием капитана Рогова вылетели для нанесения бомбового удара по скоплению войск через Угру. Как вспоминал один из участников этого полёта Малай, лётчики, подходя к цели, обнаружили огромную колонну танков и автомашин. Голова колонны упиралась в западный берег реки. Командир подал короткую команду: « Я Балкан». Атака!» Самолёты вошли в пике, и сразу в небе появились разрывы зенитных снарядов. От прямого попадания снаряда загорелся левый мотор самолёта А. Рогова. Но, несмотря на это, бесстрашный командир дал команду на третий заход и развернул свой горящий самолёт на цель. для атаки. Мы все поняли, что командир с болевого курса не свернёт. Он отдал свой последний приказ: «Боевую задачу выполнить!». Его самолёт ещё какое-то время держался в горизонтальном положении, а затем вошёл в пике и врезался во вражескую колонну»[6].
 22.10.41 г. за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм капитану Рогову Алексею Григорьевичу было присвоено звание Герой Советского Союза.
Герой Советского Союза Рогов А.Г. навечно зачислен в списки 2-й эскадрильи 48-го гвардейского Нижнеднестровского ордена Суворова отдельного авиаполка дальних разведчиков. Именем Героя названы улица в городе-герое Туле и электромеханический техникум. На доме, где он жил, установлена мемориальная доска. На средства, собранные учащимися техникума (ныне Тульский технико-экономический колледж им. А. Г. Рогова), на месте гибели Героя был установлен памятник
 Герой Советского Союза (22.10.41). Награжден орденом Ленина.

Литература:
1. Бессмертен подвиг их высокий. - Тула: Приокское кн. изд., 1983
 2. Бессмертные подвиги. - М.: Воениздат, 1980
 3. Шингарев С. И. Ради тебя, Земля. - Тула, 1979.

Примечания:
 [1] http://www.molodguard.ru/heroes683.htm
 [2] Там же.
 [3] http://yukhnov.xost.ru/history/h11/
 [4] В годы Великой Отечественной войны С. Бобков был воздушным стрелком-радистом 48-го гвардейского Нижнеднестровского ордена Суворова отдельного авиаполка дальних разведчиков.
 [5] http://www.redstar.ru/2005/03/24_03/4_04.html
 [6] http://www.bogorodsk-noginsk.ru/voyna/65-let-kniga.html


Рецензии