Титенков К. Н

Титенков Константин Николаевич родился 16.06.11 г. в городе Ярцево Смоленской области, в многодетной семье слесаря Ярцевской текстильной фабрики. Русский. Окончил шесть классов и школу фабрично-заводского ученичества. Работал на Ярцевском хлебокомбинате.
В РККА с 1930 г. В 1932 г. окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, а в 1933 г. - 7-ю Сталинградскую военную школу пилотов. Служил в Забайкальском военном округе.
Член ВКП(б) с 1938 г.
В 1938 г. получил назначение в формирующийся в Кубинке под Москвой 11-й истребительный авиационный полк ПВО. Летал на истребителе И-16.
 C сентября 1939 г. 11-й иап входил в состав 2-й истебительной авиабригады, а с августа 1940 г. - в состав 24-й истребительной авиадивизии Московского военного округа.
В 1940 г. 11-й истребительный авиаполк одним из первых получил на вооружение истребители Як-1.
 C 20.06.41 г. полк входил в состав 6-го истребительного авиакорпуса ПВО.
Участвовал в Великой Отечественной войне с июня 1941 г. Был командиром эскадрильи 11-го иап ПВО 6-го иак ПВО Московской зоны ПВО.
22.07.41 г. участвовал в отражении первого массированного налёта авиации противника на Москву. Сбил ведущего группы вражеских бомбардировщиков.
В ту ночь в налете участвовало до 250 бомбардировщиков. Сильные воздушные бои развернулись в световых прожекторных полях на рубеже Солнечногорск - Голицыно.
При отражении налета капитан Титенков первым поднялся в воздух и атаковал лидера группы немецких бомбардировщиков He.111 западнее г. Звенигород. Как только самолет ведущего появился в лучах прожекторов, Титенков оказался рядом с ним. Немецкий лидер пытался маневрировать, вырваться из светового поля, но его всюду настигал меткий огонь отважного летчика. Одна из очередей сразила стрелка бомбардировщика. Затем Титенков еще ближе подошел к самолету и длинной очередью поджег его. После гибели ведущего нарушилось взаимодействие в группе немецких бомбардировщиков. Экипажи не в состоянии были справиться с натиском советских истребителей.
При возвращении на аэродром Титенков вместе с лейтенантами В.Д. Лапочкиным и В.В. Бокачем сбил еще один немецкий самолет.
На каждом из сбитых самолетов были обнаружены подробные планы Москвы, где были отмечены объекты, которые гитлеровцы предполагали уничтожить в первую очередь: вокзалы, мосты, заводы, аэродромы, правительственные здания и Кремль.
23.07.41 г. был награждён орденом Ленина.
25.07.41 г. при отражении очередного воздушного налета он заметил вражеский самолет, который вынырнул из облаков. Титенков стал сближаться с ним, но фашистский бомбардировщик вновь скрылся в облаках. Однако, как ни хитрил фашистский летчик, прячась в облаках, Титенков его выследил. Когда вражеский бомбардировщик снова вынырнул из облаков, он сблизился с ним на 100-150 м и открыл огонь. Пламя охватило самолет, и он, оставляя за собой дымный хвост, рухнул на землю.
В августе 1941 г. в одном из ночных боёв у Титенкова кончилось горючее, но он сумел совершить вынужденную посадку в поле и спасти самолет.
24.09.41 г. совершил таран.
В этот день капитан Титенков вылетел на Як-1 на перехват воздушного разведчика противника, направляющегося к Волоколамску. В районе Ржева на высоте 7000 м он обнаружил Ju.88, пошёл ему на перерез и не дал уйти в облака. Зайдя «Юнкерсу» в хвост и, держась в зоне, недоступной для верхнего стрелка, открыл огонь и поразил нижнего. Затем несколькими короткими очередями поджег левый двигатель. В пикировании вражескому бомбардировщику удалось сбить пламя, и он начал уходить на малой высоте. Титенков не отставал. Вскоре ему удалось поразить второго стрелка. Следующую очередь он намеревался дать по кабине пилота, но патроны кончились. Тогда он прибавил скорость и повёл свой истребитель с небольшим превышением. Уравняв скорость своего самолёта с вражеским, начал снижаться и винтом отсёк хвостовое оперение «Юнкерса».
10.10.41 г. при выполнении боевого задания самолёт Титенкова был подбит. Пытаясь посадить его на свой аэродром в сложных метеоусловиях, отважный летчик погиб.
О том, что произошло в тот печальный день, рассказал позднее лётчик его эскадрильи В. Головатый:
 "С нашего аэродрома вылетело в тот вечер 4 экипажа. Вскоре к нам присоединились ещё 3 истребителя соседнего полка. Возглавил группу капитан Титенков. Я летел правым ведомым. После нескольких минут полёта к линии фронта перед нами встала сплошная снежная стена. Под плоскостями самолёта виднелся лишь чёрный лес, впереди - ноль видимости.
Три экипажи соседней части с разрешения ведущего группы развернулись и ушли на свой аэродром. Титенков эволюциями самолёта подал нам команду сомкнуться, и в плотном строю мы начали пробивать облака вверх. Вышли из облачности на высоте более 3000 метров, достигли заданного района и выполнили задание.
Возвращаясь на свой аэродром, в районе Можайска по разрывам зенитных снарядов обнаружили группу бомбардировщиков Ju-88. Титенков подал команду готовиться к атаке... Завязался воздушный бой. Он был скоротечным. После первой же нашей атаки задымил и стал падать один из немецких самолётов. Другие, отстреливаясь, ушли в облака.
Мы устремились за ними. В облаках потеряли друг друга, так как бой шёл на увеличенных дистанциях и интервалах.
Пробив облачность и восстановив ориентировку, я вернулся на бреющем полёте на свой аэродром. Пришлось уйти на второй круг, поскольку впереди меня производил посадку старший лейтенант Крайнов. Горизонтальная видимость почти отсутствовала, земля просматривалась только с высоты 7 - 10 метров. Пришлось садиться вслепую.
Когда я приземлился, мне сообщили, что невдалеке от аэродрома упал самолёт и горит. Это была машина капитана Титенкова..."[1]
Всего он совершил 172 боевых вылета, провел 66 воздушных боев, сбил 4 самолета лично и 2 в группе.
28.10.41 г. капитану Титенкову Константину Николаевичу было присвоено> звание Герой Советского Союза (посмертно).
На здании Ярцевского хлебокомбината установлена мемориальная доска в его память.
В начале 1972 года ученик 7-го класса Старогородской школы Одинцовского района Московской области Саша Кузнецов передал в Центральный музей Вооружённых Сил СССР орден Ленина, случайно найденный им в старой воронке на опушке леса. С тыльной стороны ордена был отчётливо виден его номер - "6776". По этому номеру установили, что орден вручён командиру эскадрильи 11-го истребительного авиационного полка ПВО капитану К. Н. Титенкову. Удалось уточнить и место гибели лётчика[2].
Герой Советского Союза (28.10.41). Награждён двумя орденами Ленина.
Литература:
1. Баринов Б.И. Лицом к небу. - М.: Московский рабочий, 1980.
 2. Воробьёв М.В.Титов В.Е. Храпченков А.К. Смоляне - Герои Советского Союза. - М., 1982.
 3. Герои и подвиги. - Кн. 7. - М.: Воениздат, 1981.
 4. Герои огненных лет. - Кн. 1. - М.: Московский рабочий, 1975.
 5. Журавлёв Д.А. Огневой щит Москвы. - 2-е изд. - М.: Воениздат, 1988.
 6. Колесник А.Д. Не померкнет в веках. - М.: ДОСААФ, 1988.
 7. На грани возможного. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: «Лимб», 1993.
 8. Фёдоров А.Г. Судьбою стало небо. - М.: Московский рабочий, 1973.

Примечания:
 [1] http://airaces.narod.ru/all0/titenkov.htm
 [2] Там же.


Рецензии