Интернет - общение - развлечение
И хотя интернет традиционно рассматривается как достижение научно-технической и технологической революции, и как инструмент революции коммуникативной и медийной, но в действительности он оказывается наиболее востребованным как инструмент революции рекреативной. Ведь если судить по траффику, то человечество в основном использует интернет для развлечений – поскольку сегодня основная часть проходящего через интернет траффика приходится на аудио- и видеоконтент.
Все сказанное выше наглядно подверждается и распределением времени, которое люди тратят на пребывание в интернете, не связанного с их основной деятельностью (профессиональной, учебной). Это подтвержлается, к примеру, опросами американских пользователей интернета, проанализированными R. Finn (2009). Практически все (100%) опрошенных среди прочих онлайновых целей указывают времяпровождение. Это может быть просто способ «скоротать время», либо развлечения и общение (последнее, возможно – с целью апелляции к общественному мнению и получения психологической поддержки в решении личных проблем), а также самовыражение. Подобные запросы интернет-пользователей в сумме явно опережают «отстающих» - обучение, бизнес, шоппинг.
Описанные мотивы поведения пользователей интернета, которые по сути ведут себя как дети - хотят по большей части играть и развлекаться, по-видимому являются отражением растущей инфантильности человечества – глобального явления, отмечаемого исследователями разных стран (А. Семенова). Поскольку поведение блоггеров отражает общие тенденции поведения интернет-пользователей, можно сказать, что мотивы времяпровождения и развлечения также играют для них ведущую роль. Специфика же блогосферы проявляется в том, что это времяпровождение и развлечение оказываются совместными, коллективными, осуществляются в процессе общения, благодаря рекреативной функции последнего («общение с увлечением»). Многие блоггеры стремятся в этом общении получить не информацию, а эмоции, таким образом, что рекреативная функция общения по востребованности опережает остальные, либо даже их подменяет. В последнем случае целью общения в блогах становится само общение (сдвиг мотива на цель, по А.Н. Леонтьеву).
Подобное «общение-развлечение» получило специальное название – «развлекательные коммуникации», или коммунитейнмент (англ. communitainment, неологизм от communication + entertainment). И блоги, а также соцсети являются именно той коммуникативной средой, где развлечение становится социальным. Вспоминая об их роли как каналов массовой информации (social media), уже самих по себе несущих некие послания (media is the message), можно сказать, что наиболее общим смыслом этих посланий является развлекательное коллективное проведение досуга, осуществляемое через коммуникацию.
По мнению компании Piper Jaffray, сформулированному в отчете "Пользовательская революция" ("The User Revolution"), именно с коммунитейнментом связана растущая популярность социальных медиа. При этом под коммунитейнментом понимается переход от простой коммуникации, как обмена информацией, к ее совместному использованию (SMS, Social Media Sharing), и созданию новых идей и контента в процессе общения пользователей и их совместного развлечения. Помимо блогов и соцсетей, к сфере подобных коммуникаций относятся видеосервисы (YouTube и его многочисленные клоны), а также сервисы подкастов.
В свою очередь, согласно упомянутому источнику, рост удельного веса «развлекательных коммуникаций» в структуре использования интернета происходит параллельно другим направлениям развития последнего, происходящего в последние годы. Это и утверждение интернета в роли основного информационного канала ("mainstreamning") соответственно уменьшению влияния традиционных медиа; сегментация интернет-аудитории и фрагментации потребления контента; эволюция брендов, формируемых юзерами и растущая популярность сайтов с пользовательским контентом ("usites").
Важнейшим практическим следствием описанной закономерности является оптимизация представления информации в блогах: для того, чтобы донести даже серьезное сообщение до массовой аудитории, нужно сделать его по возможности «развлекательным». С учетом же эффекта регрессии, необходимой для наилучшего усвоения сообщения, его информационное наполнение должно соответствовать принципу Аристотеля – быть понятным даже ребенку.
Кроме того, представление о «развлекательной коммуникации», как своеобразной психологической «игре для взрослых» приводит к пониманию необходимости интерактива, или игрового «участия». Когда взрослые люди регрессируют, на время возвращаются в «детство», то для них срабатывает инфантильный механизм вовлечения: видя. Что другие участвуют в «игре», они также хотят быть в нее принятыми. Здесь кроется рецепт эффективной мотивации аудитории, причем мотивации не прямой («пафосной»), а косвенной («эффект Тома Сойера»). Как гласит известный девиз Б. Франклина: «Расскажи людям – и они забудут; развлеки – и они запомнят; вовлеки – и они научатся.». К последнему можно еще добавить: «Потому что сами захотят. И захотят еще большего.»
К тому же, способствует последнему и такой регрессионный механизм, как «детское» любопытство. Наглядный пример – запущенная в блогосфере и соцсетях реклама «цифровых наркотиков», распространившаяся в блогах и соцсетях под видом социальной рекламы, якобы для борьбы с наркоманией, вывела рекламируемый продукт в топ поисковых запросов Яндекса (В. Долотов). Так срабатывает «детское» любопытство, желание попробовать обещанные «непередаваемые ощущения», вкупе с регрессионным стремлением преодолеть родительские запреты («если нельзя, но очень хочется…», «только взрослые делают это») и подростковым протестом.
Именно сочетание занимательного контента и коллективного, разделяемого опыта (shared experience) лежит в основе «вирусного» распространения информации. Для того, чтобы соответствующая цепная реакция коммуникации происходила, помимо заранее сформированных каналов – «путей» распространения, коммуникативных связей, в блогосфере представляющих собой постоянную аудиторию, численность которой превышает некоторую «критическую массу», важны еще требования к самому «вирусному» контенту.
- На уровне восприятия он обычно связан с эффектом неожиданности, вызывающей ориентировочную реакцию (базовый механизм инстинкта самосохранения), с автоматической оценкой обнаруженной информации, как особенно важной.
- На уровне мышления – с разрешением логического парадокса, «ломкой» привычных стереотипов (наподобие дзенского коана). При этом обыденное, рациональное мышление пасует перед невозможностью «лобового» решения задачи и на короткое время уступает первенство мышлению интуитивно-эвристическому, правополушарному. В это время человек проживает «момент истины» – испытывает инсайт, озарение, связанное с явлением чего-то необычного, выходящего за рамки привычных ожиданий (еpiphany, в терминологии J. Pryor и соавт. – прозрение, откровение).
- На эмоциональном уровне важной характеристикой «вирусного» контента является его эмоциональная насыщенность и соответственно способность пробуждать эмоциональный отклик у аудитории. При этом знак генерируемых эмоций может быть диаметрально противоположным: причиной «вирусной» эпидемии могут становиться сообщения как эмоционально позитивные («от улыбки станет всем светлей…»), так и вызывающие бурный негативный резонанс («кипит наш разум возмущенный…»).
Характер возникающих эмоций зависит от двух предыдущих уровней переработки информации: уровне восприятия он обычно связан с эффектом чем более неожиданной является как сама информация, так и ее сознательна интерпретация, тем больше интенсивность эмоциональной реакции (К. Изард). При этом, если в конечном счете информация оценивается как безопасная, то эмоциональный отклик будет положительным, в том числе вызывающим смех, служащий универсальным способом разрядки психологической напряженности. Если же информация интерпретируется как опасная, причем чаще всего речь идет об опасности не физической, а психологической (угроза для собственного «Я», мешающая поддержанию позитивной самооценки), то знак возникающей эмоции будет отрицательным. возникающие эмоции еожиданности, вызывающей ориентировочную реакцию (базовый механизм инстинкта самосохранения), с автоматической оценкой обнаруженной информации, как особенно важной.
Помимо содержания сообщения, важную роль в генерации эмоционального отклика играет и способ его подачи: чем более насыщенным эмоционально оказывается контент (в аудио-, видеоформате), тем больше эмоциональная реакция аудитории, возникающая по механизму индукции, или «психического заражения» (термин В.М. Бехтерева). Как хорошо известно каждому человеку из личного опыта, эмоции оказываются в буквальном смысле слова «заразительны», передаются от человека к человеку («круговорот» эмоций) благодаря невербальным механизмам коммуникации, напрямую затрагивающим подсознание. (Образно, это именуется принципом «психологической гомеопатии», со ссылкой на известный принцип: «Подобное управляется подобным».)
- Наконец, самым важным для обеспечения «вирусного» распространения контента является отклик, возникающий на уровне поведения – желание поделиться полученным опытом с другими, в круге личного общения (базовый механизм социального инстинкта). Благодаря этому собственно человек и становится из пассивного приемника информации ее активным ретранслятором – «загораясь», он «зажигает» других.
Интернет-творчество
Это – самый интересный психологический феномен Сети, включающий коллективное творчество (collective creativity), возникающее на основе коллективного опыта (collective experience) в процессе коллективного мышления (collective thinking). По сути, подобным образом на новом технологическом уровне коммуникаций, в процессе совместной деятельности реализуются изначальные, базовые психофизиологические механизмы творчества, заложенные в самой природе человека. Ибо творчество, с точки зрения его психологических основ, изначально коллективно – даже когда оно осуществляется индивидуально, при этом обязательно присутствует апелляция к социуму на мотивационном уровне. На уровне же процедурном подсознательное обращение к коллективному опыту («коллективное бессознательное» по К.Г. Юнгу) в процессе творческой деятельности происходит постоянно.
Продуктивная, или креативная функция общения реализуется тогда, когда в совместном обсуждении рождается нечто новое, оригинальное – будь то новое понимание или принципиально новое знание. Группа выступает усилителем индивидуальных способностей человека, а общение – катализатором использования резервных психологических возможностей.
К примеру, одним вариантом продуктивного виртуального общения может служить формирование группового мнения по общественно значимым вопросам. Собственно, в блогосфере эту функцию в тактическом плане, по частным вопросам выполняет каждая достаточно представительная дискуссия, в которой набирается несколько страниц комментариев и на которую ссылаются другие блоги. Усиливает данную функцию такой инструмент визуализации мнения пользователей, как опросы. В стратегическом же плане, в долгосрочном аспекте, подобную работу применительно к определенному кругу вопросов выполняет любое мало-мальски многочисленное сообщество блоггеров. Таким образом, они осуществляют одну из важнейших функций СМИ.
С данной функцией сближается и собственно информирование широкой аудитории, включая создание информационных приоритетов, селекцию новостей, своего рода диспетчеризацию информационных потоков и направление общественного мнения в определенное русло. Вначале эту работу, бывшую когда-то прерогативой СМИ, переняли новостные сайты, затем аггрегаторы новостей. Однако постепенно инициатива начала переходить к самим пользователям, к коллективному мнению интернета, формируемому по принципу самоорганизации, будь то статистика посещений определенных новостных страниц, либо выставленных пользователями оценок. Подобные технологии, реализуемые нынче в Web 2.0 (ресурс digg.com и аналоги), кстати, заимствованы… в живой природе (муравейник, как «коллективный мозг», созданный природой, функционирует на основе подобных алгоритмов). В блогосфере ориентиром, информационным «компасом» в мире новостей служат «наиболее обсуждаемые темы» (по версии Яндекса).
Создание нового знания – другой вариант реализации креативной функции общения в интернете. Конкретным примером может служить «Википедия» (и схожие с ней сетевые проекты). В процессе коллективного творчества, или со-творчества на основе интернет-коммуникации создаются общедоступные программные продукты (open source) – кстати говоря, как часть современной интеллектуальной «революции среднего класса» (Б. Кагарлицкий). Пишутся литературные произведения, создаются сценарии фильмов и радиопрограмм…
Подобные примеры совместной распределенной творческой деятельности, координируемой через интернет, Д. Тапскоттом объединяются в понятии «викиномика» и расматриваются в качестве ни много, ни мало, как ростка экономики будущего. Сходные закономерности взаимодействия участников блогов и соцсетей по обмену опытом и составлению коллективных рекомендаций для пользования программными продуктами, компьютерами и различными товарами массового спроса описаны А. и Х. Тоффлер в качестве нового, перспективного социально-экономического явления – «протребления» (prosumerism). На уровне социальном к подобной добровольческой деятельности, основанной на сотрудничестве людей, примыкают феномены краудсорсинга и коворкинга (co-working), ассоциирующиеся с казалось бы, давно забытым пресловутым «советским» коллективизмом и взаимопомощью, взаимосодействие (по П.В. Симонову). Возникновение подобных явлений не случайно, оно является закономерным следствием функционирования в новой информационно-комуникативной среде базовых механизмов ччеловеческой психики – созидательного и социального инстинкта, лежащих в основе высших творческих, познавательных и эстетических потребностей человека (по А. Маслоу).
Свидетельство о публикации №209072700300