Не здвасти, а здъясти

            

     В обеденный перерыв дед просматривал свежие газеты. Вдруг раздался телефонный звонок. Дед снял трубку. На другом конце провода послышался мужской голос с азиатским акцентом: «Вас беспокоит рядовой Исымбаев, подчинённый вашего сына. Старший лейтенант Гнатюк сейчас находится с отделением  на учениях в Луостари на границе с Норвегией. А его жену вчера увезла скорая в больницу, а  меня поставили в наряд к вашему внуку».
Слушая в трубку, дед медленно менялся в лице. Затем он  коротко сказал: «Я сегодня же выезжаю».
Дед тут же позвонил на работу, сказав, что будет отсутствовать несколько дней. Бросил в саквояж необходимые вещи, отправился на Московский вокзал. К счастью, билеты на северное направление всегда есть в наличии. Кто ж туда ездит, да ещё глубокой осенью?
Через сутки поезд прибыл в Мурманск. Северный город встретил деда неприветливо, небо всё  в серых, рваных,  облаках.  Хотя был и полдень, но везде горели уличные фонари. Уже  наступила долгая  полярная ночь.
Далее надо было ехать рейсовым автобусом до Печенги часа четыре. Прибыв в окружной штаб, дежурный по части сказал деду, что сейчас его подкинут на дежурной машине до заставы. Глядя в окошко, дед отметил, как быстро здесь темнеет и чем дальше на север, тем скуднее растительность. Карликовые берёзки сменялись кустарником. А дальше и вовсе пошли одни скалы. Дед подумал, и зачем надо было учиться его сыну в ЛВАКУ на «отлично», чтоб поехать в эти дикие места? Военный газик подъехал к единственному серому небольшому дому. Нашёл нужную квартиру. Дверь была незаперта.
Увидев седовласого деда, небольшого роста солдатик с узкими глазками, быстро скрылся за дверью, так ничего и не сказав. Деду не терпелось скорее увидеть своего родного внука. Ведь он единственный продолжатель дедовской фамилии. В комнате - старая кечевская мебель с металлическими номерами. В детской кроватке мирно спал двухгодовалый внук. Дед смотрел на него с умилением, и не выдержав, поцеловал внука в щёчку. От прикосновения шершавой дедовской щеки внук проснулся. Стал внимательно разглядывать незнакомца, но не заплакал. Дед взял внука на руки и заметил, что тот по уши  мокрый. Переодев ползунки, дед представился: «Я твой дед, скажи: Де-да» Но внук молчал, как партизан. Дед носил внука по комнате и приговаривал: «Ах, ты мой хороший! Вот поедем домой к бабушке, она тебя быстро откормит».
Взгляд деда задержался на фотографии, которая стояла на комоде. Из рамочки на деда смотрели  невестка и его сын – красивый, с чёрными волнистыми волосами курсант, с аксельбантами на груди.
Внук продолжал молчать, но, когда дед подошёл к какому-то прибору, внук сказал:  «Компьютер». Да так чётко, что дед не поверил своим ушам. «Вот это – да! Мама, папа не говорит, а тут…»   
У деда заурчало в животе, и он вспомнил, что ничего не ел ещё с поезда.
Боже мой! Внук, наверное, тоже хочет, есть, но тот ничего не просил. Открыв холодильник, дед обнаружил пустые полки. Только, где-то, в самом низу сиротливо стояла единственная  банка  тушёнки.   Было видно, что  банка  открывалась наспех  солдатским кинжалом. Мяса в банке уже не было, только на дне виднелся жир с перловой кашей. Дед попробовал дать внуку ложечку каши, но тот сильно стиснул маленькие губки. Затем быстро сполз с дедовских коленей и засеменил к своей  кроватке.  Маленькой ручонкой залез под подушку и достал сухое печенье,  стал совать печенье  деду в рот. Дед понял, что нужно идти за продуктами в солдатскую чайную.
 Чайная была недалеко от дома, в казарме. Набрав продуктов, дед с внуком вернулись домой. Увидев на столе вереницу сосисок, внук стал жадно запихивать их  себе в рот. «Да подожди, сынок, сейчас сварим»  - улыбаясь, сказал дед. Переночевав ночь в обнимку с внуком, дед своим большим телом грел маленькое родное существо.                Поезд  в Питер   отправлялся также в полдень. Проделав такой же путь назад, дед с внуком зашли  в купейный вагон.
В купе уже сидела молодая  женщина-красавица.  Она тоже ехала в Северную Столицу. Из  разговора дед понял, что она возвращается домой к родителям навсегда, что жить здесь  не может и  служба  мужа её не устаивает, что она окончила университет не для того, чтобы сидеть дома, ждать мужа со службы  и варить борщи.
Дед вспомнил, как много лет назад он, молодой лейтенант  с молодой женой поехали служить в Казахстан. Как было трудно, но интересно и весело, а главное патриотично. После этого разговора интерес к молодой женщине у деда пропал. Пообедав, внук уснул крепким сном, умаялся, бедный. Дед стоял в проходе вагона и смотрел   в окно. В окне, как на телеэкране, перелески сменялись в леса, речушки в реки, и множество озер с огромными валунами, напоминающие некогда ледниковый период.
Дед думал о «своём». Неужели его невестка может вот так тоже поступить, как эта красивая женщина. Обидно будет. Ведь, если это настоящая любовь, то жена вынесет все тяготы военной жизни. А девушки, выходя замуж за офицеров, должны крепко подумать, выдержат ли они   такие испытания, как жёны декабристов?  За окном сильно потемнело, только кое-где, вдалеке, горели огоньки – отшельники. Дед осторожно заглянул в щёлочку в купе. Внук уже проснулся и задумчиво сидел на нижней полке. Красивая женщина смотрела в окно,  прикрывшись рукой. Дед всё понял. Схватил внука подмышку, полотенце и побежал в туалет. Справившись с трудной задачей, дед подставил детскую розовую попку под кран с холодной водой. Внук даже не заплакал. Дед подумал, может быть, он плакать не умеет, как и говорить? Хотя внук всё понимал.
Дед завернул внука в полотенце и вернулся в купе. В это время молодая женщина выходила из купе с пожилым полным мужчиной. «А мы в ресторан» - весело сообщила она. Поужинав и выпив ароматный вагонный  чай, дед стал играть с внуком в ладушки. Затем  они так же в обнимку легли спать. А поутру они проснулись.
Красивой женщины в купе не было, и постель её была не тронута.   Только к обеду пассажирка пришла в купе за чемоданом.
И вот дед с внуком в родных пенатах.
Бабушка схватила внука и больше не выпускала его из своих  рук -  ни днём, ни ночью. Он стал ей сыном.
У бабушки с дедушкой уже была внучка от старшего сына. Внук и внучка были ровесниками.    
Приходит как-то внучка в гости к бабушке с дедушкой.  Внук стоит в дверях, радостно встречает двоюродную сестричку, Алину и так застенчиво  говорит ей:  «Здвасти!»
А она бойко поправляет:
«Стас, не здвасти, а здъясти».   1989год.   
               





















                ДИНАСТИЯ
 
ПРАДЕД - СТЕПАН,  ДЕД - АНАТОЛИЙ,
СЫН  - ИГОРЬ, СЫН - АЛЕКСАНДР,               
               ВНУК -  СТАНИСЛАВ


Рецензии