Вдовы

Ранним осенним утром полусонный народ спешил на работу, втискиваясь  в троллейбус, маршрут, которого, лежит от густонаселённых многоэтажек  до метро. Ещё совсем недавно этот район был пустынным и именовался, как  «Комендантский  аэродром». Мы, три ещё не старые женщины, но уже и не молодые, поднялись по ступенькам троллейбуса и сели в мягкие кресла. Удивительно, что сели.  Чаще нам приходится стоять на своих больных ногах. Молодежи и невдомёк, что мы тоже когда-то были молоды и веселы. А ножки свои износили в молодые годы, когда жили в отдалённых гарнизонах со своими военными мужьями. Они отдавали свой долг Родине, а мы отдавали  им свой. Чуть ли не каждый день над лесом выла сирена, крутились локаторы, засекая неприятеля в небе. Мы тогда ещё не знали, какие смертоносные частички принимали все мы, особенно офицеры и солдаты. Помню, в части у нас жили кролики. Некоторые из них были без шерсти, лысые. Это они были облучены. И так было интересно смотреть на испуганную крольчиху, которая, надрав  с себя пуха, зарывала своих  крольчат  от любопытных глаз ребятишек.
Мы ехали в троллейбусе и бурно обсуждали вчерашний вечер, перешедший в ночь. Вспоминали молодые годы, как дружно жили офицерские семьи в лесу, где проживали, всего лишь,  двадцать семей. Как встречали вновь прибывших лейтенантов с молоденькими жёнами, которым  всё было дико после столичной суеты. Приносили им кто кастрюлю, кто сковородку. Одним словом, принимали в нашу дружную  офицерскую семью. Жили весело и интересно. Среди  жён было столько активисток с университетским образованием. К сожалению, многие  так и не применили свои знания  на благо Родины.  Каждое утро мы провожали своих мужей на работу, на подъём солдат, а поздно вечером усталыми  встречали их  со службы.  Провожали в длительные командировки, на стрельбы, на целину.  Растили детей, устраивали КВНы, по праздникам солдатам пекли пироги.
Ещё вчера мы сетовали на свой возраст, страшно  подумать, что нам уже по шестьдесят. Мы не заметили, как пролетели годы. Сокрушались на своих внуков, которые, повзрослев, уже не очень в нас нуждаются.
Из пассажиров никто и не догадывался, кто едет с ними в одном салоне. А ехали три бывшие жены офицеров,  уже вдовы.  Никому нет дела до нас. А ведь каждая из нас  раньше   несла гордое звание офицерской жены.  Известно, что гражданские мужчины живут дольше военных. Они  спали спокойно, когда наши вояки несли боевые дежурства. И дай Бог  им жить долго, за себя и за наших мужей. Светлая  память нашим дорогим людям!
Через  некоторое время три вдовы смешались с толпой и растворились в огромном  мегаполисе.















ЛИЛИЯ   АЛЕКСЕЕВНА   ГНАТЮК


Рецензии