Ваша честь

Однажды глубокой осенью, в непогоду, получив повестку в суд, я отправилась по указанному адресу. Подошла к красивому старинному зданию. На фасаде  вывеска: «Октябрьский районный суд» Поднимаюсь на третий этаж по белым мраморным ступеням. Нахожу нужную дверь. Сижу. Жду. Вдруг, выходит молоденькая девушка: «Гнатюк Л. А.- есть? Проходите». Я прошла в зал заседаний. Девушка в коротенькой юбчонке с длинными красивыми ногами предложила мне сесть с правой стороны длинного стола. Я догадалась – это была секретарша.
С другой стороны, напротив меня,  молодой человек в штатском. В конце стола на возвышении, как на пьедестале, сидит тоже молоденькая девушка с коротко стрижеными волосами в чёрной мантии.  «Наверно судья» - подумала я.
 Озираюсь по сторонам, мне всё интересно, ведь я в суде  впервые. В дальнем углу - деревянная клетка, видимо для тех, кто буянит.
Внезапно судья встала и скучным монотонным голосом  долго что-то читала   с листа. Я пыталась что-нибудь понять из её чтения, но так ничего и не поняла, только отдельные слова в виде моей фамилии.  Закончив своё чтиво, судья  спросила: «Истец, Вам всё понятно? Есть, какие изменения? Добавления?»
В зале стояла тишина. Эту фразу  она повторила  ещё раз и со словами:  «Я к вам обращаюсь».  При этом   посмотрела на меня.  Тут - то до меня и дошло, оказывается, я и есть истец. Опираясь на тросточку, я с трудом встала,  и робко сказала: «Девушка, милая,  простите, я ничего не поняла.  Вы так быстро всё  оттараторили».  «Я Вам не девушка» - строго глянула она на меня. «А кто Вы?» - испугалась я.  «Боже! А  вдруг я ошиблась, а вдруг это юноша с миловидным лицом?» «Я - ваша Честь» -  надменно произнесла она.
«Что вы говорите?  А где моя честь?» - вырвалось у меня. На это «Её Честь» очень оскорбилась:  «Вы ознакомились на первом этаже, как нужно обращаться к судье?» «Конечно, нет, меня никто не  информировал.  А так просто нельзя?»- спросила я.  И тут меня понесло: «А что, мы с Вами не в одной живём стране? Не одним   дышим воздухом?   Пришла я к Вам разрешить спор с городским военкоматом, по поводу невыплаченных денег моему мужу, офицеру Советской Армии, ещё при жизни не выплаченных ему. Теперь я вдова и имею право на наследство.  Тем более, я тоже пенсионерка Министерства  Обороны».  Тогда, «Её Честь» обратилась к  молодому человеку в штатском.  Оказалось, он и есть представитель военкомата:  «Ответчик, что Вы думаете по этому поводу?» Конечно же, он ничего не думал по этому поводу. Он также долго и монотонно читал,  упоминая какие-то пункты и параграфы.
Слушая его, я подумала: «И что ж ты, голубь без формы военной? Стесняешься. Ну и времена теперь!  Раньше, бывало, за честь считали носить военные погоны. А девушки мечтали   выйти замуж только  за военного и ехали с ним служить, куда Родина пошлёт.  Наши военные  мужья  отдавали  свой долг Родине, а мы,  жёны отдавали  свой долг им».   
Военный представитель закончил читать и в конце  произнёс: «Не положено». «Как не положено?» - возразила  я, - квартиру, после смерти мужа,  перевели на меня, телефон тоже, дачу, сберкнижку».   «Но ведь ваш бывший муж  не оставил Вам завещание на получение денежной задолженности» - также безучастно произнёс ответчик. Тут я взорвалась: « Да как же он мог оставить завещание? Он же не думал умирать в пятьдесят семь лет!»   Тогда  «Её Честь» удалилась для вынесения решения. Вернувшись, судья сухо  зачитала  решение суда  и  закончила словами:  «Отказать».
Я тупо смотрела в одну точку казённого стола и думала: «Ну  вот, и всё.  Вчера было второе декабря две тысячи седьмого года – выборы в Думу.  Был какой-то   жизненный подъём.
 Я думала, что проснусь в другой стране, а оказалось,   всё в той же».
               
 


Рецензии