Наша биография. Письмо брата

               
                На операционном столе.
 
                Письмо Леонида Басова брату Семену.
                19 февраля 1982г. г.Рига.

                Здравствуйте дорогие харьковчане!

    Не успел я вовремя дать Вам на Ваши письма ответ (за что Вам большое спасибо), как попал неожиданно, даже для себя, на операционный стол. Сейчас сижу со швами, только-только схваченными, и пишу, находясь в Риге, Вам письмо. Три с половиной года сопротивлялись мои домочадцы, в том числе даже врачи, Женя и Лена: " Куда торопишься под нож? Носи бандаж. Не создавай нам тревоги!" — говорили они. Пока кольцо правильно уширилось и стало схватывать импульсивно, так, что "хоть криком кричи", когда таких моментов повторилось 5-6 раз, тогда я подумал - наступило время и "скорая" не успеет приехать, надо всерьез принимать меры, и я решился на операцию грыжи. Позвонил Лене и опять повторение предыдущих увещеваний. Разговор закончился моим твердым заявлением: "Иду в Медицинскую Академию добиваться места, подопытного кролика! А через два дня звонок ко мне: Папа! Ну зачем тебе обивать пороги Академии? Неизвестно на какого врача нарвешься, ты в возрасте (намекнув, что мне 80), приезжай к нам, в нашу больницу, и хотя она не Академия, но врачей я знаю, они работают не хуже, а может и лучше, чем в Академии. Я подумал, подумал и решил: надо ехать!
    6 февраля я приехал, и, как под пневматическим напором со мной проделали все анализы и исследования на кровь в разных вариациях, электрокардиограмму сердца и прочие в течение  двух дней. А 9-го февраля я уже лежал на операционном столе и врач вспарывая живот проговаривал: "Хорошо кормит жена! Хорошо кушать дает жена!" Доктор! - парирую я - не жена виновата, а мой желудок - все усваивает без остатка. А он, как будто, и не слышит - "Ленного мяса и сала дает жена!", а сам щелк, да щелк, ведь это кусачками откусывает края ямки. Чтобы лучше срослись - думал я. "Когда будет больно - кричи! -причитает он". Но я старался не кричать, а мычал или охал. "Ирина!!! -новокаин! Нельзя делать больно отцу нашего доктора, нельзя! А сам щелк, да щелк! Еще немножко, еще немножко! Дам по рукам! (Это относится к сестре -ассистентке). "Дам по рукам" повторилось 3-4 раза, это значит не те, или грубые действия своей помощницы, которых вынуждены готовить сами врачи, не ожидая, когда дадут институты. "Ну еще немножко, немножко, немножко потерпеть. -"Мы-мь!!! Да, тут не грыжа, а целая грызища, надо немножко потерпеть! - Ирина! - Новокаин! Ну, вот все! Начинаем штопать!" У меня спало невольное напряжение. Да  и у врача, наверно, тоже. Пошли в ход стежки иголок, по выражению одного со мной оперированного больного, как зашивают хомут стежками - дорожками. Наконец поставлена наклейка - заплата - защита . "Счастливо выздоравливать!" "Большое спасибо доктор!" -- и повезли молодчика в палату.
     Оперировался я первым. Лег в 9 часов утра, на операцию потрачено около одного часа. А вечером, часов в 17-18 заходит в палату к нам (в палате 4 человека) молоденькая сестра. Обращается ко мне: " Здрасьте! Я Надя! Не узнаете меня? Я помогала Вас оперировать!" — Здравствуйте Надя! Рад Вас видеть! А сам смотрю, там у меня перед глазами мелькали три пары девичьих глаз, да и положение, и возраст мой не такой, чтобы присматриваться глазам молодых девчат и по ним узнавать полностью открытые лица. - "Я рад познакомиться не только по глазам, но и в полном обличий". - "Ну, дедушка, и накопили Вы жиру! Сколько лет живу на свете, а такого жира не видела! И заливаясь и захлебываясь, звонко хохочет, за ней и вся палата. "Какой черт тебя раздирает, внутренне сержусь я?  Я и сам знаю, что у меня лишний вес. Не выйдет из тебя подлинного врача, хотя тебя и натаскивают, пока не научишься деликатному обращению с больными. И тут же сопоставил: "Хорошо кормит жена, хорошо дает кушать жена!", с разговором в лоб, подкрепленным искренним в захлеб смехом. Хотя и неприятно щекочет самолюбие, а ведь права! Еле - еле дождался 2-х суток, когда разрешено вставать для хождения. Взвесился - 91 кг., 13 кг. Лишних против нормы. "Побоку хлеб, да диета, лишь бы живу". Из больницы вышел - 87 кг. Стараюсь не давать росту жира, и даже сбить еще. Но пока шов "тянет" не дает прыгать, сдерживает расход энергии. Лежа в больнице с уверенностью думал, что доктор кусачками обнажал края "ямки" для лучшего срастания. Так уверенно и думают, все больные, у которых сшивают швы. Каково же было мое удивление и мое неведение, когда я рассказал Жене (Дрей) свое и всех больных ощущение, что "щелк, щелк" -- обнажение пленки мускулов, для лучшего срастания шва - он искренне смеялся над невеждами-фантазерами. Оказывается, всякий разрез тела, состоит из слоев {как разрез земли) начиная сверху вглубь из 1-кожи, 2- подкожный жир, 3- мускулы, 4 - каркас или панцирь сухожилий (самый важный и ответственный для препятствия грыжи) и после вскрытия начинается послойное зашивание, начиная с панциря сухожилий. Зашивают его тщательно, рассасывающимися нитками "кечутом". Никакого обнажения краев не делают, все и так хорошо срастается. Никакого подтягивания внутренностей не делают, а наоборот кишки запихивают внутрь, а подтягивают каркас и мускулы и ставят их на замки (защелкивающиеся ножницы - плоскогубцы, отчего слышится характерный хруст - щелчок). Жир, если он большеслойный тоже сшивают (не так часто швы) "кечутом", или большей частью обычными, снимаемыми нитками вместе с кожей. Так, что ощущение больного раскрашены фантазией. Боли больного связаны с подтягиванием каркаса и мускулов и становления замков, чтобы между ними продевать иглу и ставить швы (затягивать) для плотного прилегания и срастания. Проделал участок -стягивая дальше. Самым трудным участком бывает, когда дыра делается малой и захватить ее надо и сшить, не поранив внутренностей и крепко притянуть. Вот тут и поохаешь и помычишь вволю.
     Теперь перейду ко всем приславшим мне письма. Георгию, Севе, Вале. Спасибо Вам всем. Теперь я в курсе всех радостей и горестей. 1982 год - год Круглых дат. Поздравляю Валю с наступающим Днем Рождения и круглой датой - 7 0 лет (юбилеем), желаю полного выздоровления, избавления от всех старческих недугов, хорошего жизнерадостного настроения и долголетия. Зине - не допускать большой дыры грыжи, будет хуже. Пишите мне на Ленинград. Здесь пробуду немного, пока подлечусь. Если захватят первые дни марта, и не смогу поздравить с женским днем наших многочисленных знакомых женщин (остался в Ленинграде список адресов), поэтому Вас дорогие женщины - Харьковчанки поздравляю с Вашем исконным женским праздником 8 Марта. Всем искренне пожелание доброго здоровья, добросердечия, неиссякаемой ласки и сердечности в вашей заботе сохранения благополучия семьи.
                Целую,
                Леонид Басов. Г.Рига,
                19 февраля 1982 года.


Рецензии
Рига, Харьков!
Где они?
Читаешь и грустно становится!

Галина Санорова   25.08.2015 18:37     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.