Васильев Б. М

Васильев Борис Михайлович родился 20.11.13 г. в деревне Лебедкино Чувашской АССР, в семье крестьянина. Чуваш. С семи лет воспитывался в детском доме. Окончил семилетку. С 1931 г. заведовал сельской начальной школой, затем был секретарем комсомольской ячейки и председателем ревизионной комиссии колхоза. Окончил два курса Казанского авиационного института и аэроклуб в г. Казань.
В РККА с 1937 г. В 1938 г. окончил 2-я Краснознаменную военную школу летчиков им. Осоавиахима в г. Борисоглебске.
Член ВКП(б) с 1939 г.
В 1941 г. окончил курсы комиссаров-летчиков при Качинской Краснознаменной военной авиашколе им. тов. Мясникова.
Участвовал в Великой Отечественной войны с 1941 г. Был военным комиссаром отдельной эскадрильи 44-й истребительной авиадивизии ВВС 6-й армия Юго-Западного фронта. Летал на И-153.
К сентябрю 1941 совершил 35 боевых вылетов, сбил 9 самолетов противника лично.
В его наградном листе указывалось: «Тов. Васильев в Отечественной войне показал себя как смелый, отважный, мужественный летчик-истребитель. За период с 6 сентября эскадрилья имеет 375 боевых вылетов на штурмовые действия по аэродромам и наземным частям противника. Лично т. Васильев имеет с 3 сентября 35 боевых вылетов на штурмовку, из них ночных – 2 вылета… 8 сентября 1941 г. Васильев во главе звена И-153 в районе переправы через р. Днепр у Ломовки прямым попаданием бомб взорвал крупный бензосклад противника, взорвано 13 стационарных бензобаков с горючим, возникло 13 очагов пожара, зарево которых было видно за 50 км. Во время налета зенитная артиллерия противника двумя снарядами изрешетила самолет т. Васильева, в котором было 60 пробоин. Однако, искусным маневром правильно спланировав, т. Васильев привел самолет на свой аэродром. 13 сентября, вылетев на задание на уничтожение переправы у Ломовки, двумя прямыми попаданиями бомб разрушил переправу в двух местах. 14 сентября т. Васильев во главе эскадрильи вылетел на штурмовые действия по аэродрому противника у ст. Верховцы, в результате прямых попаданий бомб уничтожено 7 самолетов противника»[1].
Представление к званию Герой Советского Союза подписали командующий 6-й армией генерал-майор Малиновский [2] и командующий Юго-Западным фронтом Маршал Советского Союза Тимошенко.
20.11.41 г. старшему политруку Васильеву Борису Михайловичу было присвоено звание Герой Советского Союза. Ему была вручена медаль «Золотая Звезда» № 643.
В начале декабря 1941 г. батальонный комиссар Васильев был назначен военным комиссаром 92-го истребительного авиаполка, сформированного на базе отдельной эскадрильи 44-й истребительной авиадивизии.
«Летом 1942 года истребительный авиационный полк под Сталинградом наносит ощутимые удары по врагу, увеличивает боевой счёт. Но враг был ещё силён, наступал.
27 Июля 1942 года лётчики полка вели тяжёлые бои в районе города Калач-на-Дону. Тяжёлый бой с "Юнкерсами" провела группа 929-го ИАП, вылетевшая на перехват вражеских самолётов. Не вернулся командир полка Герой Советского Союза Майор Ф. М. Фаткулин. Комиссар полка Герой Советского Союза Б. М. Васильев с ведомым сержантом И. И. Текиным врезались в гущу бомбардировщиков, не допустили их к переправе, заставив беспорядочно сбросить бомбы вдалеке от неё. В течение нескольких минут комиссар дрался один против 3-х немцев.
Во второй половике дня в районе Калача истребители снова отражали налёт бомбардировщиков. Потом полк под командованием батальонного комиссара Б. М. Васильева перебазировался, в короткий срок отремонтировал самолёты и снова вступил в бой. Командование полком принял Борис Михайлович Васильев.
Обстановка между Волгой и Доном всё более сгущалась. Днём и ночью шли напряжённые бои и на земле и на небе. За день истребители поднимались в воздух по несколько раз. Горели самолёты, и гибли лётчики.
 ...Поступил новый приказ. Вновь вспыхнула ракета старта. По тревоге поднимается группа истребителей во главе с командиром полка Б. Васильевым для сопровождения наши штурмовиков. Задача - бить по вражеским самолётам. Их было 4. Они разбились на 2 группы, попарно.
Наши, поднявшись ввысь, сразу встретили группу вражеских истребителей. С ними вступили в бой командир эскадрильи капитан Н. Волынкин со своим напарником, как было договорено заранее, на земле. Б. Васильев и его ведомый лейтенант А. Хесин продолжали охранять штурмовиков.
 "Шестёрка" (позывной Васильева), на вас идут 11 "Мессеров" - услышал в наушниках батальонный комиссар из наземного пункта наведения.
- "Вижу! Иду в атаку!" - ответил коротко командир.
Б. Васильев и А. Хесин разом выпустили пулемётные очереди. Немцы в лобовую не пошли, решили перехитрить, стал маневрировать, заходить к нашим в тыл. В перестрелке самолёт А. Хесина получил тяжёлое повреждение, он пошёл на вынужденную посадку. Б. Васильев один оказался в окружении вражеских истребителей, но это опытного лётчик не смутило, он не растерялся. Вражеские, самолёты не могли вести прицельный огонь по советской машине, боясь поразить своих. Васильев гнался за вражеским стервятником. Противник пытался оторваться, сделал резкий поворот вправо, но не успел, попал под пулемётный огонь. "Сгорел один "Мессер" - услышал в наушниках Васильев с пункта наблюдения.
Герой подбодрился, с ещё большим напряжением, и волей стал гнаться за вражескими самолётами.
 "Ура ! Сегодня есть и второй фриц!" - прозвучал в наушниках голос батальонного комиссара.
Вражеских истребителей становилось всё меньше. Но внезапно резко качнулась машина Васильева, она стала неуправляемой, готова была в любой момент сорваться в штопор. По всему телу лётчика разлилась кровь. Васильев, проявив последние усилия, вылез из кабины и выбросился на парашюте. Его, уже потерявшего сознание, подобрали в степной балке наши пехотинцы и оказали первую помощь»[3].
После излечения в госпитале вновь вернулся на фронт. Был назначен заместителем командира дивизии по политчасти, а затем заместителем по строевой части. Однако не оставил попыток вернуться на летную работу и вскоре был назначен командиром истребительного авиаполка.
В его боевой характеристике указывалось: «Имея большой боевой опыт, грамотно передает летному составу тактику воздушного боя, личным примером в воздушных боях воодушевляет летчиков на героические подвиги... На все боевые задания летает с большим желанием, подлинный и отважный сокол-истребитель».
С 1944 г. и до конца войны подполковник Васильев командовал 813-м истребительным Осовецким Краснознаменным авиационным полком.
Всего за время войны совершил 126 боевых вылетов, провел 67 воздушных боев, сбил 10 самолетов лично и 11 в группе.
В 1951 г. окончил Военно-воздушную академию.
С 1953 г. полковник Васильев - в запасе.
Жил и работал в Ставрополе. Был начальником отдела перевозок Средне-Волжского управления Гражданского воздушного флота.
23.02.55 г. трагически погиб в результате дорожно-транспортного происшествия.
Герой Советского Союза (20.11.41). Награжден орденами Ленина, Отечественной войны 1-й и 2-й степени, медалями.

Литература:
1. Золотые звезды политработников – Курган: КВВПАУ, 1984.
 2. Наши земляки - Герои Советского Союза. - Чебоксары: Чувашское кн.изд.,1980.

Примечания:
 [1]
 [2] Малиновский Родион Яковлевич (1898-1967) дважды Герой Советского Союза (8.09.45, 22.11.58) Маршал Советского Союза (1944). Участвовал в I-й Мировой войне. Был унтер-офицером. В РККА с 1919 г. Участвовал в Гражданской войне. Был начальником пулеметной команды. В 1920 г. окончил школу младшего комсостава. Был командиром батальона. Член ВКП(б) с 1926 г. В 1930 г. окончил Военную академию им. Фрунзе. Был начальником штаба кавкорпуса. Участвовал в национально-революционной войне в Испании. Награжден орденами Ленина (17.07.37) и Красного Знамени (22.10.37). С 1939 г. – преподаватель Военной академии им. Фрунзе. Участвовал в Великой Отечественной войне с июня 1941 г. Был командиром корпуса, командующим армией, командующим Южным фронтом, зам. командующего Воронежским фронтом, командующим 2-м Украинским фронтом. После войны был командующим войсками Забайкальского и Дальневосточного военных округов, Главнокомандующим Сухопутными войсками. С 1957 г. - Министр обороны СССР. Избирался членом ЦК КПСС и депутатом ВС СССР.
 [3] http://airaces.narod.ru/all11/vasil_bm.htm


Рецензии