Что значит читать? Продолжение
Читать - это значит подвергать трансформации (преобразованию) какие-то процессы своего организма, используя средства письменности. Читают и слепые. Но средства письменности должны быть соответствующими ("выпуклое письмо " по Эдисону, перфорированная бумага по Брайлю). Для нас совершенно очевидно, особенно в случаях со средствами письменности для слепых, что тексты формируются читающими. Текст - это продукт деятельности чтения, но не то, что читают. Над этим продуктом работают, но это работа читателя над собой в силу того, что продукт это его, это его некоторые процессы.
В соответствии с этими своими представлениями еще в 1989 году я изготовил "самиздатом" брошюру для друзей. Преобразования человеком самого себя я определял как особенный труд, процесс, в котором предметом преобразования-трансформации является для себя сам человек.
Пока деятельность чтения у ребенка не является автоматизированной, сразу для него текста нет. Он - ребенок видит не текст, но "каляку-маляку тут и там"(один из ответов одного из тестируемых детей, едва читающих...). Как только деятельность оказывается автоматизированной, перед глазами ребенка для него находится не письмо, но готовый текст, над которым осуществляется дальнйшая работа, т.е.работа ребенка над собой. С полученным результатом потом ребенок живет.
Наиболее отчетливая модель процесса чтения формируется у исследователя в условиях изучения его у слепых и у слепо-глухих детей. В этом случае ему не мешает его система зрения и наработанные автоматизмы. Менее мешают.
Средства письменности издавна используются как средства управления людьми через деятельность самих управляемых. Потому, возможно, вопреки простоте явления столь много заблуждений и заблуждающихся в данном явлении. Например, не существует языка, которым бы овладевал ребенок и пользовались бы люди. Язык - это не какое-то средство, которое можно взять и пользоваться. Его вообще, как отдельной самодостаточной сущности, нет. Есть наработанные соответствующие программы человеком, которые запускаются непроизвольно для него в ситуациях речевоых общений и исполняются непроизвольно. Продукты собственной деятельности, результаты исполнения собственных процессов человек воспринимает как чужую речь, приписывая собственную речь, когда он в качестве слушателя или читателя, говорящему или вообще отсутствующему лицу - автору. Расплата за приобретенную способность произвольно вмешиваться в собственные процессы - это его неадекватность (имеем в виду процессы, связанные с формированием моделй ориентации в деятельтности).
Кроме этого или даже благодаря этому, он делает из себя средство для использования его другими.
Свидетельство о публикации №209072900168