Леонид Борисов

Добрая воля всех звезд, всей вселенной подарила нам сладостный дар -
язык, и любое слово на губах наших зацветает плотными лепестками столетника.
Леонид Борисов.

Подруга привезла мне книгу – сборник произведений Леонида Борисова. Прочитав его "Волшебника из Гель-Гью",  начала  «Жюль Верна», особенно интересно.
Отцу Жюль Верна, адвокату, напророчили (журналистская утка для поднятия тиража газеты), что его сын прославит город Нант.
Жюль, ученик 3-го класса, за успехи награжден лодкой-парусником (здорово! хорошие подарки дарили преуспевающим школьникам!). Отец просит заменить награду на подзорную трубу.
Жюль вместе с отцом отправляются в гости к Виктору Гюго… Дома юноша отрепетировал вопросы-ответы. Вот он сидит и слушает, впитывает беседу.

-В свое время и я был адвокатом, - произнес Гюго. - Я очень рад, что перестал быть адвокатом, - добавил он. - В сущности мы все адвокаты, - я имею в виду защиту справедливости. Но есть адвокаты-профессионалы, служители официального закона, они защищают несправедливость, по большей части. Им за это платят, дают чины и награды.
- Награды дают очень редко, - вставил Жюль, вспоминая своего отца.
Гюго не обратил внимания на эту реплику и продолжал:
- Мы наблюдаем страшные вещи в нашей милой Франции. Ум, самостоятельность мысли и честное
свободное слово преследуется, поощряется казенное благодушие, популяризация низких истин и страстей, оторванных от народа. Вы, - Гюго посмотрел на Готье, - совершенно напрасно
защищали Дюшена...
Жюль подумал: "Ага, они уже тут о чем-то спорили. Очень хорошо! Значит, можно сидеть и слушать. Очень интересно!
-Совершенно напрасно, - повторил Гюго. - Ваш Дюшен каждый день кричит в своей газете:"Мы процветаем!" Никогда никто не кричит, если он процветае, никогда и никто. В театрах у нас водевиль, а литература... О нет, литература жива! Лна жива, несмотря на то, что ее хотят превратить в балаганного плясуна! Литература должна учить, направлять, вскрывать зло, - писатель должен жить с высоко поднятой головой, да!

Читаю дальше. Жюль встретится и с Александром Дюма...
Странно, думаю, такой хороший писатель, а я впервые о нем слышу.

Леонид Ильич Борисов (1897—1972) — русский советский прозаик.
Литературную деятельность Борисов начинал как поэт, но известности он достиг только в 1927 благодаря роману «Ход конем», неоднократно переводившемуся на другие языки. В сталинские времена Борисов публиковал только короткие прозаические произведения, которые критиковались из-за их романтической окрашенности. Отрицательным клеймом он был отмечен после партийного постановления 1946 из-за его повести об А. Грине «Волшебник из Гель-Гью» (1945), но публиковать его не перестали. В 1955 Борисов написал роман о Жюле Верне…

«Тогда я знал, - пишет Александр Давыдов в своих воспоминаниях, - что и Борисову досталось "на орехи". Известное постановление о ленинградских журналах задело не только Анну Ахматову и Михаила Зощенко, но зацепило и других людей, талантливых, оригинальных. Рикошетом досталось и Л. Борисову, да так, что он лишился всякой работы, не печатался, бедствовал, продавал свои редкие книги, писал и правил генеральские мемуары, жил в долг, лишившись друзей и всякой поддержки. Критики не давали ему покоя, клевали по мелочам, даже тогда, когда ждановская прибойная волна схлынула. Генералы-писатели платили плохо и неохотно.
— Вот видите портрет генералиссимуса, что висит в моем кабинете на почетном месте. Ведь он меня спас от высылки и тюрьмы. Мне точно известно, что Сталин читал моего “Волшебника из Гель-Гью”. Его, кавказца, заинтриговало название книги. Он взял ее и прочитал, потому я не попал в доклад Жданова. Я обязан этому усачу по гроб жизни. Говорят, книга моя и сейчас стоит на полке в почетном ряду с книгами классиков марксизма-ленинизма. Да, да, молодой человек, он меня спас от погибели.
Так оно было или не так — неизвестно. Блажен, кто верует.»


Рецензии