Поп Костя

В Федулово поп Костя попал после окончания духовной семинарии и сменил на боевом посту прежнего батюшку Михаила. Тот пошел на повышение  протодьяконом в один из храмов областного центра. Федуловский приход не самое престижное место, но Костя попросился сюда сам, можно сказать вернулся на свою родину. Он родился в соседней деревне Воронья Гора, и все годы учебы в семинарии,  мечтал приехать сюда, к своим любимым лесам, полям, болотцам и людям. И очень обрадовался, когда узнал, что в Федулове открыли новую церковь, вернее возродили. Раньше когда-то в далеком детстве, Костя помнил, что там, на горе, около реки, стояла деревянная полуразвалившаяся церковь, да такая старинная, что ее решили отправить в город для реставрации. При  коммунистах около города  создали музей деревянного зодчества, вот и собирали со всей области, уцелевшие старинные дома, амбары, сюда же  попали и деревянные церкви и часовенки. 
Дело задумали не плохое: может хоть так хотели сохранить для потомков свою историю. Бог им судья, но дело было сделано. Десятка два  уникальных домов 17-18 веков и церквей были, таким образом, спасены от разрушения и забвения.
Вот только Федуловской церкви не повезло. Как только приехали реставраторы и стали разбирать самую старую церковь в округе, как неожиданно налетел ветер, появились тучи, разрfзилась  гроза и молния ударила в деревянный купол. Церковь вспыхнула как спичка и сгорела дотла.  Реставраторы развели руками. Значит судьба, Божья кара. Чертежей от церкви не осталось, так и забросили идею восстановить одну из самых старых деревянных церквей.
Говорили, что партийные власти сильно разозлились, когда узнали про сгоревшую церковь. Еще бы, потерять уникальный памятник, каким можно было похвастаться на самом высоком  уровне, да и за границей тоже.  Якобы вызывали на помощь из Москвы Савву Ямщикова. Тот приехал, обошел пепелище и постучал пальцем по голове. Как, мол, могли вы реставраторы  х-вы, начинать разбирать церковь  без фотографирования, обмеров и составления плана и чертежей. Но как говорится, поезд ушел. Он только развел руками: потеряли памятник, мать вашу, развернулся и уехал. Директора исторического-архитектурного музея сняли с должности, но от этого легче не стало.
И вот она долгожданная свобода в стране. Гонение на церковь кончились, новая Россия активно ринулась восстанавливать утерянные ценности и первыми среди них в списке стояли церковные культы. Началось возрождение церквей, храмов и монастырей  по всей России-матушке, там, где никогда и не было прежде ни церквей, ни часовенок стали строить заново. Команда сверху была дана четкая – в каждом крупном населенном пункте  должен быть Божий храм. А так как Россия многоконфессиональная страна, то это в равной степени это коснулось и других религий. И вот уже мечети, буддийские пагоды, синагоги выросли, словно грибы после дождя.   Кто во что верит, тот тому богу и поклоняется. На этой волне поп Костя и подался на учебу в семинарию. Хотел служить людям: не в космос же летать или на БАМ - строителем. В храм, в храм, людей за собой вести, к новой счастливой, божьей жизни! И вот он, поп Костя, на новом рубеже борьбы  за нового православного человека! Костя был горд и полон вдохновения. Его недавняя избранница сердца, матушка Александра  в миру и девичестве Саша Махова, тоже радовалась вместе с Костей: будем людей добру учить, откроем воскресную школу, своих детей заведем и будет у нас мир и покой душевный и телесный. Молодые, хоть они и облачены в ризы или  платья королей, остаются все же  людьми. Их так же, как всех  тревожат и гложут  сомнения, угрызения совести, они так же как все переживают любовь и разочарование. Они остаются  людьми, несмотря на свои одежды и должности. Посторонние не хотят этого замечать, но это так и не иначе.
Лишь великие старцы, уходящие в схимники и живущие только в служении Богу, становятся по-настоящему святыми. Остальная рать церковнослужителей – это просто люди, носящие церковные одежды и  говорящие правильные слова о боге.  Новые парткомиссары, если хотите, только теперь не Ленин у них в башке, а Христос - миссия с лицом человека.
Но не будем отвлекаться. Поп Костя активно приступил к своим обязанностям. Церковь хоть и новая была, но с большими недоделками. Не было  настоящего иконостаса, неплохо бы и стены расписать фресками, двор и ограду  привести   в порядок. Да мало ли дел у батюшки целого прихода. Но главная миссия попа Кости окормлять паству, привлекать рабов божьих в лоно церкви, шла с трудом. Приход рассчитан на 2,5 тысячи жителей, а церковь посещало не более сотни человек. Постоянных, истинно верующих, ходящих на причастие,  еще меньше .с десятка два.
Поп Костя на первых порах решил заняться агитацией. С помощью митрополита размножил листовки – заповеди Христовы, в несколько десятков тысяч экземпляров, потом Евангелие бесплатно стал раздавать.  Активно печатал в местной газете «Новый путь» расписание церковной  службы, давал объявления с рекламой обряда венчания, заупокойных литургий и много еще чего на его взгляд, интересного  для мирянина. Но дело шло туго. Народ, уставший от прежней пропаганды коммунизма,   не хотел верить и откликаться не призывы церкви. Но главное было не в этом, а совсем в другом. Ящик «Пандоры»  стоящей в каждом доме проповедовал совсем не церковные устои, а  наоборот – полный разврат и поголовное пьянство. Реклама водки,  вперемешку с пивом и сигаретами, обнаженными красавицами и сексом, крутились круглые сутки, один  " Доме-2 "не оставляла никаких надежд  на обратное. Народ отринулся от церкви. Он рассуждал просто и без лишних мозговых усилий» «Раз государство это показывает, то это» и нужно делать. А церковь так, для  близиру, пыль в глаза пускать, чтобы это значит можно было где покаяться, если сильно совесть заела. И народ запил. Запил по черному, без оглядки назад. Бутылка самогона стала дешевле буханки хлеба,  водки дешевле колбасы, зато  бутылка хорошего вина дороже костюма. Народ, окончательно запутавшись в лабиринтах рыночной экономии, брошенный на произвол самих себя, как дети, выброшенные безответственными  родителями на улицу, пошел в разнос.
Поп  Костя пытался изо всех сил отстановить это вал, дважды писал письмо митрополиту, где излагал все непорядки с телевидением, газетами и кино. Так и писал: Ваше Высокопреосвященство,  нельзя образумить паству молитвами  и проповедями: не укради, не прелюбодействуй,  чти отца и мать свою, когда на государственном уровне они попираются.
Вот последний пример, с которым я столкнулся на проповеди, о смысле жизни на земле. Мой прихожанин, Евстратий   Данилович Козырев спросил при всех:
- Скажите, как может мирской суд казнокрада, укравшего сотни миллионов долларов, приговорить к 9 годам условно? А вот нашего Федуловского парня, Сашку Микешина, обокравшего  ларек, унесшего ящик водки  и закуски  всего на 3,5 тысячи  рублей  -  всучил 8 лет строго режима. Это что, по божески?
Что я мог ответить, Ваше Высокопреосвященство. Нет у меня слов, объясняющих такие вещи.
Митрополит вызвал к себе молодого батюшку, долго с ним беседовал. Внушал, что мирская власть не подчинена церкви, равно, как  и церковь ей, поэтому мы не отвечаем за грехи мирян, а молимся за их заблудшие души.- Молитесь сами, заставляйте молиться прихожан, и Бог услышит, воздаст всем по заслугам…
Какое-то время попу Косте хватало напутствия митрополита, но жизнь показывала совершенно другие примеры. Как-то пришел на исповедь молодой человек, чуть больше тридцати лет. Смирный такой с виду вошел в церковь, все кланялся, крестился. Ну, совсем праведный  и набожный, что у попа Кости даже слезы выступили на глазах. Надо же, одет хорошо, на дорогой машине приехал,  к Богу пришел помолиться, как хорошо…
Но исповедь молодого человека потрясла Костю, как ничто его так не потрясало.  Фильмы Хичкока по сравнению с его  рассказом жалкая пародия на жестокость. Это молодой человек отравил семь близких ему  людей. Но главное даже не это, а мотив – нажива. Молодой человек захотел доказать всем, что он не хуже  других богачей  и  может делать деньги, много денег. Они, как известно не пахнут, так ему внушала власть и фильмы их нового бога – США, типа «Крестного отца» или «Однажды в Америке».
А чем лучше наши родные фильмы:  «Бригада» или «Жмурики»?  Да и бандитов и убийц играют не какие-нибудь ханурики, а мировые знаменитости.  И наши не отстают, те же безруковы или  михалковы в той же обойме... Молодой человек в подробностях описывал, как он убивал сперва тестя, потом тещу, потом дядю, потом жену, потом сестру жены, и наконец он решил и убил свою собственную мать… К концу исповеди поп Костя упал в обморок, ударившись сильно головой  о край паперти. Кровь брызнула из головы священника. Молодой человек подскочил, зажал рану рукой и стал кричать:
- Карим сюда, иди скорее сюда!
Вбежал не то казах, не то узбек, мускулистый паренек с оружием в руках:
- Что произошло шеф?
-  Видишь батюшке плохо, упал, голову  разбил, давай бинты, вату и йод. Нужно сделать перевязку.
Карим мотнул головой и исчез. Еще через минуту другую они профессионально перевязали  батюшку, уложив его на пол церкви, и дали понюхать нашатыря. Поп Костя пришел в себя, осмотрелся  заторможенным взглядом вокруг и, наконец, все понял.   Бледный, шатаясь, он поднялся на ноги. Осенил крестом молодого человека и стоящего рядом охранника:
- Господь милостив и каждому воздаст по делам вашим. Аминь! Идите, идите! – шатаясь, сам пошел к выходу из храма.
С того времени поп Костя стал прикладываться к спиртному. Строго говоря, церковь не запрещала вино, как таковое. Исус  Христос из Назарета угощал им поклонников и своих учеников. Да и прощальная Вечеря тоже с вином была. По праздникам церковное вино «Когор»  всегда полагалось в качестве причастия, вместе к кутьей.
Но одно дело вино, а другое водка. Поп Костя стал пить водочку. Сперва  один, потом появились собутыльники. Главным из них был Витька Мусин. Человек из города, купивший дачу, грешивший сильно в свое время, но в последние годы отошедший от братвы, он тихо жил в Федулове, ничем не выделялся. Разве, что дом, терем из дерева с газом и водопроводом,  да машина, навороченный «джип» и огромная кавказская овчарка, которая всегда следовала за ним по пятам.
Познакомились на службе.  Витька пригласил батюшку на чай и как водиться для знакомства, выпили под хорошую закусочку и пошло… Затуманенная голова водочной  дурью не так серьезно воспринимает реальность, все, кажется, в розовом свете. Витька успокаивал попа Костю.
- Ну, умер, Максим и х-р с ним – говорил весело Витька, не хочет жить - пусть умирает…
- Но он же божий человек. Ничего без воли божьей не должно делаться – возражал поп Костя, выпивая очередную рюмку.
- Не должно, а делает – злорадно отвечал Витька. Вот твой Бог не допускает   прелюбодейство, но твоя жена того - ходит налево…
Поп Костя чуть не поперхнулся куском.
- Ты, это Витька ври, да меру знай…
-Ты, что правду не знаешь? – удивился больше попа Кости, Витька. Вот тебе на! Вся деревня знает, что матушка Александра ходит по вечерам к Андрюхе-художнику. Он говорят, ее даже голой нарисовал.
- Да, ты что? Не смей так говорить о моей жене – яростно выкрикнул Костя и выскочил из-за стола.
Витька догнал его у двери.
- Сиди, сиди Костя, если хочешь батюшкой остаться. Пусть трахается баба, если душа просит, Бог покарает, а ты не смей, не божье дело самосуд творить. На вот лучше выпей, легче будет.
 Костя пил и пил. А друг все шептал тихо на ухо:
- Екатерина II трахалась и никто не осуждал. Государыня, была, понимаешь! А тут матушка, ну хочет баба, что тут  поделаешь. Хоть какой грех на душу возьмешь, лишь бы утешить себя… Это жизнь,  Костя, а не Евангелие!
- Нет! Катерина не замужняя была, ей дозволялось. А моя, что она нашла у этого маляра. Был бы художник, а то мазила. Попросил фреску расписать в храме, взялся было, а потом бросил. Не могу, говорит, не мое… Не мое, зато чужая жена его… Ну я его сукина сына – и Костя с хрустом сжал свой кулак.
- Да погоди, погоди кипятиться. Ну набьешь Андруюхе морду, своей курице фингалов наставишь, а дальше, дальше-то что?
Костя опустил голову на грудь.
- Не знаю!
- Вот то-то и оно. Не знаешь. Тут продумать все надо. Ты бери бумагу и строчи своему начальнику письмо: мол, так и так, больше здесь работать не можешь по личным причинам. Сошлись, что у тебя любовница.
- А кто? – не понял Костя.
- Ну, хотя бы Настя, бабки Кати внучка. Вернулась из Москвы при деньгах, машине, мой дом торговала. Сказала, что хочет купить, чтобы жить летом, а на зиму в Москву съедет. Бизнес у нее там - усмехнулся  Витька.
- Красивая женщина – согласился Костя.
- Красивая. ****ь она, а вот выбилась в люди. А ты говоришь, Бог не замечает.
- Замечает, раз дал ей деньги и власть…Это, наверное, в награду за переживания бабы Кати. Святая старушка, двоих сыновей похоронила, деда Степана, а внуков своих не бросила. В тюрьму старшему Сашки посылки посылает, младших хочет к себе забрать из детского дома. Не дают, мол, старая, не дай чего, умрет, с кем дети останутся. Настя, ходят слухи, хочет дом-то  купить и брата с сестрой к себе с бабкой Катей забрать… Вот какие дела-то!
- А ты говоришь, прелюбодейство грех. Грех до поры до времени, а потом вроде как и благодетельство! Ааа?
Костя соскочил со стула и бухнул кулаком по столу.
- Не говори так Виктор, не может  быть этого никогда! Слышишь никогда!
- Да ладно тебе Костя, не ерепенься ты со своим аскетизмом. Диалеткика, брат, вещь серьезная. Не стоит человечество на месте, все вперед и вперед идет,  по спирали крутится, но вверх. Не   совершенен человек и грешен. А кто не грешен? Господь и тот говорят с Марией, в тайной связи был! Этот как его писатель, ну тот кто «Код Да Винчи» написал?  - забыл, потер голову Витька.
Дэн Браун – выдавил из себя Костя.
- Да, да. Дэн Браун – утверждал, что Христос с Марией жил, как муж и жена и детки у них были. Получается внебрачные, а ты прелюбодейство - грех. Был грех, да сплыл! – и Витька захохотал с новой силой. А Настя хороша, присмотрись, будите вместе грехи замаливать. Я тут обратил внимание Костя, что она тоже на тебя глаз положила. Поверь мне, я человек опытный в таких делах…
- Не говори глупости, нет причины – окончательно очумев от водки, тяжело пыхтя, выдавил Костя. Мне пора.
- Ну уж нет, такого я тебя по деревни не пущу. Спи у меня, а твоей матушке я позвоню, чтобы шум зря не поднимала.
Страсть, овладевшая матушкой Александрой к художнику, уже никого не удивляла. Как только поп Костя на вечернюю службу, так матушка тут же к любовнику в постель. Поп Костя делал вид, что ничего не знает, но сам  все время искал выход из ситуации. Может действительно поехать к митрополиту и все как есть рассказать. Стыдно! И что он ответит?  Ну, даст другую должность, другой приход. А как жить с ней после этого? Нет, это не выход. Выход нашелся сам по себе. Наверное, когда что-то очень хочешь и стремишься, судьба подыгрывает тебе. Подыграла она и попу Кости. С Настей у них завязалась любовь. Нет, батюшка не добивался и не преследовал ее. Получилось это как у всех нормальных людей, они просто полюбили друг друга. Костя какое-то время ходил сам не свой от нахлынувшего на него чувств, что заметила жена, матушка Александра.
-  Что с тобой, Костик? – удивленно спросила она как-то.
- Ничего – ответил Костя. Просто жизнь свою пересматриваю, больше молюсь, больше каюсь.
– А я думала, ты влюбился – и засмеялась она. Ты же красивый поп.
Костя ничего не ответил. Но тут неожиданно Настя уехала. Никто ничего толком не знал: куда и зачем. Батюшка остановил после службы бабу Катю и спросил:
- Куда ваша внучка пропала, не вижу ее больше в церкви?
- Уехала, неделю как, ничего не сказала. Справилась, такси вызвала и укатила. Денег вот оставила, чтобы я не бедствовала, а куда они мне. Мне теперь одной много не надо, пенсии хватает… Сама голову ломаю, не могу что и предположить. Может снова в Москву укатила, у нее там какие-то дела. Часто звонит туда, что-то говорит и все так, как бы она начальница… Не знаю батюшка, не знаю – крестила себя баба Катя: Спаси и сохрани, рабу божью Настеньку.
Костя сильно затосковал после отъезда Насти. Для себя он уже решил, что не будет у него ничего без нее. Он влюбился. Но так уж бывает, что где любовь, там и страдания. Тоску, как все русские, Костя стал заливать водкой.    Витька Мусин тут как тут:
- Костя давай при церкви бар организуем, все же, как ни наесть, а культура пития. Может народа побольше придет, и не напьются до безобразия, как дома?. 
Костя ничего не ответил.
В Пасху, на Крестный ход собралось больше сотни народа. Во главе с батюшкой толпа обошла храм и после ночного молебна, народ разошелся.  Попу Кости стало очень грустно и поговорить то не с кем. С матушкой Александрой ему не хотелось, да и не нуждалась она в его обществе. И поп Костя побрел по деревни, ноги сами по себе принесли его в дом Витьки Мусина.
Выпили, начался спор все о тех же моральных ценностях. Костя спорил, спорил, а потом взял и внезапно ушел. Не смог Витька его остановить.  В усмерть пьяный поп Костя шагал по деревни, бормоча что-то себе под нос и размахивая руками. Утром к нему  в дом постучала баба Катя. Вышла матушка Александра.
- Чего так рано? Батюшка после ночи устал, спит еще…
- Да так решила проведать. У меня к нему срочное дело.
- Какое?
Баба Катя опустила глаза к низу.
- Не могу сказать, это только для него.
- Хорошо, приходите к полдню, он пойдет в церковь, к вечерней службе готовиться, там его  встретите и поговорите.
Баба Катя откланялась. После полудня баба Катя топталась у церковных дверей. А вот и батюшка идет, слава Богу дождалась.
-Христос Воскресе!
- Во истину  Воскрес! – ответил  хриплым голосом батюшка и поцеловал трижды бабу Катю.
- Батюшка, вот что у дома своего утром нашла - и баба Катя показала крест, большой золотой крест.
- А я его обыскался – радостно вскрикнул  Костя. Надо же нашелся. Не знаю, как и уронил.
- Да, это всегда так: не знаешь, где потеряешь, а где найдешь!
- Спасибо, тебе бабушка Катерина!
- Но у меня еще одна новость, хорошая. Настенька нашлась, приехала сегодня рано утром, отсыпается. Спросила как ты?  Так и сказала: Как батюшка Костя, служит еще?
- А ты что же ответила баба Катя? – с нетерпением спросил Костя.
- Ответила, что служит, о тебе справлялся. Она засмеялась и  в ответ мне:
- Это хорошо…
Костя открыл ворота церкви, взяв крест подошел с ним к  амвону, долго стоял, всматриваясь в лики святых, словно ища в них поддержки или какого-то знака. Но было тихо и по-весеннему мозгло. Пахло  сожженными  восковыми свечами и ладаном. Постояв  так, Костя положит крест на амвон,  закрыл ворота храма и  пошел к себе домой.
Нашел ножницы, и, встав перед зеркалом, подстриг  свои длинные  поповские волосы.
- Ты, что в уме ли, Костя? -  вскрикнула, вошедшая Александра.
- В уме, в полном уме! И ты мне больше не матушка, а просто Саша Мохова. Костя вышел и  закрыл за собой дверь.
Вскоре бывший поп Костя и Настя поженились. В обычном деревенском загсе сельской администрации  зарегистрировали свой брак без пышного торжества.  Рядом с ними стояли мальчик и девочка лет шести-семи, братик и сестренка Насти, взятые ими из детского дома. Жизнь налаживается!


Рецензии
Попы это актуально.
Животрепещущая тема.
Ай да Русский Иван!

Реймен   05.09.2021 21:03     Заявить о нарушении
А то!)))Рюрика народу подавай, без него не жизнь, а прозябание)))Матросы конечно "понимают" толк в истории, вот и толкут воду в ступе, как и "главный мореход" сайта-некий Врубель)))Иван.

Русский Иван   06.09.2021 11:42   Заявить о нарушении
На это произведение написано 18 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.