Борьба с пиратами. Учёные не остаются без участия
Блоги
Гуреев Максим Вячеславович
Старший преподаватель, Кафедра теории и истории культуры
Вознаграждение за диссертации
14.08.2008
02:12
Доброго времени суток, уважаемые коллеги!
Хотелось бы получить от вас еще одну консультацию - на сей раз касающуюся авторских прав. Пользуясь Интернетом, я периодически нахожу информацию, отображающую мою профессиональную деятельность. Нашлись и такие сайты, где рекламируются моя диссертация и диссертационные работы других исследователей. За определенную сумму (500 рублей - доставка диссертации, 250 рублей - автореферата) заинтересованным людям организаторы таких сайтов предлагают доставку диссертационных исследований, осуществленных в России (а на некоторых даже в Украине). Насколько это законно с их стороны? Ведь ни я, ни многие другие люди, связанные с наукой, не только не давали на такое коммерческое тиражирование согласие, но даже часто не знают о данном факте купли-продажи.
Вот примеры таких сайтов:
http://www.dissers.info/disser_45782.html
http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/165334.html
http://www.dissforall.com/_catalog/t26/_science/95/210476.html
Что характерно, когда я написал письмо создателям третьего в указанном списке сайта с предложением заключить договор о распределении выручки, это их не устроило и рекламу моего исследования они с сайта сняли. С другой стороны, меня заинтересовали реплики на первом из указанных сайтов следующего содержания:
"Вопрос: Я хочу продавать свою диссертацию на Вашем сайте и получать вознаграждение за нее
Ответ: Скоро появится такая возможность, мы сейчас подготавливаем лицензионный договор, который будем подписывать с авторами и решаем другие организационные вопросы". - Режим доступа: http://www.dissers.info/faq.html
Стоит ли верить таким обещаниям, насколько это реально?
Комментарии
Владимир Шадурский
14.08.2008
12:28
это интеллектуальная собственность
Точную информацию, полагаю, Вам могут дать коллеги из Отдела интеллектуальной собственности, которые эти вопросы, вероятно, изучают. Остается порадоваться, что Ваша диссертация может принести доход и, так сказать, содействовать "развитию инновационной экономики". Но если серьезно, то воровство в гуманитарной сфере такое же обычное дело, как кража мобильных телефонов.
Редактировать комментарий
Елена Семенова
26.08.2008
16:33
Об авторском праве
СЕМЕНОВА Елена Анатольевна,
начальник Отдела интеллектуальной собственности НовГУ.
С 1 января 2008 года вступил в силу Гражданский кодекс РФ, часть 4, в котором отражены вопросы защиты
интеллектуальной собственности. В частности, ст.1274 посвящена вопросам тиражирования диссертаций.
Библиотека получает право установить диссертацию в открытой электронной библиотеке только после заключения соответствующего договора с автором.
Статья 1274. Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях
2. В случае, когда библиотека предоставляет экземпляры произведений, правомерно введенные в гражданский оборот, во временное безвозмездное пользование, такое пользование допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения. При этом выраженные в цифровой форме экземпляры произведений, предоставляемые библиотеками во временное безвозмездное пользование, в том числе в порядке взаимного использования библиотечных ресурсов, могут предоставляться только в помещениях библиотек при условии исключения возможности создать копии этих произведений в цифровой форме.
Максим Гуреев
26.08.2008
23:44
Спасибо за консультацию, Елена Анатольевна!
Сразу же встает такой вопрос: если владельцы сайтов, извлекающие коммерческую прибыль без согласования с авторами, упорно не идут на контакт (а из контактных данных, как правило, указан только э-мэйл), то каким образом могут поступить авторы диссертаций? Подается заявление в суд (если да, то в какой форме...) или делается что-то иное?
Редактировать комментарий
Елена Семенова
27.08.2008
16:56
Ответственность за нарушение авторских прав
Уважаемый Максим Вячеславович!
В случае нарушения авторских прав ответственность предусмотрена в Уголовном Кодексе РФ (ст.146)
и в Гражданском Кодексе РФ (ст.11, 1301) и других статьях.
Вы можете подать заявление в суд. А форма заявления, я думаю, есть в суде.
Статья 11. ГК
Судебная защита гражданских прав
1. Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд (далее - суд).
Статья 1301. ГК
Ответственность за нарушение исключительного права на произведение
В случаях нарушения исключительного права на произведение автор или иной правообладатель наряду с использованием других применимых способов защиты и мер ответственности, установленных настоящим Кодексом (статьи 1250, 1252 и 1253), вправе в соответствии с пунктом 3 статьи 1252 настоящего Кодекса требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:
в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда;
в двукратном размере стоимости экземпляров произведения или в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения.
Из Уголовного кодекса РФ
Статья 146. УК
Нарушение авторских и смежных прав
(в ред. Федерального закона от 08.04.2003 N 45-ФЗ)
1. Присвоение авторства (плагиат), если это деяние причинило крупный ущерб автору или иному правообладателю, -
наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от трех до шести месяцев.
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)
2. Незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, а равно приобретение, хранение, перевозка контрафактных экземпляров произведений или фонограмм в целях сбыта, совершенные в крупном размере, -
наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо лишением свободы на срок до двух лет.
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)
3. Деяния, предусмотренные частью второй настоящей статьи, если они совершены:
б) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
в) в особо крупном размере;
г) лицом с использованием своего служебного положения, -
наказываются лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового.
(в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 162-ФЗ, от 09.04.2007 N 42-ФЗ)
Примечание. Деяния, предусмотренные настоящей статьей, признаются совершенными в крупном размере, если стоимость экземпляров произведений или фонограмм либо стоимость прав на использование объектов авторского права и смежных прав превышают пятьдесят тысяч рублей, а в особо крупном размере - двести пятьдесят тысяч рублей.
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)
________________________________________
Семенова Е.А. нач. ОИС
Максим Гуреев
29.08.2008
12:52
Елена Анатольевна, весьма Вам признателен за исчерпывающий ответ!
Максим Гуреев
27.09.2008
12:36
Для информации.
Другие сайты, которые паразитируют на чужих диссертационных работах:
http://3dd.ru/rPrice.htm
http://vip-diploms.ru/index.php?f=gar
http://www.disserr.ru/catalogue/code-24.00.00--p-25.html
http://dissros.ru/diss_ru/ist-30--l-ru--st-22--s-2.html
http://dissland.com/basket.php?action=order
Что характерно, некоторые их организаторов данных детищ псевдобуржуазной индустрии пытаются оправдывать свою деятельность тем, что они якобы просто дают народу возможность приобщиться к той диссертационной литературе, которая хранится в РГНБ (Российская Национальная Государственная Библиотека). Не каждый ведь может поехать в Москву и почитать экземпляр какой-нибудь ценной для него работы в физическом варианте; но тогда встаёт вопрос: а чем же, по существу, является распространение чужих диссертаций, как не нарушением прав авторов? Больше 400 рублей пересылка ФИЗИЧЕСКОЙ копии экземпляра работы в любой уголок России стоить не может, да и всем давно известно, что стоимость ценной (ценной, именно с точки зрения заказчика и отправителя) бандероли может указываться в бланке по номиналу, то есть составлять, к примеру, вообще не более 50 рублей. Если же диссертации поставляются заказчикам в электронном варианте, то это вообще минимальные расходы для организаторов в несколько копеек интернет-трафика! Таким образом, создаётся обширное поле для так называемого "навара", и ни о какой бескорыстной "просветительской" деятельности говорить не приходится. Сами же авторы, в течение нескольких и более лет трудившиеся над своим диссертационным детищем, не получают с этих махинаций ни одного рубля. Кто-то из активистов подобных вышеуказанным сайтам вскользь упоминает о договорах с авторами, однако, на деле всё это носит форму "филькиной грамоты" и содержится сугубо в проекте. Сказка из разряда: "Когда мы построим Светлое Будущее"...
На одном сайтов присутствует так называемое "Предложение для авторов": http://3dd.ru/libot/forauthors2008.asp Внимательно прочитав сей плод документалистики, приходишь всё к тому же выводу: автор - это всего лишь донор, которому, если он начинает проявлять интерес к дальнейшей жизни своих трудов, пытаются в очередной раз, что называется, "запудрить мозг" и оттяпать львиную долю прав себе, любимым.
Я неоднократно делал рассылки и вел переписку с некоторыми из организаторов упомянутых выше сайтов. Максимум, что они смогли сделать, вместо того, чтобы наладить взаимовыгодное для себя и для меня в роли автора сотрудничество, это убрать анонсы моей работы из коммерческого каталога. Однако, со временем, в Интернете обнаружились другие сайты... Они растут словно грибы-поганки после дождя.
У меня складывается ощущение, что одному с такой проблемой разобраться просто физически невозможно. Необходима инициативная группа людей (а в идеале, конечно, все, кто занимается наукой по призванию, а не по случайности!), которая будет бороться за свои авторские права, а не просто ехидничать по поводу того, что чьи-то отдельные работы стали "популярны".
Кстати, в этих каталогах практически любой из кандидатов и докторов наук, защитившихся, как минимум, в последнее десятилетие, может найти отображение и своей деятельности. Разница в восприятии лишь в том, что кому-то до всего этого сугубо "фиолетово", как говорят некоторые из наших студентов, а кто-то об этом раньше и вовсе не знал. Надеюсь, что ценную долю проблематизации в наш университетский дискурс данным блогом мне внести удалось.
Мы сейчас часто говорим о создании "Гражданского Общества", - так вот вам и один из конкретных шансов его построить!
С наилучшими пожеланиями ко всем своим коллегам
Максим Гуреев
04.10.2008
14:34
До сегодняшнего дня я мог лишь предполагать, КАКИМ образом люди, представляющие вышеуказанные "пиратские" сайты, связаны с РГБ. Сегодня всё прояснилось: http://www.rsl.ru/index.php?f=339 Официальный сайт Российской Государственной Библиотеки, на котором можно зарегистрироваться и получить доступ к любой диссертации и автореферату. Следовательно, вышеуказанные сайты рассчитаны на так называемых "лохов", которые не знают о наличии официального доступа к интересующим научным текстам и готовы выложить свои кровно заработанные денежки ушлым авантюристам, которые еще имеют наглость заявлять, что занимаются НЕкоммерческим распространением (500-600 рублей за доставку - какие пустячки! Где вы тут усмотрели "коммерцию", господин Гуреев?).
Таким образом, я еще раз прихожу к выводу о том, что Интернет нуждается в тотальной чистке и официальной, НЕкоммерческой монополии на доступ и распространение общественно полезной информации.
Таким образом, хочу сделать акцент на том, что с оригиналом диссертационного исследования, которое уже прошло процедуру защиты и утверждения в Высшей Аттестационной Комиссии РФ, можно ознакомиться только с помощью самого автора и никак иначе. К тому же, автор, в отличие от разных дельцов-шустрецов, может предоставить полный и усовершенствованный вариант своей работы.
29 июля 2009
Свидетельство о публикации №209072900764
По-правде сказать, меня интересует не гонорар, а реклама моего труда - поэтому и обратился к этому издательству. Для дилетанта это очень важно, ибо он лишен тех средств, которыми располагают академические ученые. Но прочитав много негатива, я стал сомневаться в правильности своего поступка. Хотя, с другой стороны, даже мошенничество мне играет на руку в плане рекламы, распространения моих взглядов и метода.
Хотелось бы узнать, что лично Вам известно об этом издательстве и его работе.
Всего доброго, Павел.
Правонарушитель 10.11.2011 11:58 Заявить о нарушении
здесь эта тема хорошо раскрыта. Что касается лично меня, то я тоже призадумался насчёт сотрудничества с этой организацией, когда узнал, что такие приглашения к публикации рассылаются десятками (в частности, преподавателям моего университета) ...
Максим Гуреев 16.11.2011 21:05 Заявить о нарушении
Правонарушитель 17.11.2011 10:46 Заявить о нарушении
Максим Гуреев 17.11.2011 20:13 Заявить о нарушении
Максим Гуреев 17.11.2011 20:18 Заявить о нарушении
--------------------------------------------------------------
Тут я с Вами не соглашусь: ведь главное, не заслуги автора, а ценность его труда. Не мне Вам объяснять, что в условиях корпоративности все может быть поставлено с ног на голову: заслуги многих ученых в научном смысле ничтожны, но они в обойме и потому находятся на слуху. Кстати, большинство профессоров всю жизнь эксплуатируют те свои результаты, которых добились едва ли не в студенческом возрасте: доводят до ума, шлифуют и т.п. В силу своего возраста и профессионализма они уже не способны выйти за пределы своего догматизма, в отличие от молодых и дилетантов. Конечно, у последних есть свои минусы, но для этого и существует критика.
Правонарушитель 18.11.2011 12:32 Заявить о нарушении
Максим Гуреев 30.11.2011 06:14 Заявить о нарушении
---------------------------------------------------
С одной стороны, я с Вами соглашусь (ведь надо же от чего-то отталкиваться при первой встрече). А с другой стороны, вспомните Куна и его работу о науке. Чем больше времени существует теория, тем ближе тот момент, когда ее заменят на другую.
Правонарушитель 30.11.2011 14:21 Заявить о нарушении
Максим Гуреев 01.12.2011 22:55 Заявить о нарушении