Точки. Способ гитарного мышления

Произведение разворачивается во времени, пропевается. Но есть и звучание всего разом (Моцарт). Произведение отзвучало, но его звук ещё продолжается в нас, осмысливается и переживается как некое целое.

Звук складывается из трёх фаз: атаки, затухания и тишины. Смысл звукоизвлечения раскрывается именно во второй «обертонной» фазе. Если представить себе мир «тонкий», другой, «обратный» реальности, то картина звука такова: отзвучав по эту сторону, он начинается Там. Противозвук.

Музыка рождается из пустоты, которая начинает дышать. Пустота внутри гитары, трубы, внутри барабана. Движение пустоты в пределах чего-то. Кувшин.

Та музыка, которую пытаюсь играть – примитивна. Но это трудная примитивность.

Совместная игра, со-игра – по сути, соотнесение ударов сердца твоего и окружающих. Звуковая соборность.

Малевич: цель музыки – молчание.

Стиль художника возникает из нескольких элементов, ряда «линий». Эти элементы и линии присутствуют в окружающем мире, но остаются незаметными для обычного глаза. Художник их «открывает» для себя и других. Вокруг нас – бесчисленное множество спящих и уже разбуженных миров. Вернее – для некоторых миров мы ещё не разбужены, хотя они – вокруг нас.

Элемент предельно прост. Элемент – повторяющееся. Ритм элементов рождает стиль.

Несколько формул образуют традицию (фламенко, арабская музыка и т. д.).

Прелесть музыки – в расставании. Звук плывёт, кончается и он невозвратим. От этого плачем. Что-то было и прошло, и не вернуть.

6 композиций для каждой струны с выявлением выразительных особенностей струн.

Михеев: Разве импровизация не есть прилюдное раздевание, обнажение?

Гайворонский: «Инструмент – живой в руках музыканта, даже если это простая доска. Он одухотворён. Иногда он может звучать совсем необычно (сфероид)».

Каждый звук и каждый лад соответствует определённой субстанции, определённому состоянию. Разная структура лада – разная структура мира.

Нет разницы между письмом, игрой и рисованием. Всё это разные лики единого процесса.

Добыть глыбу тишины и сделать из неё музыку.

Надо, чтобы вещь была частью ВСЕЙ музыки. Частью всего.

Настраивающийся оркестр – вот он, Божественный Авангард!

Складывается новая программа «Миро». Идея растения – в основе. Развитие музыкальных композиций из зёрен звука. Перетекание.

DADAZU: В самом деле – мастерство – это то, с чем надо бороться.

Музыка – путь преодоления времени. Ценнее озарение, качественный прорыв, чем затраченное время. Год=месяц=день=минута=миг. День складывается не из часов, а из мигов. Год складывается не из месяцев, а из мигов. Жизнь – не из лет, а из мигов, мгновений, секунд, озарений (точек).

Точка как завязь бытия и дерево бытия.

В импровизации: важен случайный элемент. Случайное, становящееся чудесным. Но: есть случайное, становящееся лишним.

Мой метод игры – точки (ноты, интервалы, аккорды).

Часто бывают мысли о бессмыслии.

Ещё об игре. Метод умолчаний, смысловых пауз, «пробелов». «Утраченные» фрагменты. Молчание и тишина – как звук, а звучащие точки – как тишь.

Нанизывание фрагментов на стержень тишины. Наверное, это и есть «то»?

Дерек Бэйли. Точки – зёрна. Сеятель.

Стравинский: композиции – замороженные импровизации. Хочется продолжить: импровизации – размороженные композиции.

Если ты успокоился, подобно разбитому гонгу, ты достиг нирваны: в тебе нет раздражения (Дхаммапада).

В моём случае ещё ни разу знание не приходило на помощь интуиции. Чем больше я думаю о музыкальных законах, знаках, информации, тем больше блокируется фантазия. Чтобы играть, я должен не-думать.

Занимаясь музыкой, не слышишь музыки. Строишь дом, но не ты будешь в нём жить.

Музыка меня мучает.

Музыка для меня никогда не была и не будет профессией. Она – практика. В последние дни я почувствовал себя почти «профессионалом», поэтому пора оставить музыку – хотя бы на время, а там – как Бог даст.

А.Битов: Тишина – это вовсе не отсутствие звуков.

Хорошо играть в одиночестве. Это оттого, что гитара – интимный инструмент, сверхкамерный, и раскрываются все его нюансы, тонкости – лишь в тишине.

Микрофоны и звукосниматели открыли в гитаре новую глубину. Под микроскопом рассмотрели цветок и увидели там – мир.

Процессоры и остальные приборы – они только удаляют от сути, замутняют звук. Чистая вода прекраснее самого изощрённого коктейля.

На мою звуковую концепцию огромное влияние оказывает козырёк под окном, по которому стучит вода, сбегая с крыши.
Кап-кап-кап-кап-кап-кап-кап-кап-кап.

Графика грифа. Гитара – симметричный инструмент. Легко запоминаются те мелодические фигуры, которые как бы «нарисованы» на грифе.

В гитаре главное – её симфонизм («микрооркестр»).

О световой природе звука (по мотивам полотен Тёрнера).

Образопорождающая природа приёма.

Каховский: нет импровизации, есть некая «трансляция».

Настоящая музыка должна быть невыдуманной – течь, происходить без всякого видимого усилия со стороны импровизатора.

Оставить только жест звукоизвлечения.

Надо найти Свои ноты - освободиться от нот Рибо, Бэйли, Фризелла.

Очень мало точек покоя, точек тишины, из которых можно слушать.

Наверно, музыка для меня – ответ на всеобщую неуловимую бессмыслицу.

Музыки сегодня просто – много. Поэтому обесценивается. Или так – звуков – много. Поэтому музыка в тишину прячется.

Солнце, когда оно садится. Может ли оно исчезнуть совсем? Ведь даже когда диск тонет за горизонтом – остаётся свет. Светло почти как днём. Или звёзды – их свет мы продолжаем видеть, хотя они погасли. Значит и жизнь не угаснет совсем, будут мчаться лучи твоего сознания.
И звук не умолкает.

                2004-2008 г.


Рецензии