Иванов А. А

Иванов Алексей Александрович родился в 1922 г. в с. Марьино Тверской области, в семье крестьянина. Русский. Член ВЛКСМ. Жил в г.Новгороде, г.Пскове, а потом в г.Кингисеппе Ленинградской области. Окончил среднюю школу №1 в г.Кингисеппе.
Его мать, Прасковья Александровна Иванова, вспоминает: «В 1-й средней школе Кингисеппа Алешу приняли в комсомол. Учился хорошо, старательно, много читал, занимался спортом. Дома был очень трудолюбив, помогал мне по хозяйству. Никогда не гнушался никакой работой. В 9-м классе летом ездил пионервожатым в пионерский лагерь. Ребята его любили»[1].
В РККА с 1940 г. Окончил Харьковское военно-авиационное училище летнабов и штурманов.
Служил в 52-м бомбардировочном авиаполку Киевского Особого военного округа. Полк базировался близ г. Овруч Житомирской области, на аэродроме Красная Болока и на полевом аэродроме в районе оз. Корома в 48 километрах западнее Овруча.
Участвовал в Великой Отечественной войне с июня 1941 г. Был стрелком-бомбардиром 52-го бомбардировочного авиаполка 62-й бомбардировочной авиадивизии Юго-Западного фронта.
25.06.41 г. он писал родителям: «Мы долго теперь, наверное, не увидимся. Проклятые фашисты напали на пашу Родину. Я, наверное, скоро буду участвовать в боях. Страна научила меня владеть техникой, и я постою за свою жизнь и за Родину как комсомолец». Но отец уже не успел прочитать письмо сына: он ушел на фронт 23 июня, вскоре уехал на войну и брат. Прасковья Александровна последовала их примеру - медработник П. А. Иванова участвовала в боях на Волховском фронте[2].
К началу боевых действий 52-й бап, входивший в 62-ю бад, считался «старой сколоченной частью». На вооружении имелись 21 сильно потрепанный самолет СБ и 15 новеньких Пе-2, которые совершенно не успели освоить. В докладе о боевых действиях ВВС Юго-Западного фронта за первые 50 дней войны говорится о «пониженной боеспособности этого полка». Напряженных боевых действий он не вел, и его потери оказались меньше, чем у соседей. В начале августа 226-й бап передал оставшиеся самолеты в 227-й, но затем и последний был вынужден отправиться в тыл на переформирование. В середине этого месяца на аэродроме Певцы Черниговской области все оставшиеся в дивизии самолеты Су-2, часть летного и технического состава 226-го и 227-го бап передали в 52-й полк. К этому же периоду относятся первые боевые вылеты экипажей 52-го бап на самолетах Сухого.
Подготовка экипажей на новую машину производилась в 10-м зап без вывода из боев.
Со второй половины августа Су-2 из 52-го бап вели бои на Юго-Западном направлении. Здесь противник проводил крупную операцию по окружению советских войск, и ситуация для наших бойцов и командиров ухудшалась с каждым днем. Главком Юго-Западного направления Маршал Советского Союза С.М.Буденный телеграфировал в Ставку о необходимости срочно внести ясность в положение Брянского и Юго-Западного фронтов, поскольку иначе «может возникнуть неразбериха в управлении и ответственности». В частности, под натиском врага соединения 21-й армии Брянского фронта оказались на стыке 5-й и 40-й армий Юго-Западного фронта. Какого-либо взаимодействия между наземными войсками и авиацией двух объединений организовано не было. Это сказалось на эффективности боевых действий.
Когда подвижные силы 2-й танковой группы Гудериана прорвались на юг, в тыл войскам Юго-Западного фронта, то 11 сентября начальник Генерального штаба Маршал Советского Союза Б.М.Шапошников потребовал от командования фронтом «громить его [противника] авиацией». Маршал обращал внимание на то, что танковые дивизии противника двигались по открытой местности. Однако основные силы авиации Юго-Западного фронта действовали против переправ 1-й танковой группы противника через Днепр в районе Кременчуга, где вражеская группировка имела сильную ПВО. Экипажи Су-2 доложили о разрушении 25 вражеских переправ, но неприятель все же сумел скрытно форсировать полноводную реку.
Под Киевом войска Красной Армии потерпели одно из наиболее тяжелых поражений в своей истории. Личный состав даже тех частей и соединений, которые избежали окружения и разгрома, находился в подавленном психологическом состоянии. Так, группа летчиков и техников 52-го бап едва избежала захвата противником в районе Пирятина 13 сентября. В тот день 10 Су-2 с 30 авиаторами смогли взлететь до того, как неприятельские танки ворвались на аэродром. Остатки технического состава полка попали в окружение вместе с наземными войсками. На аэродроме Мосьпаново, около Чугуева, куда перебазировалась часть в конце сентября, восстановить боеспособность удалось не сразу. Лишь после передачи в состав 52-го бап опытных летчиков и штурманов из 135-го бап во главе с майором А.И.Пушкиным (он стал командиром 52-го бап), полк снова мог считаться боевой единицей и участвовать в боях[3].
Штурман эскадрильи, куда прибыл старший сержант А. А. Иванов, записал: «28.9.1941 г. прибыло новое пополнение летного состава, в том числе летчик Иванов, очень скромный и энергичный молодой командир»[4].
Вскоре полк вошел в состав 76-й сад ВВС 37-й армии Юго-Западного фронта.
Поздней осенью 1941 г. В условиях плохой погоды обычно на задания вылетали не более шести - семи Су-2 под прикрытием двух - трех истребителей. Низкая облачность «прижимала» самолеты к земле, и штурманы часто сбрасывали бомбы не по прицелам ОПБ-1, а по нарисованным на люках меткам. Результаты поражения целей были признаны вполне удовлетворительными. Хотя противодействие противника было очень высоким. Командир 288-го бап Герой Советского Союза майор Артамонов отмечал, что некоторые Су-2 возвращались на свой аэродром, имея до сотни пробоин.
17.11.41 г. старший сержант Иванов вылетел на боевое задание в составе экипажа ближнего бомбардировщика Су-2. В завязавшемся воздушном бою получил смертельное ранение, но продолжал вести бой, а затем прицельно сбросил бомбы на вражеские позиции. Когда самолёт совершил посадку на аэродроме, Иванов уже скончался.
Командир полка и командир дивизии представили штурмана к ордену Красного Знамени, однако 6 декабря 1941 г. Тимошенко написал резолюцию: «Достоин звания Героя Советского Союза». А.А.Иванов стал первым авиатором, награжденным «Золотой Звездой» (посмертно) за подвиг на самолете Су-2[5].
К этому времени старший сержант Иванов совершил 16 боевых вылетов на уничтожение живой силы и техники противника в районах Львова, Новоград-Волынского, Киева, Полтавы, Харькова, Белгорода, Ростова-на-Дону.
Командир полка майор Пушкин[6] писал об Иванове: «В воздушных боях участвовал неоднократно, самоотверженно сражаясь с врагом. За необычайное мужество, смелость и безграничное стремление к уничтожению врага обратил на себя внимание всех своих товарищей»[7].
 27.12.41 г. старшему сержанту Иванову Алексею Александровичу было присвоено звание Герой Советского Союза (посмертно).
Матери Героя было направлено письмо: «Уважаемая Парасковья Александровна!
По сообщению военного командования Ваш сын, старший сержант Алексей Александрович, в боях за Советскую Родину погиб смертью храбрых.
За геройский подвиг, совершенный Вашим сыном Алексеем Александровичем Ивановым в борьбе с немецкими захватчиками, Президиум Верховного Совета СССР Указом от 27 декабря 1941 г. присвоил ему высшую степень отличия — звание Героя Советского Союза. Посылаю Вам Грамоту Президиума Верховного Совета СССР о присвоении Вашему сыну звания Героя Советского Союза для хранения, как память о сыне-герое, подвиг которого никогда не забудется нашим народом.
Председатель Президиума Верховного Совета СССР М. Калинин».
28.12.41 г. газета «Правде» рассказала о подвиге Алексея Иванова: «Стрелок-бомбардир тов. Иванов неоднократно участвовал в воздушных сражениях, зарекомендовал себя опытным, бесстрашным бойцом. 27 ноября вместе с летчиком Буяновым он получил задание разгромить скопление фашистских войск. В районе цели самолет попал под ураганный огонь немецких зенитных орудий. Осколками снарядов т. Иванов был смертельно ранен. Собрав последние силы, он сказал лейтенанту Буянову:
- Я ранен, Сергей! Веди самолет на цель...
Через несколько минут бомбардировщик был над скоплением вражеских войск. Преодолевая страшную боль, тов. Иванов произвел необходимые расчеты, сбросил бомбы на головы врага и затем начал поливать из пулемета разбегающихся в панике немцев. Лишь смерть остановила этот губительный для врага ливень»[8].
Отважному пилоту было всего девятнадцать лет.
Похоронен в пгт Глубокий Каменского района Ростовской области. На здании средней школы № 1 города Кингисепп Ленинградской области Герою установлена мемориальная доска.
Герой Советского Союза (27.12.41). Награждён орденом Ленина.

Литература:
1. Бессмертные героев имена. - Ростов-на-Дону, 1978.
 2. Долгов И.А. Золотые звёзды калининцев. Кн. 2. - М.: Московский рабочий, 1984.
 3. Хазанов Д.Б., Гордюков Н.Т. Ближний бомбардировщик Су-2. - М.: ТМ, 2000.

Примечания:
 [1] http://www.history.tver.ru/sr/hero/IAA.htm
 [2] Там же.
 [3] http://army.lv/?id=136&s=564&v=9
 [4] http://www.history.tver.ru/sr/hero/IAA.htm
 [5] http://army.lv/?id=136&s=564&v=9
 [6] Пушкин Анатолий Иванович (30.05.1915 — 15.04.2002) - Герой Советского Союза (12.08.1942), депутат Верховного Совета УССР (1964), заслуженный военный лётчик СССР (1963), генерал-лейтенант авиации. Из рабочих. Русский. Член ВКП(б) с 1939 г. Окончил среднюю школу и токарные курсы завода «Аремз». Работал механиком в авторемонтных мастерских «Союзтранс». Окончил аэроклуб. В РККА с 1933 г. В 1934 г. окончил 11-ю военную авиашколу пилотов в г.Ворошиловграде. Летал на Р-5. В 1938 г. участвовал в национально-освободительной войне в Китае. Летал на СБ. Награждён орденом Красного Знамени. Участвовал в освободительном походе Красной Армии в Западную Украину и Западную Белоруссию в 1939 г. Участвовал в советско-финской войне. Был награждён вторым орденом Красного Знамени. С марта 1940 г. - помощник командира 135-го бап. В июне 1941 г. окончил курсу командиров авиаполков. Участвовал в Великой Отечественной войне с июля 1941 г. В октябре 1941 г. назначен командиром 52-го ближнебомбардировочного авиаполка. Летал на Су-2. 12.08.42 г. удостоен звания Герой Советского Союза. С августа 1942 г. – зам. командира бомбардировочной авиадивизии. Летал на Пе-2. В январе-июле 1943 г. учился на курсах командиров авиадивизий. С февраля 1944 г. – командир авиадивизии. Участвовал в освобождении Прибалтики, и боях за Берлин. После войны продолжил службу в ВВС. Был командиром авиадивизии. В январе 1950 г. назначен в инспекторскую группу при Главкоме ВВС. В 1952—54 гг. обучался в Академии Генерального штаба. Затем служил зам. командира корпуса, командиром дивизии, зам. командующего воздушной армии. В 1959-67 гг. — командующий ВВС Южной группы войск, командующий 36-й ВА в составе Южной группы войск. Затем служил в Главном штабе ВВС, был зам. начальника ВВИА им. Жуковского. В 1975 г. уволен в запас. До 1989 г. работал в Научно-экспериментальном центре автоматизации управления воздушным движением Министерства гражданской авиации СССР. В 1991 г. был избран президентом межрегиональной ассоциации воинов-интернационалистов. Награжден орденом Ленина, пятью орденами Красного Знамени, орденами Суварова 2-й и 3-й степени, орденами Отечественной войны 1-й степени, Дружбы народов и «Знак Почёта», тремя орденами Красной Звезды, орденом Жукова, медалями, орденом Заслуг перед Отечеством (ГДР), орденом Красной Звезды (ВНР).
 [7] http://www.history.tver.ru/sr/hero/IAA.htm
 [8] Там же.


Рецензии