Дипломатия Словена и Руса

 

http://www.novgorod.ru/images/1008.gif 3500 - 2500 до н.э.
http://forum.istorichka.ru/yabbfiles/Attachments/R1a_-.jpg


Дипломатия Словена и Руса

По версии профессора А.А.Клесова, ДНК наших современников показывают, что самые древние корни Ариев (восточных индоевропейцев), рода R1a1 (из R1a) , давностью 12 тысяч лет, находятся на Балканах - в Сербии, Косове, Боснии, Македонии. Через 6 тысяч лет этот род расширится на северо-восток, на Северные Карпаты, образовав праславянскую, трипольскую культуру и положив начало великому переселению народов в четвертом-третьем тысячелетии до нашей эры. Род R1a1 продвинулся на запад, до Атлантики и Британских островов, и на север, в Скандинавию. Этот же род пришел на ближний север и восток - на земли современных Польши, Чехии, Словакии, России с общим праславянским предком, жившим 4500 лет назад. Этот же предок дал выжившее потомство, живущее в настоящее время по всей Европе, от Исландии до Греции и Кипра, и распространившееся до юга Аравийского полуострова и Оманского залива. Сейчас в европейских странах представители рода R1a1 составляют от 4 до 20% населения, носителями той же группы является половина высших каст Индии (16% всего населения).
http://www.rv.ru/content.php3?id=7982 (пояснения)
В итоге к нашему 21 веку распространение R1a явно выходит за пределы собственно славянского ареала, но - понятно – не претендуя на весь индоевропейский мир.

В принципе обоснованные выводы А.А.Клесова и других специалистов отчасти подтверждают версию русских летописей, что в первое послепотопное время (около 3264 г. до н.э. ) складывался языческий союз «Русь, чюдь и вси языци» . Это – вероятно - было еще ностратическое содружество северных народов, которое требует дальнейшего изучения Изучения и в духе идей Василия Степановича Передольского «Бытовые остатки насельников Ильменско-Волховского побережья и земель Велико-Новгородского державства каменного века» (1893) и «Новгородские древности. Записки для местных изысканий» (1898). http://traditio.ru/wiki/Русь%2C_чюдь_и_вси_языци

Если допустить существование «державства», то допустима и «дипломатия державства» того времени – 3 тыс. до н.э.
Десятки списков «Сказания о Словене и Руссе» (есть вариации названия) указывают на примерную глубину этнической памяти словено-русов в округе Валдайских гор и озера Ильмень. http://www.trinitas.ru/rus/doc/0211/008a/02111130.htm
http://www.trinitas.ru/rus/doc/0211/008a/02111104.htm и др.

С.В. Алексеев – без учета ностратики и геногеографии - в статье «ФОЛЬКЛОРНЫЙ ПЕРВОИСТОЧНИК НОВГОРОДСКОЙ ТРАДИЦИИ XYII ВЕКА» ( Проблемы источниковедения и политической истории: Сб. ст. - М., 1995) не показал основательного знания историографии важной проблемы. Около сотни списков с вариациями названий им произвольно суммированы под одно название «Сказание о начале Руския земли и создании Новаграда и откуда влечашася род словенских князей». И – по традиции упорного омоложения источника – эти списки вошли в общерусское летописание со второй половины XYII века, отражают преимущественно новгородскую традицию, хотя в ряде эпизодов очевидно и влияние киевского "Синопсиса".
"Сказание" наряду с "Синопсисом" послужило источником для изложения ранней истории в "Подробной летописи Российского государства" - обширной компиляции начала XYIII века (Подробная летопись российского государства. Спб., 1798). Ее автор фактически по наитию датировал описываемые события и подверг текст некоторой смысловой редакции.
С.В. Алексеев  сравнил некоторые тексты сказания, отметив, что различия списков между собой минимальны, а большинство разночтений не несет смысловой нагрузки. Это еще раз подчеркивает необходимость академического издания и сопоставления всех текстов данного исторического источника.
Затем исследователь сопоставил «Сказание» с Иоакимовской летописью, приводимая Татищевым в "Истории Российской". Справедливо заметил, что  долгое время летопись вызывала сомнение в своей подлинности. Однако исследования XX столетия убедительно показали: что источник не только принадлежит средневековой традиции, но и для периода Киевская Руси использует достаточно раннюю и достоверную информацию (например, подробности крещения новгородцев). Летопись составлена во 2-ой половине XYII века - это явствует и из ее языка, и из самого содержания. Псевдо-Иоаким не был самим Татищевым (как подозревали многие еще в XYIII веке), но он мог быть его старшим современником.
«Сказание» и летопись – не наиболее ранние памятники русского летописания, а выражение поздней новгородской летописной традиции. Их сопоставление особенно продуктивно в том плане, что позволяет более четко представить устную традицию, которая легла в основу повествования о до-Рюриковой истории ильменских словен и в "Сказании", и в Иоакимовской летописи.
Начало оригинального повествования в обоих памятниках чрезвычайно сходно.
В "Сказании": "по мале времени правнуцы Афетовы Скиф и Зардан отлучишася от братии своея и от рода своего от западных стран и коснуся полунощных и вселишася во Ексинопонте" (Попов А. Изборник славянских и русских сочинений и статей, внесенных в Хронографы русской редакции. М., 1869).
В Иоакимовской летописи: "Сынове Иафетовы и внуки отделишася и един от князь Славен с братом Скифом. Имея многие войны на востоке, идушу к западу, многи земли о Черном море и Дунае себе покариша"( Татищев В.Н. История Российская. М., 1994. Т. 1. с. 108).
Исследователь допускает, что Псевдо-Иоаким, вернее всего, писал несколько позже автора "Сказания". Предполагается, в итоге вероятного знакомства и привлек некоторые данные этого памятника в свою летопись, отредактировав их в соответствии в собственными этногоническими (этногенетическими) и фиктивно-генеалогическими представлениями. Отсюда и некоторые разночтения.
Скиф в "Сказании" - очевидно, предок, в Иоакимовской летописи - брат Словена. Есть и иные детали. Но стоит отметить, что регионом исхода Словена все же признается Причерноморье. Версия Псевдо-Иоакима омолаживает период, вводя Бастарна как сына Словена. Однако и версия «Сказания» тоже содержит омолаживающие вкрапления.
Сказание о Словене и Русе и городе Словенске (из Хронографа 1679 года). Публикуется по Полному собранию русских летописей. Т. 31. Л., 1977).
«В лето от сотворения света 2244, во второе же лето по потопе, по благословению Ноя праотца разделися вся вселенная на три части трем сыном его, Симу, Хаму и Афету. Низвержеся от нерадения Хам от благословения отца своего Ноя, зане упився вином.
И потом истрезвися Ной от вина, и разуме, елико сотвори ему менший сын Хам, и рече: "Проклят буди Хам отрок и да будет раб братома своима".
И благослови Ное дву сынов своих, Сима и Афета, иже покрыта наготу отца своего, опак зряще, наготы же его не видеша. И благослови Сифа, сына Арфаксадова, да вселится в пределех Ханаановых. Афету же по благословению отца своего Ноя излиявшуся на западныя и на северный страны даже и до полунощия.
По мале же времени правнуцы Афетовы Скиф и Зардан (Иордан, Джордан) отлучишася от братий своих и от рода своего от западных стран, и коснушася полуденных стран, и вселишася во Ексинопонте, и живяху тамо многа лета, и от сих породишася сынове и внуцы и умножишася зело, и прозвашася по имени прадеда своего Скифа Скифия Великая. И бысть между ими распря и междоусобица и крамола многа и тесноты ради места.
Начальницы же тогда родители их княжаху единого отца сынове пяточислении кровницы, им же имена: 1) Словен, 2) Рус, 3) Болгар, 4) Коман, 5) Истер. От сих же племене во время последнее и каган сыроядец изскочи, о нем же греческая история последи изъяснит».

Болгар и Коман – позднеантичные и раннесредневековые народы, тяготевшие к кочевьям. Истер (Истр – Дунай) – обозначение подунайских народов, формировавшихся при активном участии этих кочевников. Связать их с первыми послепотопными годами (около 3264 г. до н.э.) невозможно. Это, вероятно, понимали и авторы разных редакций «Сказания».  И шло продолжение.

«Мы же на предлежащее возвратимся, Князем убо скифским Словену и Русу, мудростию и храбростию в роде своем всех превозшедшим, и начаша размышляти со ближними своими премудре, рекоша же сице:
 "Или толико всего вселенныя, иже ныне под нами? Еда несть во жребии праотца нашего Афета еще части земли благи и ко вселению человечю угодны? Слышахом бо от предков своих, яко благословил праотец наш Ной прадеда нашего Афета частию земли всего западнаго и севернаго и полунощнаго ветров, и ныне убо, братие и друзи, послушайте совета нашего, оставим далече от нас вражду сию и несогласие, еже ныне тесноты ради творится в нас, и подвигнемся убо, и идем от земля сея и от рода нашего, и пойдем по вселенной света, сущей во жребии прадед наших, иде же нас приведет счастие  и благословение праотца нашего благословеннаго Афета и подаст нам землю доброплодну во обитание нам и родом нашим".
И люба бысть сия речь Словенова и Русова всем людем, и вей яко единемы усты реша: "Благ совет князей наших и добра речь и угодна премудрых держателей".

Пример ли это какого-то очень важного дипломатического решения ?!
Очевиден призыв князей – «оставим далече от нас вражду сию и несогласие, еже ныне тесноты ради творится в нас». Переселенность причерноморской Скифии явно требовала новой стратегии развития пращуров словено-русов, которые должны были стать первооткрывателями новых земель, покидая родные земли.
«И подвигнемся убо, и идем от земля сея и от рода нашего…». Другие сородичи-скифы в Причерноморье явно оставались.
По ранее известному жребию прадеды Словена и Руса имели право на поиск новых земель. «…И пойдем по вселенной света, сущей во жребии прадед наших, иде же нас приведет счастие  и благословение праотца нашего благословеннаго Афета и подаст нам землю доброплодну во обитание нам и родом нашим". Конечно, здесь усилена христианская оболочка событий. Но шумерские и подобные тексты допускают примерно такую стилистику при общении властителей и сородичей, принимающих сообща важнейшие решения. Геродот это показывал на примере царей и народа киммерийского при описании событий около 722 г. до н.э.
Мудрой дипломатией здесь было уйти из региона  «вражды сей и несогласия, еже ныне тесноты ради творятся в нас». Хорошо, что другие стороны «сей вражды» сородичам Словена и Руса уйти на поиск новых земель не помешали. В ведь « бысть между ими распря и междоусобица и крамола многа и тесноты ради места», когда умножились зело. На примере усобиц носителей трипольской и кочевых культур в прежнем материале о дипломатии Великой Скифии это показано.

Версия позднеантичных римских историков, что скифы достигли господства в Европе и Азии за 2800 лет до основания Рима – около 3553 г. до н.э. – позволяет сказанию быть в этом контексте относительно правдивым. Скифские властители (басилевсы, «князья») тогда могли быть. Понятно, что нет гарантий по конкретным именам – именно Словен и Рус.

Далее сравнительно общеизвестное:

«И в лето от сотворения света 3099 Словен и Рус с роды своими отлучишася от Ексинопонта, и идоша от роду своего и от братия своея, и хождаху по странам вселенныя, яко острокрилаты орли прелетаху сквозе пустыня многи, идуще себе на вселение места благопотребна. И во многих местех почиваху, мечтующе, но нигде же тогда обретше вселения по сердцу своему. 14 лет пустыя страны обхождаху, дондеже дошедше езера некоего велика, Моикса зовомаго, последи же от Словена Илмер проименовася во имя сестры их Илмеры. И тогда волхвование повеле им быти населником места оного.
И старейший, Словен, с родом своим и со всеми, иже под рукою его, седе на реце, зовомей тогда Мутная, последи ж Волхов проименовася во имя старейшаго сына Словенова, Волхова зовома. Начало Словенску граду, иже последи Новъград Великий проименовася. И поставиша град, и именоваша его по имени князя своего Словенеск Великий, той же ныне Новъград, от устия великаго езера Илмеря вниз по велицей реце, проименованием Волхов, полтора поприща.
И от того времени новопришельцы скифстии начаху именоватися словяне, и реку некую, во Илмер впадшую, прозваша во имя жены Словеновы Шелони. Во имя же меньшаго сына Словенова Волховца преименова оборотню протоку, иж течет из великие реки Волхова и паки обращается в него.
Больший же сын оного князя Словена Волхв бесоугодник и чародей и лют в людех тогда бысть, и бесовскими ухищреньми мечты творя многи, и преобразуяся во образ лютаго зверя коркодила, и залегаше в той реце Волхове путь водный, и не поклоняющих же ся ему овых пожираше, овых же испроверзая и утопляя. Сего же ради людие, тогда невегласи, сущим богом окаяннаго того нарицая и Грома его, или Перуна, рекоша, руским бо языком гром перун именуется.
Постави же он, окаянный чародей, нощных ради мечтаний и собирания бесовскаго градок мал на месте некоем, зовомо Перыня, иде же и кумир Перунов стояше. И баснословят о сем волхве невегласи, глаголюще, в боги сел окаяннаго претворяюще. Наше же християнское истинное слово с неложным испытанием многоиспытне извести о сем окаяннем чародеи и Волхове, яко зле разбиен бысть и удавлен от бесов в реце Волхове и мечтаньми бесовскими окаянное тело несено бысть вверх по оной реце Волхову и извержено на брег противу волховнаго его градка, иде же ныне зовется Перыня. И со многим плачем тут от неверных погребен бысть окаянный с великою тризною поганскою, и могилу ссыпаша над ним велми высоку, яко же обычай есть поганым.
И по трех убо днех окаяннаго того тризнища проседеся земля и пожре мерзкое тело коркодилово, и могила его просыпася с ним купно во дно адово, иже и доныне, яко ж поведают, знак ямы тоя не наполнися. Другий же сын Словенов малый Волховец живяше со отцем своим во граде своем великом Словенцы. И родися Волховцу сын Жилотуг, и протока проименовася во имя его Жилотуг, в ней же той утопе еще детеск.
Другий же брат Словенов Рус вселися на месте некоем разстояннем Словенска Великаго, яко стадий 50 у соленого студенца, и созда град между двема рекама, и нарече его во имя свое Руса, иж и доныне именуется Руса Старая. Реку же ту сущую едину прозва во имя жены своея Порусии, другую ж реку имянова во имя дщери своея Полиста. И инии градки многи Словен и Рус поставиша. И от того времени по имяном князей своих и градов их начахуся звати людие сии словяне и руси.
От создания мира до потопа лет 2242, а от потопа до разделения язык 530 лет, а от разделения язык до начала создания Словенска Великаго, иже ныне Великий Новъград, 327 лет. И всех лет от сотворения света до начала словенскаго 3099 лет.
Словен же и Рус живяху между собою в любви велице, и княжиша тамо, и завладеша многими странами тамошних краев. Такоже по них сынове их и внуцы княжаху по коленом своим и налезоша себе славы вечные и богатства многа мечем своим и луком. Обладаша же и северными странами, и по всему Поморию, даже и до предел Ледовитого моря, и окрест Желтовидных вод, и по великим рекам Печере и Выми, и за высокими и непроходимыми каменными горами во стране, рекома Скир, по велицей реце Обве, и до устия Беловодныя реки, ея же вода бела, яко млеко. Тамо бо берущи дорогою скорою звери, рекомаго дынка, сиречь соболь. Хождаху ж и на Египетъския страны воеваху, и многое храбрьство показующе во еллинских и варварских странах, велий страх от сих тогда належаше.

Если земли «жребия прадедов» Словена и Руса были найдены и заселены мирно, то далее «сынове их и внуцы княжаху по коленом своим и налезоша себе славы вечные и богатства многа мечем своим и луком». И здесь зачастую возникают сомнения. А хотя бы примерно могли скифские словено-русы достигать таких военно-политических результатов, неизбежно и с помощью дипломатии ?!

Завладеша многими странами тамошних краев.
Обладаша же и северными странами, и по всему Поморию, даже и до предел Ледовитого моря, и окрест Желтовидных вод, и по великим рекам Печере и Выми,
и за высокими и непроходимыми каменными горами во стране, рекома Скир (Сибирь ?), по велицей реце Обве (Ока ?), и до устия Беловодныя реки, ея же вода бела, яко млеко. Тамо бо берущи дорогою скорою звери, рекомаго дынка, сиречь соболь.
Хождаху ж и на Египетъския страны воеваху, и многое храбрьство показующе во еллинских и варварских странах, велий страх от сих тогда належаше…

Понятно, что легче всего спешно отнести все это к фантазиям авторов и редакторов многих списков «Сказания». Но – как помним – по оценке римских авторов, скифские мудрецы доказали свою большую цивилизационную древность по отношению к египтянам. Геродот указывал на поход фараона Сесостриса на Скифию, что относят примерно к 19 веку до н.э. «Египетские страны» - союзники раннего Египта, его северные соседи типа Шумера или Ассирии. 
Даже христианство относит появление скифства как мировоззрения (одной из первых ересей) к периоду около 27 века до н.э. По Епифанию  Кипрскому († 403 г.): «Ски;ство, отъ дней Ноевыхъ и въ посл;дующее время до построенія столпа и Вавилона, и посл; столпотворенія не большое число л;тъ, то есть при Фалек; и Рагав;; н;которые, уклонившись въ страну Европы, селились въ области ски;ской между тамошними племенами со временъ ;ираса (Быт. 10, 2), отъ котораго произошли ;ракіяне, и поздн;е».

Иоанн Дамаскин в 8 веке во многом повторил оценки Епифания. При этом он подчеркивал, что именно Фалек и Рагав присоединились в скифской области к тамошним племенам: « Скифство: от дней Ноя и в последующее время до построения столпа вавилонского и после столпотворения в течение немногих лет, т.е. до Фалека и Рагава, которые, уклонившись в страну Европы, поселились в области скифской и присоединились к тамошним племенам со времен Фарры, от которого произошли фракийцы, и позднее».
(труд И.Домаскина входит в церковный канон http://www.agioskanon.ru/eresi/ ).
Как шло переселение в Скифию, так неизбежно частью наблюдались миграции и военные походы из этой державы. Южные источники упоминают во главе таких походов «северных царей». Иезекииль около 26 веков назад рассказал о таком царе более подробно, обозначив его как Гог и Магог, князь Роша. С конца античности Скифию по мере христианизации и стали именовать Росия.
Источники 3 – начала 2 тыс. до н.э. прямых свидетельств о походах потомков Словена и Руса «на Египетъския страны, и многое храбрьство показующе во еллинских и варварских странах» не дают. Но вот русские средневековые летописи упоминают такое событие.
 «И был единый народ. И когда умножились люди на земле, замыслили они создать столп до неба, - было это в дни Иоктана (внук Фалека, сын Евера; отец всех арабов) и Фалека. И собрались на месте поля Сенаар строить столп до неба и около него город Вавилон; и строили столп тот 40 лет, и не свершили его. И сошел Господь Бог видеть город и столп, и сказал Господь: "Вот род един и народ един". И смешал Бог народы, и разделил на семьдесят и два народа, и рассеял по всей земле.
По смешении же народов Бог ветром великим разрушил столп; и находятся остатки его между Ассирией и Вавилоном, и имеют в высоту и в ширину 5433 локтя, и много лет сохраняются эти остатки. По разрушении же столпа и по разделении народов взяли сыновья Сима восточные страны, а сыновья Хама - южные страны, Иафетовы же взяли запад и северные страны. От этих же семидесяти двух язык произошел и народ славянский, от племени Иафета - так называемые норики, которые и есть славяне». http://old-rus.narod.ru/02-main.html
По христианской хронологии, это время около 2650 – 2750 гг. до н.э. (по еврейской, около 2000 г.). И это созвучно раннехристианской версии о возникновении скифства как мировоззрения, хотя Рагава здесь явно заменяет Иоактан – хронологически такая позиция летописей уступает по точности раннехристианской версии. Но «нарци еже суть словене» (норики, которые и есть славяне), что позже поселились у Дуная, в 3 тыс. до н.э. внимания к себе требуют. Академик О.Н.Трубачев обосновывал развитие ранних славянских языков именно из округи Дуная.

Обратим внимание на касков – народ Южного Причерноморья той поры. Интерес к этому раннеантичному народу, контролировавшему большую округу, в российской истории должен быть оправдан по многим причинам. Даже названием «каски» (кашки) напоминают Кавказ и Каспий, казаков и касогов (северных кавказцев), да и раннеантичных касситов, которые веками правили в округе Вавилона. И проявляли себя каски четыре тысячи лет назад.
Касков нередко связывают с хаттами, до хеттов властвовавшими в округе Турции около 23 - 20 веков до нашей эры. По эпосу сколотов-скифов (в книге Геродота), одним из внуков Зевса на землях ранней Скифии был Арпоксай – родоначальник катиаров и траспиев. Имя Арпо-князя (ксай – солнечный) тяготеет к К-арпатам («истокам глубин»), в округе которых тысячи лет шло взаимодействие земледельцев и скотоводов. Это взаимодействие ярко отразилось, например, в трипольской и соседних культурах. Развитые этносы отсюда расходились в разные концы света, но чаще их манил благодатный и теплый юг, где не было студеных скифских зим.
С III тысячелетия в Северо-Восточной Месопотамии, от верховьев реки Диялы до озера Урмии, появились полукочевые племена кутиев (гутиев), этническое происхождение которых пока остается загадкой, а язык отличается от шумерского, семитских или индоевропейских языков. Возможно, он был родственным хурритскому. В конце XXIII в. кутии вторглись в Месопотамию и на целое столетие установили там свое господство. Лишь в конце XXII в. их власть была свергнута, а сами они отброшены к верховьям Диялы, где продолжали жить еще в I тысячелетии до н. э. Отчасти ищут продолжение кутиев в курдах. Подобные версии остаются предметом споров, так как есть версии и о связях курдов с хурритами.
Если вести касков примерно с 21 века до н.э., то они вполне попадают во времена молодых скифских царей Плина и Сколопита. Тогда эпический ассирийский царь Нин (Паний, Панин – в реальности имена царей Ассура в ту пору были несколько иные) прекратил 1500-летнее скифское господство в Азии. И это один из эпических доводов в пользу северного происхождения касков, которых – по словено-русским версиям, понятно – относят к воинственным протоказакам.
Индоевропейский Пан — бог лесов и рощ, спутник Диониса. Обращение «пан» у западных славян является следом очень древнего культа. По данным Павла Оросия  (начало V в. до н.э.) и других позднеантичных авторов, ассирийский царь Нин (Паний, Панин) в 2054 г. до н.э. прекратил 1500-летнее господство Скифии в Азии или – по Оросию - научил скифов воевать.
«За 1300 лет до основания Рима царь ассирийский Нин ..., поднявшись с юга от Красного моря, на крайнем севере опустошил и покорил Эвксинский Понт (Гостепреимный Путь: Черное море) и научил варваров-скифов, дотоле невоинственных и безвредных, не умевших проявлять свою жестокость, познать свои силы и пить уже не молоко животных, а кровь человеческую, наконец, научил побеждать поражениями (изматыванием врага: П.3.)...» (Вестник древней истории. 1949. №4. С.267).
Христианин Оросий так пытался обосновать право принимавших арианство-христианство скифов на разгром древних империй, включая Рим. Другие авторы подчеркивали, что Нин прекращал именно тотальное скифское господство. Но и сами дружины Пания могли происходит из северян, потомков войск гутиев Сарлага и иных северных царей, которые с 23 – 22 вв. до н.э. сражались еще с Аккадом.
Северных наемников, включая киммерийцев и скифов, затем немало было в Ассирии.
Если библейские Фалек и Рагав ушли в Скифию, присоединились к ее народам (об этом прямо говорилось еще до средних веков), то сын Рагава Серух со своим родом вынужден был выживать на землях древнего Аккада, в Уре Халдейском. Поколения Серуха составили Нахор (сын), Фарра (внук), Аврам (правнук). А родоначальники уже обитали в Скифии. После победы Нина семья Фарры, включая Аврама, пошла из Ура в землю Ханаан, которую признавали и скифской (хазары на еврейском в Х в. н.э. называли и русских «ханаанцами»). Остановились в Харране у верховий Евфрата и Тигра, в двух сотнях верст от озера Ван и истоков Аракса. Там Фарра в 205 лет умер, а в 75 лет Авраам пошел в Ханаан и позже в Египет – по сути - по древним «скифским» путям.
Русские летописи от потопа до Авраама определяют 1082 г., а от рождения Христа до Авраама суммируют 2130 лет. Христиане в первые века нашей эры между Христом и Авраамом указывали около 2016 лет. Есть шансы, что именно победа наемника Панина дала на время семитам-ибрим (гонимым, сторонним) необходимую свободу передвижения. Агентура же Фалека и Рагава ранее в Скифии больше вовлекала северные народы в хитросплетения древней политики, что и могло провоцировать походы всяких «касков» на юг. Позже подобное пыталось делать и окружение пророка Даниила.

Наряду с касками и гутиями северное давление на «Египетские страны» оказывали и хуррита. Михаил Израйлевич Зильберман справедливо отмечает, что ,например, заметный след в истории древнего Ближнего Востока оставили именно  хурриты (субир, шум.; субарейцы, акк.; наименование "хурри(ты)" - самоназвание и означает "восточные" (от хурритского «хурри» - «утро, восток»)), по языку принадлежащие к кавказско-иберийской группе кавказской языковой семьи
 . http://zhurnal.lib.ru/z/zilxberman_m_i/hiksosb3.shtml
  Миграция хурритов (допускают, отчасти и с территории распространения майкопской культуры) в Переднюю Азию происходила несколькими волнами. Характерно, что хурриты – образцы разумной дипломатии. Нигде не уничтожали и не вытесняли местное население, но везде мирно сосуществовали: после их появления у абригенов не выявлено заметных принципиальных изменений в материальной культуре. Английский археолог Леонард Вулли так охарактеризовал хурритов: «Легко смешиваясь с другими народами, они были непревзойденными посредниками в передаче культурных идей». Но тогда – и мастерами древней дипломатии, тогда как полиэтничные скифы нередко решали свои проблемы военным путем.
Культура хурритов, из-за их регулярного многовекового общения с шумерами, аккадцами и ассирийцами, уже с начала III тыс. до н.э.  являла собой как бы ответвление месопотамской традиции. В частности, хурриты позаимствовали у "черноголовых" (так себя называли шумеры) таких богов как Ану, Эа (Энки), Нергал, Иштар, Адду, Нингаль (Никкаль), Ишхара, Дамкина (жена Энки и мать Мардука). В тоже время в шумерском и аккадском языках исследователями обнаружены многочисленные заимствования из хурритского языка.
Примечательно, что хурриты не просто перевели знаменитый эпос о Гильгамеше, но переработали и дополнили его. Хурритская версия излагает более пространно центральный эпизод поэмы: апогей подвигов Гильгамеша и Энкиду - одоление чудовища Хумбабы, хранителя кедровой рощи. Хурриты приняли аккадскую систему письменности в такой форме, которая заставляет допустить существование у них серьезной школы ( хурриты, селившиеся в Угарите, писали по хурритски как месопотамской клинописью, так и угаритским алфавитом).
Как и «черноголовые», хурриты обычно жили большесемейными общинами (гончаров, оружейников, торговцев и т.п.). У них тоже развивался культ почитания предков: один из месяцев (аттанашве) посвящался предкам - в этот месяц у хурритов совершались жертвоприношения отцовским богам. Допускают, что у них, как и у шумеров, существовал институт личных (и родовых) богов (обнаруженные небольшие статуэтки связываются с культом предков). Всё это сближало хурритов с "черноголовыми", беженцами из Месопотамии, облегчало их вынужденное сосуществование среди иных этнических групп и, возможно, приводило к ассимиляции.
Появление хурритов в Северной Палестине и Сирии относят к середине III тыс. до н.э., что, в частности, подтверждается исследованием группы погребений (ок.2300 г. до н.э.) Рас-Шамры (Угарита). Эта группа по особому типу гривн (torques) названа "носителями гривн" и связывается с индоевропейцами, (довод подкреплён наличием характерных курганов, дольменов и пр.  Это отзвуки и кургано-дольменных культур Северного Кавказа и Южной России. Гривны как важный индикатор отмечаются в археологии России вплоть до средневековья.

Около 22 века до н.э. выходили в Южное Причерноморье и первые хетты. Непосредственной прародиной хеттов предположительно определяют Балканы (исходной – Северное Причерноморье), которые они покинули в конце III тыс. до н. э.. Л. А. Гиндин полагает, что хетты были первым индоевропейским народом (Среднестоговская культура Северного Причерноморья), заселившим Болгарию и Грецию еще в IV тыс. до н. э., а затем вытесненным в Малую Азию второй волной индоевропейского нашествия на Балканы. Хетты в Азии испытали сильное влияние в лице местного автохтонного субстрата хаттов и, в меньшей степени, хурритов (Митанни).
http://ru.wikipedia.org/wiki/Хетт
Вероятные связи пращуров  хеттов с Северным Причерноморьем и Балканами официозная наука старается тщательно замалчивать. А в свете анатолийской версии об исходе индоевропейцев северо-причерноморские истоки хеттов (гетов) игнорируются вовсе. Но тогда надо бы признавать индоевропейцами и хаттов.
Исследователь Рассел Грей и его аспирант Квентин Аткинсон, эволюционные биологи, работающие на факультете психологии Оклендского университета, применив современные методы вычислительной математики и прикладной статистики к большому массиву лингвистических данных, получили данные в пользу анатолийской — одной из двух (наряду с курганной) конкурирующих гипотез, относящихся к древнейшей истории индоевропейцев.
С целью определения начал индоевропейства Грей и Аткинсон выполнили статистический анализ родственных слов в 87 живых и мертвых индоевропейских языках (из примерно 150 известных), пользуясь лексикостатистической базой данных (по спискам Сводеша её создала Айсидор Дайен) и дополнительной информацией.
Полученные распределения указали на возраст праиндоевропейского языка в интервале от 8 до 10 тысячелетий (точнее, от 7800 до 9800 лет с медианой распределения на 8700 лет; 6,7 тыс. до н.э.). По мнению российского лингвиста-индоевропеолога Вячеслава Всеволодовича Иванова, опиравшегося на гипотезу американских геологов Райана и Питмена, стимулирующим толчком к этногенезу индоевропейских народов в указанный период стало резкое повышение уровня Чёрного моря в результате таяния Лаурентидского ледового щита, отражённое в мировой мифологии как Всемирный потоп) 
 Именно в это время от общего ствола отделились предки хеттов — народа, который создал в Малой Азии высокоразвитое государство (, на равных соперничавшее с Вавилоном и Египтом. Далее многие из лингвистических событий группируются около 5-7 тысячелетий, что может отчасти указывать на бурные события в истории народов, связанные с «Курганским вторжением». Это не противоречит и недавно полученным данным о появившейся в европейском «генном пуле» евразийцев в конце неолита примеси ближневосточных генов.
Сторонником анатолийской гипотезы является британский археолог Колин Ренфрю. Жёсткую критику анатолийской гипотезы высказывал его давний оппонент, редактор «Журнала индоевропейских исследований» Дж. П. Мэллори, точка зрения которого близка к «курганной гипотезе».
Некоторые лингвисты не согласны с отнесением хеттского (и других анатолийских языков) к индоевропейской семье. По их мнению, хеттский и праиндоевропейский языки соотносятся не как потомок и предок, а как две ветви, идущие от общего ствола. В этом случае обе теории, «анатолийская» и «курганная», оказываются вполне совместимыми друг с другом. Исследования в этом плане продолжаются.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Анатолийская_гипотеза

С образованием государств в округе Черного моря и Каспия обычно с связыавают возникновение международно-правовых отношений. Но при этом гипертрофируются классовые подходы, которые – понятно – нельзя игнорировать.
Рабовладельческие государства имели дело не только с окружавшими их отдельными племенами или непрочными племенными союзами, но и с другими государствами, отстаивавшими всей экономической и военной мощью интересы своих рабовладельцев. Прежний произвол, паривший в отношениях между рабовладельческим государством и его соседями, сменялся необходимостью принимать в расчёт интересы другого государства и его возможности. Начинает разграничиваться деятельность государств, имеющая непосредственное отношение к интересам других государств,— область внешней политики—и деятельность, охватывающая внутренние дела.
Всё более ясно проявляются взаимные противоречия хищнических интересов рабовладельческих государств, завязывается борьба между ними, происходят военные столкновения, становятся всё более изощрёнными попытки вмешаться во внутреннюю жизнь других государств (например, в вопросах престолонаследия) с тем, чтобы обеспечить интересы своих рабовладельцев. В этой связи растёт стремление государств оградить себя от таких попыток, отстоять своё право на управление всеми внутренними делами. В области внешних отношений складываются союзы отдельных государств, направленные против других государств. Появляются договорные отношения, основанные на признании тех или иных интересов договаривающихся государств или закрепляющие господство одних и подчинение других.
Уже в середине 3 тыс. до н. э. правители отдельных шумерских государств (там увеличивалось число северных наемников) переписывались между собой и обменивались дарами. В XXIII в. до н. э. был составлен (на эламском языке) первый из дошедших до нас международных договоров, заключённый между аккадским царём Нарамсином и мелкими правителями Элама. При III династии Ура правители Элама отправляли своих посланцев ко двору Ура, причём они получали по пути довольствие из шумеро-аккадского царского хозяйства. В старовавилонский период регулярно отправлялись посланцы и велась переписка между царями Ямхада, Мари, Ашшура, Вавилона и других государств Месопотамии. В некоторых случаях существовали и постоянные послы одного царя при дворе другого.
Уходившие от тотального северного (скифского) влияния ассирийцы делали ставку на тотальное развитие внешней торговли при защите своих торговцев государством. В связи с организацией ассирийцами сети торговых колоний, обычно на чужой государственной или племенной территории, обострялся ряд международно-правовых проблем .
При развитии институтов собственности - как общее правило, - житель одного государства не пользовался правовой защитой на территории другого. Даже член чужой общины в другой общине долгое время был неполноправным лицом (по-аккадски — убару). Это не очень смягчили даже законы Хаммурапи, частично заменившего обычное право отдельных общин. Но находясь в пределах другого государства, чужестранец не имел в нём никаких прав. Государство, к которому он принадлежал, считало, что его подданный в чужой стране должен сообразоваться с законами лишь своего государства. Но поскольку в большинстве случаев государство не могло фактически оказывать своим подданным правовой защиты на чужой территории, постольку иностранец обычно был совершенно бесправным. Это соответствовало низкому уровню международного обмена и в свою очередь затрудняло его развитие. Здесь иногда торжествовали отношения здравого смысла.
Дипломатическая переписка между государствами в большинстве случаев была личной перепиской между главами государств; а отношения между государствами принимали форму как бы личных отношений между парями (отчасти эта традиция дожила до нашего времени). В переписке между собой дружественные независимые цари называли друг друга «братьями», если положение их было равным. Наряду с этим существовали и зависимые цари, относившиеся к более крупным, как к «отцам» или «господам». О них говорилось, что они «идут за таким-то царём», для которого они были его «рабами». Было принято, чтобы равные между собой цари посылали друг другу время от времени ценные подарки — в особенности при вступлении получателя подарка на престол или при других важных для него событиях его царствования. Перед своими подданными парь нередко выдавал такие подарки за дань. Зависимые цари уплачивали настоящую, регулярную дань. Если дань не поступала, то это рассматривалось как мятеж, а если не присылались подарки, то это считалось способом выразить недружелюбное отношение к данному государству; поэтому обмен подарками играл важную роль в дипломатии того времени. 
Постепенно при дворах царей крупнейших государств накапливались целые дипломатические архивы. Так, известны архив египетских фараонов, найденный в Эль-Амарне, на месте столицы фараона Эхнатона, и архив хеттских царей, найденный в Хаттусе (Богазкёе). Документы в большинстве случаев были написаны клинописью по-аккадски. Хетты пользовались также своим, несийским языком, в особенности в переписке и договорах с государствами южной и западной части Малой Азии. В архивах хранилась не только переписка с независимыми державами, но и переписка с зависимыми государствами, входившими в область господства Египта и Хеттской державы, а также международные договоры.

Можно найти в этих архивах и следы контактов с северными народами и их властителями, что отчасти подтверждает память северян о походах на «Египетские страны». Память, отраженная десятками списков Сказания о Словене и Русе.


Рецензии