ЭМ Бессменный

     Летом 1955 года я проходил практику на эсминце "Бессменный". После ужина у нас не было занятий, и руководитель практики капитан 2-го ранга Загребельный, наш училищный преподаватель мореходной астрономии, предложил нам вечерами до вечернего чая (т.е. до 22 часов) походить на корабельной шлюпке-шестёрке по севастопольским бухтам. Желающих оказалось больше шести, и Загребельный поставил условие: кто назовёт по памяти как минимум десять севастопольских бухт, тот и войдёт в состав команды гребцов. Я всё-таки старый севастополец. Поднатужился и вспомнил двенадцать. С тех пор был на шлюпке постоянным гребцом.
    Это были сказочные вечера. Вечерний Севастополь с моря выглядит совершенно по-гриновски, как какой-нибудь Зурбаган или Лисс. Подсвеченные колонны Графской пристани отражаются в воде пляшущими светлыми полосками. Памятник Затопленным кораблям выделяется тёмным силуэтом на фоне огней Приморского бульвара. Аквариум светится изнутри голубым огнём, как прозрачная волшебная шкатулка. В глубине Артиллерийской бухты виден подсвеченный купол знакомого мне с детства цирка. Загребельный, сидя на кормовой банке рядом с рулевым, задаёт ему направление и рассказывает нам историю города, почему бухты называются так, а не иначе. С ним интересно. Он вообще интересный человек, очень живой, энергичный, с хорошим чувством юмора.
    Мы обошли тем летом на шлюпке если не все севастопольские бухты, то по крайней мере те, что находятся на внутреннем рейде, по эту сторону боновых заграждений. После возвращения на корабль обычная процедура: шлюпку поднимают на талях и оставляют висеть за бортом на шлюпбалках. Концы талей, за которые тянут всей командой, называются "ходовые лопари". После того, как их закрепили, длинные свободные концы лопарей нужно аккуратно свернуть в бухты. По традиции всей командой берутся за лопарь и растягивают его вдоль борта, стоя на некотором расстоянии друг от друга. Вместе поднимают его вверх над головой, и по команде "Раз, два, три!" на счёт "три" одновременно бросают на палубу. Возле кого-нибудь лопарь обязательно делает петлю. Вот ему и сворачивать лопарь в бухту.
 
     У кораблей, как у людей, бывают разные судьбы. У одного славная судьба, а у другого бесславный, грустный конец. Такой несчастливый конец пришёлся на долю красивого корабля, эскадренного миноносца "Бессменный".
     ЭМ "Бессменный" проекта 30-бис был построен в 1952 году на судостроительном заводе № 445 в г.Николаеве. Перед самым Новым 1953 годом на нём был поднят военно-морской флаг, и он вошёл в состав Черноморского флота. Так что когда я был на нём летом 1955 года, он был ещё, можно сказать, "с иголочки". В конце 1956 г. ещё вполне новый корабль был выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой. Тогдашний руководитель СССР Н.С.Хрущёв посчитал, что надводные артиллерийские корабли больше не нужны, а нужны только атомные подводные лодки с атомными ракетами. Вскоре однако выяснилось, что без эсминцев не обойтись, и в августе 1961 года ЭМ "Бессменный" был расконсервирован и снова введён в строй.
    После блистательного поражения арабов в Шестидневной войне против Израиля в 1967 году ЭМ "Бессменный" перебазировался в египетский порт Александрия для поддержки военно-морских сил Египта, а в июне 1968 года был безвозмездно передан арабским братьям и переименован ими в "Damietta". В 1969 году он участвовал в удачном артиллерийском налёте на израильскую военную базу на побережьи Синайского полуострова, в то время оккупированного Израилем. Операцию разработал и командовал ею советский военный советник капитан 1-го ранга В.И.Зуб. Насколько я понимаю, команда эсминца тоже была советская, потому что в своих воспоминаниях В.И.Зуб, при всей его политкорректности, не смог найти ни единого доброго слова для характеристики морального и профессионального уровня своих египетских коллег. Об уровне профессионального мастерства египетских военных можно в частности судить по воспоминаниям рядового советского солдата-зенитчика, обслуживавшего египетскую артиллерийскую батарею. Не связанный необходимостью соблюдать политес, он пишет о египетских артиллеристах, которых он пытался научить простейшим действиям: "Как об стенку горох!" Притом, что все они только что закончили Одесское военное училище (!).
     Нет сомнения, что корабль быстро пришёл в негодность после того, как с него ушли "советники". По крайней мере, информацию о боевом применении эсминца арабскими братьями мне найти не удалось. Через несколько лет после описываемых событий корабль "разоружили" (т.е., как я понимаю, попросту разграбили), и египетское командование продало его на слом.
     Эсминцы проекта 30-бис были удивительно красивыми кораблями. На фотографии не очень удачный ракурс (другой фотографии я не нашёл), поэтому я добавил чертёж общего вида эсминца. Посмотрите, какой он стройный, и создаёт впечатление стремительного движения даже когда неподвижен. Вот его краткие тактико-технические характеристики для тех, кто ими интересуется:
Длина 120,5м,
Ширина 12м,
Водоизмещение 3100т,
Максимальная скорость 36,6 узлов (68 км/час!!) ,
Экипаж 286 человек.


Рецензии
Уважаемый Юрий, заранее прошу прощение, за беспокойство. На этом эсминце в апреле мае 1968 года служил Савенко А.В. Он только сейчас, когда годы заставляют получать не зарплату, а пенсию, обратился в военкомат с просьбой оформить статус участника боевых действий. Все необходимые документы есть, нет только свидетелей (членов команды, служивших в апреле мае 1968 вместе с ним на корабле и оформивших такой статус). Как их найти? К сожалению он узнал, что командира корабля Маньшина И.М. уже нет в живых. Как и куда обратиться, чтобы найти кого-то, кто мог подтвердить его присутствие на корабле в указанные сроки. Наш Бердянский военкомат таких в городе и районе не нашел.моя почта mapa@berdyansk.net.ua С уважением Елена.

Елена Жук 2   13.04.2013 18:24     Заявить о нарушении
Уважаемая Елена! Очень хотел бы Вам помочь, но я демобилизовался в 1957 году, и с тех пор никакого отношения к военно-морскому флоту не имею. К тому же уже давно живу в Израиле, и совершенно не знаю нынешних российских бюрократических структур. По моему мнению, ваш Бердянский военкомат не должен ограничиться поисками сослуживцев Савенко А.В. только в городе и районе, а наверное имеет возможность сделать запрос в центральный архив ВМФ Минобороны РФ, где наверняка есть сведения о составе команды ЭМ "Бессменный" во время военных действий в Египте. Возможно, Вы сами сможете получить справку из этого архива, если пошлёте запрос по адресу:
188300, Ленинградская обл., г. Гатчина, Красноармейский пр-т, д. 2
Телефон 8 (813) 719-48-81, 719-44-76
От всей души желаю Вам успеха в этом деле. На всякий случай дублирую свой ответ к Вам в почту.
С уважением, Ю.Басин

Юрий Басин   13.04.2013 21:11   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.