Многодисковый вариатор-муфта на воздушном подшипни

В показанном на рисунке таком варианте подобных устройств предлагается применить воздушный подшипник. Здесь он сравнительно очень дешев. Стоимость такого подшипника скольжения на воздушной смазке, по сути, мало зависит от его размеров, а большая площадь скольжения на воздушной смазке - благоприятное условие для использования воздушных подшипников. Это решает довольно проблематичный технический вопрос о подшипниках качения большого диаметра, слишком дорого стоящих и слишком капризных в тех реальных условиях, для которых предназначены вариаторы.
 
Как я себе это представляю (не будучи знакомым с техникой воздушной смазки), здесь воздушный подшипник представляет собой просто узкий отрезок латунной трубы. В этой втулке просверлено множество отверстий. По внутреннему диаметру невращаемой втулки выполнена ленточная резьба, полые витки которой служат для подвода сжатого воздуха к отверстиям перфорации.
 
Перфорированная втулка изнутри шлифована для скольжения в ней на воздушной смазке промежуточного вращающегося  звена этого механизма. По наружному диаметру эта втулка всего лишь шлифована под запрессовку в звене не вращаемом. Оно представляет собой тоже всего лишь узкий отрезок  трубы, шлифованный изнутри под запрессовку в него упомянутой перфорированной втулки. Понятно, что  при массовом производстве, а не в опытных образцах, эту деталь, возможно, дешевле выполнять литой из чугуна.

На этой, не вращаемой детали есть штуцер для подсоединения к нему источника сжатого воздуха, всегда имеющегося в любой, даже самой мелкой мастерской.

Внешнее звено этого вариатора имеет какой-нибудь простейший механизм смещения, например, рычажный, типа "качающаяся плита". Можно, конечно же, использовать любой иной какой-нибудь простейший, покупной узел, предназначенный для смещения оси чего-либо. Например, применимо любого типа готовое, покупное устройство, используемое для натяжения ремня или цепи в передачах гибкой связью.

Конические диски фрикционной передачи мне представляются выполненными из круглых пластинок быстрорежущей стали. Заготовками служат отрезные пилы, имеющиеся в продаже во всех нам необходимых  размерах. Они требуют в основном лишь торцевого шлифования под конус. Чем тоньше такие конические диски, тем больше нагрузочная способность их фрикционного пятна контакта. Зависимость эта исключительно резкая. Материал таких заготовок, уже точных и прочных, позволяет выполнять для вариатора конусные диски очень аккуратно очень тонкими. Использовать менее дорогую сталь здесь вряд ли имеет смысл.
=========


Понятно, что вариант "с обратными (т.е. внутрь) конусами торцов фрикционных дисков" имеет свои весьма-весьма существенные достоинства и потому, пожалуй, почти везде будет предпочтительней.


Рецензии