Странные Марьюшки

Иногда можно услышать от собеседника или по радио от слушателей в передачах с обратной связью:
Россия - она ведь не только в Москве и Питере, она еще больше там , где жалейка плачет, и "седьмая вода на киселе" живет--доживает.

" Родина моя, родинка на моем запястье, где вена бьет. Сентиментальный, дурной, глупый, русский – так говорю...

...Каждый русский писатель хоть немного деревенщик, если он русский. Вся Россия – деревня, и чуть-чуть рассыпано провинциальных городов, и одинокий Санкт-Петербург. И заселенная нерусскими Москва. И опять – деревни. Как тут не стать деревенщиком, если в избах над вечным покоем в России живет больше людей, чем в трех европейских странах."
(З.Прилепин "Я пришел из России") 
Одна знакомая, сноха соседки по даче,  поделилась со мной своими мыслями,белка мы стояли в очереди за то белом в автолавке:
"В детстве я тоже жила в деревянном доме с огромным яблоневым и вишнёвым  садом. Кроме яблонь и вишен в саду были кусты малины, крыжовника, смородины и много грядок с овощами.
В саду, в теплое время я делала уроки.
На крыльце дома в дождь любила мечтать и сочинять  рассказы и стишки. А у дома под окнами росли золотые шары, там мы с сёстрами играли в куклы.
В лес ходили за грибами, на вырубку за ягодами через речку с огромным обрывом.
Там мы с братом и его друзьями ставили донки и ловили рыбу в местной речке. А зимой катались на лыжах, с пятого  класса мы занимались в лыжной секции. При этом постоянно участвовали в художественной самодеятельности, выезжали летом на поля и луга совхозные. Еще летом мы помогали деду убирать сено и полоть свеклу, морковь.
Когда не было работы по дому,
строили шалаши, удили рыбу, варили уху на костре в котелке.
А как мы гоняли на лошадях! Вот какое чудесное детство прошло в моей деревне и в моем родном доме!"
***
А мой рассказ от имени молодой современницы посвящен родственным связям и самоощущению людей в современной жизни, которые перекликаются с воспоминаниями о прошлом.
Моя героиня по профессии журналист, часто ездила по стране и в попутчиках оказывались простые, но интересные женщины, с необычной судьбой и своими взглядами на происходящее.
-- Сами мы  не часто навещаем близких и не совсем дальних родственников и не в одном большом селе под Рязанью, а еще под Питером в Ленинградской области,а еще и на южном Урале в 20 км от Челябинска, в Тюменской области, да не перечислишь всех, удивишься только, как раскидала жизнь нашу родню.-- Услышала она недавно и решила, что расскажет и о своих близких.

***
Очень я любила и до сих пор тянет ездить в гости к бабушкам и тетушкам дальним, троюродным.
Все между собой удивительно похожи,  и как раньше  в детстве моём, рады тихой радостью, когда в доме гости. Как в сказке, сначала в баньку с березовым веником, да чтобы у колодца водой окатиться.... Потом все расспросы. Потом!
С дороги предлагают "холодненького или горяченького", смотря в какую погоду приедешь.
А устала, спи сколько влезет, никто слова не скажет, хоть на светлой летней кухне  отдыхай на лежаке, знакомом с детства и покрытом бабушкиным самотканым покрывалом с причудливыми узорами, хоть на сеновале, где круглый год пахнет луговыми травами.
ПОЧЕМУ ТОЛЬКО ТАМ ?-- В деревне мои Марьюшки, как я называю тётушек и бабушек старшего поколения,  "Переднюю" в избе всегда содержат в порядке, кровати "убирают под БЕЛОЕ  покрывало С НАБИВНЫМ КРУЖЕВОМ, все по струнке" и не валяются на них, когда вздумается. Диванов у них в доме нет, обходятся стульями и лавками. Не хотят пока менять привычный уклад. Да и некогда им валяться на мягких диванах, всегда полно дел. А гости из города  теперь редко к ним наведываются, так и зачем тратиться на лишнюю мебель.

С виду МИЛЫЕ ЖЕНЩИНЫ, ДЛЯ КОГО-ТО  незаметные, пока не приглядишься, не пообщаешься, не посмотришь на их жизнь, вроде  бы простую, но всю по правилам неписаным принятую. Сразу  не поймешь, чем они живы, как не умаялись от постоянной работы то в поле, то дома.
Даже не могу сказать точно, какого цвета глаза у Марьюшки уральской или у тети Ариши из Подмосковья.

Утром посмотришь: синь в глазах озерная редкая  радостная , к обеду посветлеют  и будто выгорят на солнце, даже рыжие порой, или как в песне одной  поётся, "чайного цвета" , а вечером потемнеют и не видно цвета, только блеск в них усталый.
Сами они гостю в глаза стараются прямо не смотреть, вскользь так ласкают взглядом. Баба Поля тюменская еще скажет иной раз: "ты такая все же смелая и востроглазая, как в детстве, словно с вайтмАна спустилась иноземного, притуши-ка  лампочку, не слепи людей зазря, нету у них от тебя защиты".

Кожа  лица у них  загорелая, здоровая, на щеках непременно слегка зарумянилась, будто у молодок, будто только что под венец сходили, а морщинки видны только при ярком свете, когда смеются.

Протянешь  Марьюшке бусы янтарные в подарок - она заулыбается, уткнется, как ребенок, тебе в плечо, но не наденет их сразу. Скажет: " Ладно, на Петров день обновлю."
Странная... Положит их в шкатулку на старинном комоде в своей спаленке, да тут же достанет, поцелует и опять спрячет.

-Григорий-от не ездит больше на свои кулачки , остепенился уж?
-Не ездит,  спину сорвал, да и  не тренирует давно, советником работает в федерации.

А кулачки - это бокс, как вы догадываетесь.

- Чего ж сам не приедет, аль ноги тоже сорвал с Сонькой по заграницам мотатьси?- засмеётся беззвучно одними глазами.
-Бабуль, ну их, пусть живут как хотят, зато тебе от тети Лорочки смотри что: календарь с Эйфелевой башней, из Парижа, между прочим!
-Из Парижу?Так они ж все вроде в Марселье- шут его не запомнит- жили. Переехали?
-Бабуль, календарь из Парижа , а живут  в Марселе. Давай вот здесь, под часами, прикреплю.
-Ну его, пусть пока полежит в сенях, проветрится получше.
 
И вот  так  всегда - и рада, и досада, что живем не по-людски и имена "каки-то собачьи напридумывают", это она о Лорке- моей тете Лорелее.  А то еще Лайкой её  назовет. Не со зла, оговорится просто.

Да и не любят они, мои бабушки и тётушки, говорить много, больше слушают и головой кивают. Посмотришь, Марьюшка как колобок  в своем сарафане, пока пояс широкий или фартук не подвязала. А подвяжется , и талия на месте. Лифы носят тоже с широкими бретелями, все рельефы от этого подтянутые, фигуры ладные,осанки статные. Волосы  в косу собраны вокруг лица и спрятаны  под лёгкий светлый платок с узлом на затылке. Наряжаясь с утра, возьмет Марья да  пару узелков завяжет на ленте вокруг пояса, а то и целых пять, шепчет что-то и потом на талию  под кофтой "опояшет". Эти ленты носят под одеждой, не для красоты, по обычаю.
 
Наговаривает что ли на урожай, на хорошую погоду? Нет, скажет, чтобы тесто хорошее удалось и утки здоровые  вылупились из яиц.
 
А у самой и так в огороде все "прет", как на дрожжах. Любую ветку голую воткнет, и та цветет да плодоносит.
У соседей будет пустоцвет, а у нее -  огурцы ранние душистые. И сажает не под пленку, как дачники, а по старинке, в открытый грунт,и только до четырех листиков рассаду стеклом прямо в лунке прикрывает, а потом в ночь  лапником пихтовым до цветения.
Правда, гряды высокие на конском навозе, а большего секрета не знаю. И  что там она еще колдует - это её секреты.
 
-Марьюшка, тут к тебе гости !- Кричит соседка в открытые окна, - ты пошто на вертушку закрылась ? Тут робёночка привезли с грыжей.
-Это Агашка, что ль там кричит?
- Да, бабуль, Агаша. Там  ребеночка с грыжей привезли.
 
Сейчас поведет их в "темную", комнату без окон и лишних вещей, только маленькая этажерка для разных склянок и коробок с травами, восковыми свечками, стол да пара стульев,  будет грыжу при свече прикусывать...
-Ты , Рябуха , пойди - ка малины пока собери , смотри не ешь  с куста, рви прям с листом. После бани будем чай пить.
Рябуха - это с детства пошло, как я ветрянкой переболела, когда ходила вся в "мелкий бес" раскрашенная зеленкой.
 
Пошла Марьюшка детя "поднимать", очередную мамочку тоже подлечит от сглаза, говорят, что роженицы очень "глазливы".
Даст им потом соли в дорогу четверговой, да стебель сухой: то ли чертополох , то ли девясил.  А может, еще каких-нибудь травок посоветует на базаре купить, чтобы дома отвар принимали.
А денег не берет, говорит, что "силы не будет, если деньги за лечение брать",  болезнь не уйдет или сам зацепишь хворь, на себя перетянешь "Черноту" . Вот песочку сахарного на варенье не больше  килограмма , пряники медовые или ситцу на занавески в "темную" - это еще возьмет, будет кланяться многократно  в пояс, как будто всей жизнью гостям обязана.
Люди удивляются, затихают и "уходят по добру, поздорову".

А ещё у нас с Марьюшкой есть великая тайна. Как-то моя матушка проболталась, что она меня в младенчестве успокаивала на ночь и днём  настоем на коробочках мака, как ей одна моя нянька присоветовала, чтобы детя не плакало, заливаясь, и спало получше!
И мак россыпью зёрен я любила и люблю до сих пор просто до мурашек.
Но было в этом, как оказалось, не совсем благое.
В юности меня с 14 лет одолевали головные боли, мигрени. Да не один день, а три не могла свою голову от подушки оторвать! И вот рассказала я лет в 18-ть Марьюшке после того, как отболела гриппом с осложнениями на тройничный нерв ( ухо, горло, нос - были с того времени постоянной моей проблемой и правая сторона головы,лица ещё чаще страдала от болей)
Я  к ней  тогда приехала, еле волоча ноги,  пожаловалась после нашего с ней вечернего чая, как я увядаю во цвете лет ни за что --  ни про что. Она всплеснул руками, и побежала к образам, перекрестившись. Достала из киота бутылочку с церковным маслом,прошептала над ней что-то и помазала мне виски.
А потом три вечерних зари меня отчитывала, я была в полудреме, слов не разбирала, кроме Аллилуйя, Аллилуйя, слава тебе Боже. Скорее всего, читала Марья надо мной
90-ый псалом -- Живый в помощи...Полегчало, но Марьюшка велела никому про отчитку не сказывать и вообще про свои болячки помалкивать, а как надо, приезжать к ней, и почаще приезжать просто погостить!
Долго мы с ней говорили в те дни, про мою беспечную мамашу, Бог ей был не судья, оказывается, доверила годовалую детку, чужому нерадивому человеку, опаившему меня больше года опием,  про то, что этим самым  наградила она меня по незнанию болью хронической,но и это поправимо! Я спросила, надо ещё ли мне для лучшего эффекта воцерковиться? Марьюшка насупилась и буркнула: Милая, да как хочешь, ведь Бог то в душе живёт или нет его!
Велела она моей матери , прямо с моего телефона звонила, собственноручно сшить для меня оберег, записку подробную, как его делать и что читать над ним со мной, сказала, пришлёт. Я говорю, а почему ты мне не сделаешь такой оберег? Марьюшка погладила мою голову:Кто изурочил тебя, пусть тоже помогает. Мамаша моя Марью всегда  побаивалась, как никого и никогда! А Марьюшка любила всех, но была строга, если заслужили.
Так у меня появился омулет, сшитый маменькой в виде сердечка на шнурке, внутри с наполнением.Что внутри -- не скажу! Это секрет, чтобы его хранить, и оберег такой, чтобы пользу давал. Носила я его долго, сейчас лежит в шкатулке, иногда надеваю...

***
Или вот жила-била баба Стеша на смоленщине.
Там  вместо ЛЮБЛЮ говорят, "Ой как я его жалела,а он вишь, что удумал " , Ой как я тебя жалею, детятко мое ненаглядное".
До сих пор баба Стеша сама прядет шерсть.
Всё они - деревенские бабы сами делать, не ждут помощи родни и не просят , дрова пойдут пилить , потом колоть.
У большинства мужей давно уже нет, даже у молодых: кто на лесосплаве погиб, кто ещё как ушел, а кто утонул в реке холодной  с похмелья, а одного из моих дядек медведь-шатун затоптал, потому что пошел без ружья за грибами.
Гостям в дорогу бабушка носки или варежки  подарит обязательно, а то и шарф из тонкой овечьей шерсти.
Собачья тоже в дело идет, от лаек шерсть белая, мягкая - на стельки и пояса - "поддевки поясничные сгодится".
-Баб Стеш, руки -то не болят, когда  сама много прядешь?
-Да как не болят, вот смешная ты , ей богу....болят ночью, а днем все равно попрясть хочется.
-А лечишь суставы?
-Что? глуховата,я нынче, кого говоришь?
-Суставы лечишь?
-Так лечу , в бане и лечу,  распарю, лопухи когда привяжу. А то мазью. Мази у меня  свои , из ноготков на свином жиру. Уколов - то не признаю, таки от них шишки да синяки. Вот помню тетка твоя Груша  привезла,пинцелин что-ли, забывать стала чумная делаюсь (крестится, как староверы двуми перстами) когда опухла рука. Ну, я потом страдала.
-А от бани не опухает?
-Не-ет. От бани как оно опухнет, я же потом траву пью, а то и бражки жахну на праздник!
 
А внуки, сыновья чего только не привезут ей в ее светелку, даже мобильный телефон. Уже давно цивилизация в деревню пробралась, с вышек мобильных, а началось когда - то с радио-проводок) Раньше, ещё до войны из репродуктора  около правления слушали новости,
теперь информация резво раздается  в  пятистенке бабушек из транзисторного приемника.

Посмотрела бабуля, повертела в руках мобильный телефон.
- Да, ну его, я сама на почту схожу, закажу  разговор, а заболею, так соседка Матрена вам телеграмму отобьёт.
Что скажешь, правда, странные они, мои бабушки.
Так и лежит телефон в коробке ,на всякий случай ,если у гостей свой сломается, на заднем дворе ,  в сарае для дров.
А спроси, почему только там, не ответит. Улыбнется и переведет разговор на другое.
И транзистор унесла в сарай, телевизора вообще не признает, так и пылится в сарае.
Сами , мол, догадайтесь, почему там им всем место.
Белье  постельное только белое или в мелкий цветочек выберет, а "цветное, сильно пестро", не вернет, чтоб не  обиделись,  в комод уберет молчком. К весне, может фартуки невесткам нашить или занавески в баню, там их никто кроме своих не увидит.
Не по-людски спать на каких-то узорах нерусских, "не басурманы же". Лучше на белом спать, белое отразит, весь "плохой глаз" снимет, как и вода из колодца.
Так вот в чем смысл белого постельного белья? И халатов медицинских? - А то!
А я не знала. Заменю-ка я свой салатовый, в котором в больнице  работаю, когда беру интервью, на белый обязательно.

Диалект деревенский так заразителен, приезжаешь от них и еще несколько дней слышишь их речь, в ушах будто перезвон стоит.
Племянница моя все лето прожила на Урале, приехала - "поокивает", слова тянет, весь прабабкин лексикон привезла.

И еще думаешь, вот что для них власть... Что при красных без копейки практически, что при "триколоре" без рубля.
Как было все в деревне с огородов, с "базу", так и есть...
Целый день у них круговерть, зимой потише, но все равно работы полно: вяжут, шьют, прядут, даже половики ткут, кто из чего приноровился.
Наши из старых хлопчатобумажных рубашек приноровились, присылаемых городскими родственниками, крепких и надежных. Блинными зимними вечерами режут ленточки и ткут красивые коврики.
 
Покупают по сей день только  соль, спички,сахар"дорогой комочками", да керосин с автолавки. Бывает к празднику кулек конфет или пряников медовых, селедки из банок.

Вот родственники привезли что-то из ношеной одежды, дай им Бог здоровья.
Радуются ,конечно, но в глазах тоска, всегда пожалеют ,
"да что вот везли, руки обламывали, есть все у нас".
А тоска, потому что приехали гости на пару - тройку дней, ну может, на неделю. Иногда гости покос застанут - значит и помогут.
Но это не главное.
Всё начинается накануне твоего отъезда.
Соберут тебе в дорогу - только что в ночь испечённый пирогов, свежего варенья, солений разных,
яиц десятков восемь "с самого поста берегла, Колюшку с Олюшкой угостите",
солонины, петушка заречного в печке, леща вяленого, семечек тыквенных
"все-то мешочек кг на три".
Думаешь, " да е -мое"!
Сюда  с сумками, и опять не налегке...
И не всегда ведь на "своих колесах" едем, иногда общественным транспортом добираемся.
"Ба.. , да не надо так много , ну чего вот ты придумываешь..."
А она только свое знает:
- Да как это такое - не надо , ты помолчи-ка, как это от бабушки без гостинцев,
что внуки -то подумают? Что баба старая из ума уже выжила, заленилась?
- БАБУЛЬ, ЗАБОР -ТО НЕ УСПЕЛИ ТЕБЕ ВЕСЬ ПОДПРАВИТЬ, ты уж не обижайся.
-Да ну его, не завалится, а летом приедете, доделаете...А то и сама подстучу,чай ,не барыня какая.
- Точно - не барыня... а кто у нас барыня?
- Так Анна Ефимовна - покойница. Вот уж барыня была...Ты её помнишь? Маленькая была...
- Помню, с братишкой смородину ещё зеленой в её усадьбе оборвали, потом нас за волосы оттаскала.
- Да...как есть - ток командовала, белы руки не уродовала - она ж  из "энтих", коль за Сергуню нашего не пошла б, так и ...
Да, что таперь говОрить.
Зато вы нынче  на рыбалку сходили сколько раз! Вот где ещё так подышите свободно?
 
И то верно... 
Э-э, ДУМАЕШЬ, СКОРЕЕ РЕКИ УРАЛА ПОТЕКУТ ВСПЯТЬ, ЧЕМ НАША БАБУЛЯ
БУДЕТ НА ПЕЧКЕ СЕМЕЧКИ ЦЕЛЫЙ ДЕНЬ ЛУЗГАТЬ ИЛИ В КАРТЫ ИГРАТЬ с соседками.
Нет, не играет наша бабуля все дни напролёт в подкидного дурачка,
КАК НЕКОТОРЫЕ у них в поселке.
Наша ПОИГРАЕТ, НО НА СВЯТКИ, КОГДА ПОЛОЖЕНО. И ПОГАДАЕТ ДЕВЧАТАМ НА ВЫДАНЬЕ.
А ТАК , ВСЕ НАДО САМОЙ УСПЕТЬ...
А КАК ЖЕ, ВЕДЬ ЖАЛКО ВСЕХ. НЕ БАРЫНЯ.
НЕ ИЗ СТРАХА ПЕРЕД БОГОМ, ПРОСТО ЖАЛКО ,
ПОТОМУ ЧТО ТАК БЫЛО ЕЩЕ ДО НЕЕ,
И НАДЕЕТСЯ, ЧТО ТАК И БУДЕТ и ПОСЛЕ НЕЁ. МОЖЕТ, МНОГО ГОРДОСТИ,
МОЖЕТ, "ПЕРЕД ЛЮДЯМИ СТЫДНО",так и сама  СЧИТАЕТ .

РАНЬШЕ ВОТ  ЧТО?  "НА МИРУ И СМЕРТЬ КРАСНА".
А что теперь?
- Сейчас кто понаехали  городские -  строять, разом забором высоким всё обнесут, не достучишься. Да и что стучать-от ( это диалект такой, как и другие выражения из прямой речи - А.С.) , у всех своя свадьба.
 
А ТО ЧТО "БОЖИЙ ДАР" У НАШИХ БАБУШЕК ОСТАЛСЯ , МАЛО КТО ЗНАЕТ.
Правда иногда ученые нагрянут, песни записывают на диктофон, рецепты выпытывают.

А ДЛЯ ГОРОЖАН - ПРОСТЫХ ОБЫВАТЕЛЕЙ ВСЁ РАВНО, ДАР ЭТО СВЫШЕ У ДЕРЕВЕНСКИХ ИЛИ "ПРОСТО ЯИЧНИЦА УДАЛАСЬ".
 
 
Нам , современным да городским, отравленным рекламой гламурной, шоу разными по образу и подобию  заморскими, кажется, что вот все женщины такие  - нарисованные в фото-шопе красавицы и мамки их такие и бабушки, и все ,как эти куклы, тянутся к салонам ногтевой индустрии и фитнес-клубам, и самое лучшее развлечение для них кроме ночных клубов - это "шопинг" . Облазить всё от недорогих торговых лотков до бутиков из самой Европы, накупить по дисконтным картам, а потом нарядиться  - и по клубам закатить...
И ведь подумаешь иной раз, глядя на экран ТВ  - живут все в России от поездки до  поездки заграницу, дайвинг с рафтингом  чередуют по очереди.

Глупости! Проедешь по России, вон она, тянется от Калининграда до самого Дальнего Востока, поймаешь себя на мысли (не смотря на то, что знаешь официальную статистику : городское население выросло по отношению к сельскому и составляет около 60 % ),как же мозги наши  всем неживым рекламным, суетным затуманены.
  А люди не живут -  выживают.
Даже в 100 км от Москвы и Питера, от Екатеринбурга и, предположим ,от Новосибирска далеко не так живут, очень тяжело им живется, нашим соотечественникам.
Но они привыкли и не горюют.
Ну и пусть не так, как в рекламах "тайда" и зубной пасты "Колгейт" на голубом экране зубы сверкают и фигуры не точеные на тренажерах.
 
Все и всё гораздо проще, труднее, и надо сказать, гораздо  человечней.
Конечно , молодежь, насмотревшись телевизора , бежит в города, где "цивильно", а то и в саму столицу уезжают. Да никто и не против. Век великого переселения народов на дворе.
Но это немного другая история.

У многих россиян  есть в семье старшее поколение, часто оно  "позабытое-позаброшенное" раздражают своей вечной стариной, злятся на них родичи, что все никак  ролики дорогу молодежи не уступят, даже  свои дома не перестроят по-современному для той  молодежи.
Однажды слышала в электричке, как одна женщина лет 35-ти говорит:
"Старичье надоело , давно бы  дома с усадьбами продали, а старики-то  все живут и  живут, небо коптят, не себе - не людям."
А ведь старость - это единственная возможность жить долго, и все такими будем.

2010 г
Метки:РОССИЯ, РОДНЫЕ ПРОСТОРЫ, РУССКИЕ ОБЫЧАИ,РУССКИЙ ХАРАКТЕР, Деревенская магия,РУССКИЕ ДИАЛЕКТЫ,РУССКИЕ СКАЗЫ


Рецензии
Спасибо Захару Прилепину, как он вдохновил:-) и получился очень даже замечательный рассказ о наших русских корнях, родовых обычаях и духе народном

Мастерская Сценариста   15.09.2021 06:55     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.