Хлебосольный кузен

Я давно не был в Ереване: целых два года. Обычно я ездил туда хотя бы раз в год, а то и два. За это время много чего изменилось. Мой младший кузен, любитель международных вагонов, который хвастал коллекцией фирменных коньяков,  временно перебрался с супругой в квартиру своего старшего брата. И меня молодожёны принимали, как это говорится безо всякого преувелечения – во всеоружии. А, именно, они задались целью, как я это понял позднее, меня как следует угостить. Выражаясь высоким поэтическим языком – попотчивать. И это им, забегая вперёд, скажу – удалось на славу.
Всё началось, как и полагается, с обеда: первого, второго и десерта. Казалось, на этом можно было завершить, поскольку обед мне показался насыщенным, а, значит, я, да не сочтите это странным, чувствовал себя сытым. Однако, у моих родственничков был иной взгляд на положение вещей: обед только начинался. Или десерт имел столь длительное логическое продолжение. Я попытался сопротивляться, когда мне были предложены фрукты, сославшись на то, что уже наелся.
 – О чём ты! – услышал я в ответ. – Фрукты – это как раз то, что нужно в данной ситуации. – Кер хндзор, кнстцни. * –  Тоном знатока посоветовал мне кузен.
 – Что ж, подобный совет мне показался вполне разумным и я взял кусочек нарезанного плода, который некогда искусил наших беспечных пращуров. И, как выяснится впоследствии, не только их.
За яблоками последовали груши, сливы, абрикосы... персики. Бедному автору этого повествования ничего не оставалось, как принимать плоды гостеприимства, ощущая наростающую тяжесть в желудке. И каждый раз, безуспешно отбиваясь от подносимого рога изобилия, мне приходилось слышать это неизменное и сакральное: кнстцни. При этом кузен постоянно сопровождал это ключевое слово жестом рукой. Как бы развеивая окончательные сомнения в действии своего метода. Особенно это возымело своё действо, когда его супруга нарезала сочный апельсин... наперебой они стали заверять мне, что это уже точно – кнстцни.
Я с трудом сознающий, что происходящее со мной имеет место наяву или нет, всё же был успокоен временным затишьем, восприняв это как завершение трапезы. Однако, временное затишье было обманчивым, поскольку меня ожидал настоящий сюрприз: Армянский кофе с бисквитом, пирожными и всякого рода мучными, которые я бесспорно обязан был испробовать, хотя бы по одному кусочку. Всё это, естественно, подкреплялось изысканным жестом и не менее утончённым паролем к моему внутреннему миру. Кофе уже я пить не мог. Но, нет... – кнстцни, – услышал я заветное и, закрыв глаза, осушил чашечку, после чего, по просьбе супруги кузена, с трудом перевернул её и опустил на блюдечко.
Конечно же, необходимо оказаться в шкуре героя этого рассказа, в тот незабвенный для меня день, чтобы понять, что он испытывал в данной ситуации. Едва передвигая ноги, я направился в то место, которые некоторые, из деликатности, называют интеллектуальным кабинетом. Однако, на этом коротком отрезке пути возникли непреодолимые барьеры. В дверях кухни красовалась фигура моего кузена, который с невероятным наслаждением пил фирменный армянский апур, * из большой кружки. Белые струйки стекали по его губам. Выпив, он удовлетворённо вытер рукой рот и, повернул голову ко мне. Глаза его заблестели.
 – Нет, только не это! – пронеслось у меня в мыслях. Говорить я уже был не в состоянии. Из кухни мне весело улыбалась его супруга. Дело в том, что она готовила очередную порцию апура. Задорный огонёк в её глазах не остался без внимания. – Это кому?!. – лихорадочно завертелось в моей голове.
 – Будешь апур? – не столько спрашивая, сколько сам отвечая на вопрос, молвил кузен.
 – Конечно, будет, – подбодрила его супруга.
Я вынужден был издать звук и даже попытался отчаянно замахать руками. Куда там... Вдвоём они набросились на меня. Кузен бил себя в грудь, его супруга клялась соседским поросёнком, что если не сработает их знаменитое и всемогущее кнстцни, то  я могу требовать от них всё что пожелаю: любое блюдо – навеки...
Нет! Довольно. Я понял – не отвертеться. Да и обещания были весьма пылкими.
 – Вот сам увидишь, – подтвердила она, – только... выпить нужно залпом.
Я молитвенным взглядом посмотрел на своего кузена. Тот в нетерпении воскликнул: де хми, вор нстцни. И я в самом деле осушил кружку, как кубок, одним махом... Не знаю, по воле рока или ироничному стечению обстоятельств, как в некогда популярном фильме, но рядом со мной, точнее подо мной оказалось кресло. Единственное, что помню из пережитого, как я, не чувствуя своего тела, плюхнулся в него, находясь в состоянии словно меня к нему приклеили.
Передо мной стояли кузен с супругой, которые с возрастающим интересом к моей персоне, рассматривали меня, пытаясь понять что произошло.
 – Ну как? – прервал молчание кузен, глядя на меня в ожидании ответа.
 – Нстцрец, – единственное, что сумел выдохнуть я. А ведь и вправду, сработало.
Откровенно говоря, я не могу утверждать, что имели ввиду мои ереванские родственнички, когда усиленно заверяли меня по поводу своего метода пищеварения, и назвал ли я весь ассортимент предложенных мне яств и напитков, скорее всего, нет ясно было одно: всё, что делается от чистого сердца, с большой душой имеет в себе момент истины. По крайней мере, меня в этом убедил мой хлебосольный кузен.

* нестцни (арм.) - посадит, в смысле - поможет легко переварить.
кер хндзор, кнстцни - съешь яблоко, посадит.
нестецрец - посадил: игра слов, в данной ситуации


Рецензии
Вот это издевательство над организмом. ))))
Улыбнул Ваш рассказ.
С симпатией

Наталия Толмачёва   31.07.2009 20:31     Заявить о нарушении
конечно, здесь имеет место гипербола, но всё написано с натуры. рад познакомиться

Михаил Ананов   31.07.2009 20:35   Заявить о нарушении