Сказка-роман. ч. 7. не космосом единым
Что это мы все про Космос да Вселенную, про Рай и Ад рассуждаем? Уверяю вас, господа, что и на нашей планете все еще встречается немало интересного. Не всегда и не везде приятного, но, тем не менее, любопытного, а для особенно любознательных граждан – даже увлекательного. Одни вулканы чего стоят! А так называемые “черные курильщики” - перегретые растворы, поднимающиеся из земных недр на морском дне? А НЛО, а гейзеры и фумаролы – струи кипятка и перегретого пара, бьющие из-под земли в вулканических районах? Я уже даже и не говорю о таких чудесах природы, как землетрясения, торнадо, цунами, гигантские эвкалипты и утконосы, или, если угодно, Комодские драконы и ехидны. Да и люди порою встречаются довольно любопытные, можно даже сказать, интересные. О них-то и пойдет речь.
Живут такие интересные люди, как правило, плохо, зато – недолго. Окружающие их коллеги по работе, родные и близкие относятся к ним снисходительно, - дескать, жить не умеют! И не упустят случая указать на это, – мол, что из того, что ты такой умный? Почему же тогда бедный? Ученый не в меру? Стало быть, от наук – один вред. Проще надо быть, практичнее!
И еще кивнут на какого-нибудь преуспевающего родственника, знакомого или всем известного удачливого бизнесмена, либо уголовного авторитета (что, чаще всего, одно и то же).
- Вася-то никаких университетов не заканчивал, языков не знает, кроме матерного, а, зато, какая у него машина! А вилла! А секретарши да любовницы!
Если критикуемый окажется достаточно умным, пропустит он эти глупые и несправедливые слова мимо ушей, ибо сравнение с тем самым криминальным “Васей” может быть лестно разве что для уличной шпаны. Если же обратит внимание на подобные глупости, да еще и захочет оправдаться активными действиями, то мир теряет очередную личность, приобретая взамен неудачливого предпринимателя или нечто в том же духе.
Некоторые, правда, ухитряются вести двойную, тройную, а то и еще более сложную игру с окружающими врагами и доброжелателями, с самим собой и даже Господом Богом, не говоря уже о всякой нечисти, вроде упырей да вурдалаков. В любом обществе они выглядят “своими”, не принадлежа ни одной из социальных или еще каких-то групп. Если при этом у них хватает цинизма, хватки и умения вовремя склонить голову перед тем, кем нужно, карьера таким авантюристам обеспечена.
Во время своих бесконечных скитаний по миру наблюдал я представителей всех типов неудачников, нуворишей, карьеристов, но чаще всего – каких-то усредненных особей, о которых и вспомнить-то нечего.
И на мусорных свалках, и на полярных станциях встречались личности, которых у каждой пивной всегда не меньше дюжины, и светлые головы, до сих пор не обнаруженные в коридорах власти. А это, господа, едва ли не самый удивительный факт. Вы подумайте, в самом деле, как же можно, будучи круглыми болванами, ухитряться не только удерживаться много лет на ответственных постах, но еще и расти при этом вверх, дослуживаясь, порою, до должностей министров, а то и премьер-министров, а некоторые – даже до президентов? Кто бы мне объяснил, как известные политические деятели, не способные двух слов связать, получили в последние годы степени кандидатов и даже докторов наук?
Думаю же я по этому поводу вот что. Не ищите логического объяснения всем наблюдаемым чудесам природы и общества, ибо чудо есть категория веры. Стало быть, на все воля божья, что и требовалось доказать.
А доказывать иногда кое-кому приходится даже недоказуемое.
Хомяк, попытавшийся найти корни марксистско-ленинского учения о классовой борьбе и неизбежности победы коммунизма на всей планете в учениях Будды, Христа и Мухаммеда, сразу же почувствовал, что придется ему объять необъятное, а иначе не выкрутиться. Уж на что учен был имам, знал, наверное, имена и даты рождения тысяч ученых философов и богословов Востока, Коран у него от зубов отскакивал, но взялся старик за решение задачи явно не по своему уму. Искал он гносеологические корни философских мировоззрений древних мыслителей совсем не там, где нужно, а там, где хотелось бы их обнаружить. И приходилось понтифику факты за уши притягивать, подменами заниматься, а то и вовсе ссылаться на несуществующие высказывания великих реформаторов прошлых эпох. Совесть его, однако, была при этом чиста.
- Они, наши основоположники, много чего говорили, а думали еще больше, - здраво рассуждал старик, - просто не все сказанное (или обдуманное) ими дошло до нас. Так что, когда я говорю: “так сказал Спиноза”, или “так говорил Заратустра”, то вряд ли лгу или ошибаюсь. Сказать они много чего могли, да мало кто тогда понял из их учений, и, тем более, мало записал. Это только некоторым, вроде Наполеона, повезло в том, что в какой-то период их жизни каждое слово за ними записывали. А, что касается какого-нибудь Марка Аврелия или Сократа, не говоря уже о таких полумифических личностях, как Гильгамеш или Тарквиний Гордый, то им можно смело приписывать какие угодно мысли и высказывания: пес их знает, что они могли там наговорить!
О том, что люди древних эпох были гораздо умнее, чем можно предположить, читая некоторые исторические документы или высказывания никогда не существовавших Соломона, Самуила или Давида, и прочих мифических героев древности, Хомяк знал не понаслышке. Доводилось старику читать надписи, сохранившиеся на стенах погибших городов Римской империи – Помпеи и Геркуланума. Оказалось, что люди тогда не глупее нас с вами были, хоть и не знали, что такое Windows или Internet.
- Голосуйте за Вариния! – написано было на стене какого-то общественного здания в Помпеях, - все пьяницы, бандиты города и уличные девки голосуют за Вариния!
Коротко и ясно. Или, возьмем, к примеру, переписку постояльца с хозяином гостиницы:
- Хозяин, сочтемся?
- Охотно! Ты выпил “Цекубского” на 17 сестерциев;
- Совершенно верно!
- Еще 25 сестерциев за девочек!
- И это верно!
- Плюс к тому семь ассов (мелкая медная монета, примерно соответствующая копейке) за сено для твоего мула.
- Этот мул меня доконает!
И, заметьте, никаких вам “истинно говорю”, и других режущих ухо идиом. Говорили метко, красочно, часто – остроумно и лаконично, чего не скажешь о Ветхом и Новом Завете. Впрочем, ничего удивительного в этом нет. Выдуманные герои могли говорить только выдуманным языком, то есть слова их были тяжеловесны, мысли – скучными и неоригинальными.
Хомяк, таким образом, как бы реабилитировал основоположников трех мировых религиозных учений. Он вкладывал в их уста такие перлы, гиперболы, метафоры, парадигмы и поговорки, что никаким Вольтерам и Дидро не снилось, уж на что остроумные были энциклопедисты. При этом старик беспощадно обворовывал. Марка Твена, Пушкина, Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Михаила Булгакова, Алексея Николаевича Толстого и даже Михаила Жванецкого. Да что там Жванецкого – и Максима Горького не пощадил, старый сквалыжник и плагиатор. Со всех литераторов и их персонажей дань собрал великую, причем без всякого упоминания источников.
Зато книга получилась, скажем прямо, что надо. С ее страниц на нас смотрели уже не унылые личности, призывающие плюнуть на все и готовиться к смерти, а не в меру остроумные и жизнерадостные мудрецы, способные кого угодно поставить на место и пригвоздить к позорному столбу меткой фразой да острым словцом.
- Ай да Хомяк, ай да сукин сын, - восклицал наш фальсификатор, сочинив какую-нибудь особенно удачную фразу, – Будда мне теперь по гроб жизни должен благодарным быть, и меньше, чем ящиком коньяка, не отделается!
Получилось у него, что самыми первыми коммунистами были уже названный Будда, Марк Аврелий, Пророк Мухаммед, фараон Эхнатон, царица Нефертити, даже пророк Самуил, прославившийся своей жестокостью, а уж про Христа и говорить нечего – ему наш мифотворец даже партийный билет придумал за номером 1.
Во второй главе своего бессмертного трактата он окончательно обнаглел, закусил удила, вошел в раж и стал доказывать, что, собственно говоря, Маркс, Ленин и Юрий Владимирович есть не кто-нибудь, а очередные земные воплощения, соответственно, Гильгамеша, Будды и Христа. Себя хотел старик в реинкарнированного Магомета определить, да испугался, как бы его исламские фундаменталисты за подобные высказывания камнями при встрече не забросали.
Писал он, творил, лгал столь искусно, что, когда за третью главу своего талмуда принялся, сам себе уже верить начал.
Надо сказать, не всем его книга пришлась по душе, в том числе и Джахангиру.
- Очень своевременное произведение, товарищ Хомяк, - сказал он, прочитав сигнальный экземпляр книги “Первые коммунисты”, - но слишком уж тенденциозное! Не оскорбляете ли вы чувства верующих, коллега?
- Что ты, товарищ ваше превосходительство, - испугался старый служитель двух религиозных культов, - кого-кого, а паству обижать нельзя-с! А не то и моргнуть не успеешь, как эти олухи какие-нибудь межконфессиональные войны устроят – знаю я их, подлецов! Заметь, товарищ Джахангир, что все основоположники у меня нашли общий язык – не то, что их реальные последователи! А, поскольку меня до сих пор громом не поразило, в Ад не утащило, то можно сделать вывод, что и Бог эту работу также одобрил. Не больше и не меньше!
- Действительно, - пробормотал озадаченный Кощей, - как же сам до этого не додумался? По всей видимости, так оно и есть! Только, как я полагаю, негоже, чтобы книга была издана без предисловия какого-нибудь великого революционера, вождя нации, великого мудреца, - например, меня.
- Намек понял, товарищ ваше превосходительство, - весело воскликнул бывший фундаменталист, а ныне – серафим четвертого… или третьего класса, - сам напишешь, или только подпишешься?
- Я уж, как-нибудь, и сам с такой задачей справлюсь, - несколько обиделся президент-вождь.
- Все прогрессивное человечество планеты смотрит сейчас на кончик вашего пера! – сподхалимничал Хомяк, - дерзай, Джахангир!
И произошло чудо: такую бездарную чушь написал наш герой Смутного Времени во введении к замечательному философско-социально-фантастическому произведению, что после прочтения предисловия никто-никто книгу и читать не захотел.
Вот какие несуразности до сих пор случаются на нашей маленькой, но гордой планете. Не надо куда-нибудь в туманность Андромеды, или даже на Марс летать. И у нас всегда, или почти всегда, найдется какой-нибудь интересный сюжет. Надо только захотеть его увидеть, выхватив из бесконечной череды серых тоскливых событий нашего унылого быта.
Так что, хоть и говорят шарлатаны-астрологи, что звезды и планеты определяют наши судьбы, и что все-все давно предопределено заранее высшими космическими силами, не верьте этому, господа-товарищи. Какие там “звезды”, “планеты”, или, извините за выражение, “кометы”?! Плюньте вы в глаза этим гадалкам и мошенникам, и идите своей дорогой. Не Космосом единым жив человек – это даже ослу понятно. И, в конце концов, если уж на то пошло, все, как говорится, от Бога. В том числе и философские учения, в том числе и атеистические, и даже – революционные.
Поэтому, впадая в очередную ересь, вспомните все-таки о Всевышнем, ибо он-то вас никогда и не забывал. И еще одна к вам нижайшая просьба: не обижайте интересных людей, ибо их, ей-богу, совсем уж мало осталось: как говорил Паниковский, герой “Золотого теленка” Ильфа и Петрова, “уже сейчас нет, а скоро и совсем не будет”. Почитайте-ка лучше на сон грядущий книгу “Первые коммунисты” товарища Хомяка, или, на худой конец, “Сказку Господню” господ А.Ф. Торского и В.Т. Ариана, и многое вам станет ясно.
Жаль только, что эти бессмертные произведения до сих пор не поступили в продажу, потому что все еще не изданы. Вот такая незадача, а вы говорите “Космос”.
Но это, как говорится, вопрос времени… или денег. Ни того, ни другого, в наличие пока что нет.
Ну, и что же? Если “нет”, так будет! Пусть не у нас, пусть не сейчас, но – будет.
На этой оптимистической ноте временно расстанемся с вами, а то опять вызывают на совещание.
Свидетельство о публикации №209073100292