Старые вещи

Загадочное послевоенное поколение, что досталось ему? Разрушенная страна и радость Победы.   Понять, как они жили, сложно.   Какая ценность в старом комоде, источенном жучками, со следами клопов, старом выцветшем оранжевом  абажуре, ржавой никелированной кровати.  Сколько времени служили они?  Наверно, целую чью-то жизнь.   Уходили в вечность их хозяева, оставляя после себя лишь горькую память. Вещи бесследно исчезали на городской свалке. Чем жило это поколение?  Наверно, надеждой на светлое будущее.
В электричке было не так много народа. Дачный сезон только  начинался. Погода не располагала к огородным работам. Было  холодно.  Вне сезона, по вагонам ходили продавцы с мороженым, разными мелочами, газетами. Я купил газету, ехать два  часа, надо чем-то себя занять. Перелистал странички прессы, ничего для себя интересного не нашел. Положил газету рядом на сидение.
- Сейчас в газетах одна реклама и какие-нибудь пикантности из жизни Димы Билана, сказал сосед, сидевший напротив меня.
Про себя я подумал, какой продвинутый старичок. Шоу бизнесом интересуется, а на вид лет семьдесят с хорошим забегом, будет. В слух сказал:
 - Вы правы, реклама и раскрутка шоу бизнеса.
-Пожалуй,  и в наше время в газетах читать было нечего, разве, что рекламы не было. А, раскрутка была, только партийных секретарей. Хотя, сейчас об этой раскрутке не забывают, ответил мне мужчина.
Я отметил для себя, старичок либеральных взглядов.
- Вам моя тележка с коробкой не помешает,  у окна её поставлю,  а то коробейники туда сюда ходят по проходу. Коробочку с рассадой помидор на полке пристрою, спросил меня попутчик.
- Не помешает, конечно, ответил я.
- Я за рассаду переживаю, всю зиму с женой выращивали, двенадцать штук.   Подсветку сделал, у нас на Петроградской двор-колодец, какой уж там свет. Мы Валей, жену так у меня зовут, в этой комнатушке всю жизнь прожили. Меня из Питера эвакуировали, ещё мальчонкой в 1942году. Определили там, на месте к одной женщине, она ссыльная. Муж у неё каким-то большим партийным работником  был. Как врага народа, десять лет без права переписки дали. Мать у Вали учительницей музыки работала. Валя говорила, что до ссылки, известной  пианисткой мама была.  Мой отец на войне без вести пропал. Мы с Валей как брат и сестра жили. Сразу после войны у  тети Жени, так звали мать Вали, сердечный приступ случился. Она  до этого грудной жабой болела, а этот приступ не вынесла. Да переживала за мужа, все надеялась,  как узнала, что это за срок у него, вот,  случилось такое. Тетю Женю, там, в Казахстане и похоронили. Помещение, где мы жили, отобрали, оно служебное было. Я ещё до этого устроился на эвакуированный из Ленинграда завод. Шестнадцати лет не было, но взяли, понимали положение. Там, мастер Андреевичем, помню, его звали,  тоже из ссыльных,  выучил меня на токарном станке работать. После войны завод в Питер перевели. Андреевич помог нам с Валей переехать. Дом,  в котором мы с моим отцом до войны жили, разбомбили. Мать в этой бомбежке погибла. Хорошо комнатушку на Петроградской от завода дали. Да нам повезло, там мебель: три стула, стол и кровать железная остались. Потом мы с Валей расписались, она у меня с приданным была. Аккордеон дорогой от отца остался. Тетя Женя меня на нем играть научила, когда в Казахстане жили. Всё веселее  с музыкой. Квартира у нас на Петроградской большая.  Соседей много было, больше заводские. Жили дружно, по праздникам соберемся все вместе на кухне, такой стол закатим. Под аккордеон  танцы устраивали. Одна девушка так душевно пела, даже у меня слезы наворачивались. Валя меня  к ней ревновала, да пустое это всё.  Валюша, любила, когда я играл полечку. Жена   лучшей плясуньей была.  Не скажу, что хорошо уж так жили, работать приходилось много. Бывало и по две смены у станка простоишь, домой придешь с ног валишься. План, он и есть план. Валя индустриальный техникум закончила. У нас мастером устроилась работать. Мебель прикупили: платяной шкаф, диван, все необходимое было.  Сережка, сын родился у нас.  В ясельки, потом  в садик, на лето в пионерский лагерь. Так сынишку вырастили, он в военное училище пошел. Нам от завода участок выделили, дачу решили строить. Хлопот много, корчевать, валуны закапывать. Домик небольшой. Комната и веранда, думали, будут внуки, пойдем на пенсию, воспитывать внучат будем. Да оно вот, как вышло. Пришла власть другая. Завод никому не нужен оказался. Заводские помещения под коммерческие склады сдали. Мы то с Валюшей успели уйти на пенсию до этого развала. Попользоваться еще пенсией. Новая власть не жалует, не пенсия, одно название. Какие сбережения были, отобрали, на яхты олигархам не хватало.  Приходится на даче выращивать овощи, все подспорье какое. Правда, с перевозкой тяжело, на коляске много не возьмешь с собой. Да, силы уже не те. Думали Сережа помогать будет. Да, вот так получилось в этой проклятой Чечне  погиб. Да, мы люди привыкшие ко всему. Жена должна из больницы через три дня выписаться. Диабет у неё признали, немного подлечилась. Вместе на даче, всё легче будет. Я, смотрю, подъезжаем, пойду к выходу поближе, а то мою рассаду народ затолкает. Жалко же, Валентина так за ней следила. Всего вам доброго.
-Да я тоже здесь выхожу. Вам, удачного урожая, сказал я.
- Спасибо за пожелание.  Это, как погода, задумчиво сказал попутчик.
Мужчина прошел к выходу. Поезд остановился. Народ устремился на перрон. Я вышел на платформу. Старик с коляской  довольно далеко отошел от меня. Смотрю, он присел и держится за грудь. Очевидно, сердце у него прихватило,  я быстро подошел к попутчику.
-Вам плохо? Спросил я его.
-Боль такая сильная у меня за грудиной, ответил он.
  -Давайте, на скамеечку, только очень медленно, облокотитесь на  меня, я помог ему до неё добраться. Уложил на скамейке старика, вызвал скорую помощь. Прощупал пульс, он был слабого наполнения. Мужчина вынул из кармана клочок бумаги, пересиливая боль, тихим голосом сказал:
- Позвоните, пожалуйста, жене, меня увезут в больницу, рассада её погибнет, подержите растения до жены у себя, она так с ними возилась.
-Хорошо, вы не беспокойтесь, все будет хорошо,  незнакомец уже не слышал мой ответ. Он потерял сознание. Скорая приехала быстро.
-Похоже, инфаркт, дай бог до реанимации успеть довести, сказал врач скорой.
Я набрал номер телефона с клочка бумаги. Объяснил все его жене. Было уже достаточно поздно, к тому же суббота. Проблема возникла у женщины с выпиской. А время, как мне показалось, у её супруга оставалось совсем мало. Я спросил, в какой больнице она лежит. Женщина ответила. Тогда я попросил, чтобы она к телефону подозвала дежурного врача. Через минуту, я услышал знакомый голос, ответил:
-Лариса Ивановна, с больной надо решать сейчас.
-Это Вы, Сергей Иванович, но я же…, я перебил её.
- Это мой приказ, пока,  я у вас главный врач, возьмите мою машину, шофер еще должен быть на работе, дайте сестру в сопровождение, только быстрее, Лариса.
-А, там вы будете, это ваши родственники, спросила она.
- Нет не родственники, просто, хорошие люди, в понедельник я буду, мне доложите.
Что мне делать с рассадой, меня женщина  с цветами и шампанским ждет, а я с рассадой явлюсь, поймет, подумал про себя.
В понедельник Лариса Ивановна, доложила мне, что живым Вера Семеновна своего мужа застала. Он только к утру скончался от обширного проникающего инфаркта миокарда передней стенки.
Рассада томатов ещё неделю подрастала у меня в кабинете, свету ей хватало. Светило яркое весеннее солнышко. Я не забывал её поливать. Вера Семеновна зашла за ней после хлопот с похоронами мужа.
- Большое спасибо, Сергей Иванович.  Вам, за все… на глазах у женщины навернулись слезы.
-Это Вам, спасибо, всему вашему послевоенному поколению, за то, что подняли страну после войны.
Вера Семеновна, вышла из кабинета, тут же вернулась, но уже с аккордеоном.
- Это Вам, все, что ценное у меня осталось, сказала она, и поставила инструмент на мой стол.
-Не надо, Вера Семеновна, зачем так, я играть не умею, смущенно ответил ей.
- Мне он уже не нужен будет, а я хочу, чтобы инструмент остался в добрых руках, возразила женщина.
-Хорошо, подождите немного, ответил ей.
Вызвал врача по лечебной физкультуре.
-Надежда Анатольевна, вы, кажется, музыкальную школу у нас закончили,   если нам  под живую музыку проводить занятия с больными?
-Это интересное предложение, Сергей Иванович. Вы, имеете в виду, в сопровождении аккордеона?
Надежда Анатольевна,  загоревшимися глазами смотрела на великолепный инструмент.
- Я же школу по классу аккордеона кончила, это просто здорово, живая музыка, она  бальзам на душу больным.
- Надежда Анатольевна, у меня к Вам, просьба сыграйте нам сейчас полечку.
- Прямо сейчас? Переспросила она
- А почему бы и нет, вот инструмент попробуете, как звучит.

Звуки веселой польки наполнили кабинет главного врача больницы.  В распахнутое окно ворвалась далекая весна  Победы. Уходит в вечность послевоенное поколение, но остается память,  со слезами на глазах.  А, что старые вещи? Они исчезают вместе со своими хозяевами, когда больше никому не нужны.  Или продолжают жить, если дарят людям радость. Пока люди способны на доброту и любовь друг к другу, теплится ещё надежда на светлое будущее.    
 


Рецензии
Такой чудесный,дающий надежду рассказ!!!...Спасибо вам,Владимир,за добрые слова о поколении моих родителей.

Тамара Ващенко   28.12.2009 00:04     Заявить о нарушении
Спасибо, Тамара за рецензию. Мы вспоминаем это поколение слишком поздно…
С уважением В. Закревский

Владимир Закревский   04.01.2010 17:18   Заявить о нарушении