Двоюродный сын
1
Женщина поставила обе сетки, сбросила уставшего вида туфли, сняла теплый берет, смахнула остатки снега с дешевого пальто, подобрала выпавшее пенсионное удостоверение и поспешила в комнату.
-Ты где? - слова замерли в пустом воздухе, интонация продолжала звучать. На зов из кухни вышел рослый, светловолосый мужчина лет тридцати пяти-сорока в зеленом свитере и спортивках, похожий на тоскующего по свободному времени учителя математики.
- Опять свет везде жжёшь?! - вознегодовала женщина и заходила по квартире, нажимая на клавиши выключателей и со сдерживаемой обидой продолжая приговаривать :
- Я же тебе столько раз говорила, не приходи до темноты, хочешь, чтобы все соседи увидели, ключ заберу, что люди подумают, своим ключом какой-то мужик дверь открывает, тебя же уже видели, я всем говорю - племянник, пришёл холодильник передвинуть на место плиты.
- Но я ждал...- начал мужчина.
- Ждал он, я десять минут назад в магазин ушла, ждал, ты что не знаешь людей? Пойдут в домоуправление, а вы знаете, у Кузнецовой сын есть, да, каждый день помогает ей, сами видели, и что тогда, сколько тебе говорить, если откроется правда, мне же столько раз соцобеспечение долги гасило, а тут выясняется, что у Кузнецовой есть сын, как есть сын, в анкете же написано, что нет сына, близких родственников нет, есть, вы уж проверьте по архиву. Да, есть сын, но прописан в другом месте, у бабушки, ах вот она какая, мы ей навстречу пошли, такие деньги скостили, а она нас за нос водит. Хочешь, чтобы твою мать на старости лет в тюрьму посадили? Все вы любите вытирать об меня ноги, кормила, растила, а никакой помощи в ответ...
-Ладно, мам, успокойся.
-Когда уже ты женишься, почему ты ее в гости не зовешь, я же мать, как мне все надоело, ты хоть знаешь, какой счет пришел за свет, она хоть симпатичная, и где хоть работает. почему ты никогда мне ничего не рассказываешь, что я враг тебе?
- Не волнуйся, у меня что - так много было девушек?
-Откуда я знаю скольких ты от меня скрыл, если такая же как та Вика, которую ты приводил, и которая тебя бросила...
-Я сам ушёл
-...которая тебя бросила, я что не помню, как ты мучался, как она мне все нервы истрепала, как ты со мной ругался, видите ли, Виктория пьет зеленый чай и поэтому черный ей не заваривать. Я сразу поняла, имя выпендрежное и сама выпендривается, и родители, раз такое имя дали, и не жалей, где ж тебе бабу найти нормальную, одни вертихвостки кругом?!
-Но я ведь нашел уже.
- Ну так что ж вы прячетесь от меня полгода уже, что вы живете на два дома, она что у тебя с придурью?
- Мам, пойми, нам так удобнее, к тому же, живя иногда отдельно, мы не успеваем надоесть. Но она часто ночует у меня, вы просто не сталкивались.
- ...Да знаю я ваше надоесть. Такой парень, она что не видит, сейчас поедим, сходим в домоуправление, успеем еще, ты поднимешься, возьмешь справку о долгах, я подожду, куда мне на третий этаж с инвалидностью, потом я в соцобеспечение, только не вздумай если спросят сказать, скажи, что ты двоюродный брат, а я сама не могу прийти, потому что болею, понял? А потом я в собес. Ты понял?
- Понял, понял.
- А эта твоя Леночка, права я оказалась? Права, стоило этому волосатому, как его, на машине ее подвезти, сразу тебя бросила, сколько вы мне нервов истрепали. А твоя Маша с двумя детьми, там по фотографии было видно, что за птица. Ну а эта твоя теперяшняя, где она хоть работает? Что ты умолк?
- Не волнуйся, работает на госслужбе, прости, но ты сразу же пойдешь туда на нее посмотреть.
- Я? Не подумаю, это пусть она на меня смотрит, что это я за ней буду бегать?
- Не пойдешь? И не будешь звонить, если я дам номер "чтобы ты не волновалась, потому что я задерживаюсь, хотя обещал заехать"?
- И не подумаю.
- Но ты же не станешь спорить, что после того, как я потерял свою записную книжку, все телефоны и адреса друзей я переписывал из твоей.
- Ну а мало ли что случится, я же на всякий случай, вот когда у тебя будет сын, ты поймешь, что это такое - все время волноваться, жаль, что отец не работал над тобой, ладно, доставай суп, ставь чайник.
- А я уже поел.
- Ну тогда и я не буду, одевайся, так, где мой паспорт, пойдем уже, это хорошо, что я при обмене паспортов сказала, что потеряла старый, а они и не стали проверять, есть ли у меня сын, нет ли, а если б я не додумалась, не копайся, куда же я его положила, ты что ли взял, нет, а где же он, только что там лежал, на столе, а , точно, там и лежит, ну все, пошли.
2
До закрытия нужного отдела оставался час и пятнадцать минут. Скромно одетые бабули, их было семь, тихо сидели на обитых какой-то недорогой тканью стульях в коридоре перед приемной и осторожно разглядывали наряды прогуливающихся из кабинета в кабинет ухоженных женщин с папками. Со стороны выглядело: здесь богатые помогают бедным.
В среднем принимали одного человека в полчаса. Наталья Емельяновна пока была последней. С удивлением она наблюдала, как вначале с какими-то бумагами в кабинет заходит одна бабуся, а выходит через время совсем другая. Соседка пояснила, там три приемщицы, к той, что освободилась и попадаешь. А иногда кофе начнут пить и так долго, зато потом сразу троих берут.
Дошла очередь и до нее, справки, паспорт, пенсионное - эти документы Кузнецова всю дорогу придерживала рукой в левом кармане, в другом был кошелек.
- Копию паспорта сделали? - спросила молодая девушка за столиком.
- Какую копию?
-Там, где ваша прописка и еще, где персональный код и фотография,- в глазах девушки читалось эдакое вежливое удивление.
- А мне никто и не говорил, и что я сейчас пойду эти копии делать?
- У нас очень дорого, я попрошу, может бесплатно сделают, - подбодрила девушка и умчалась в соседний кабинет, создав легкую волну воздуха. Длинная синяя юбка без разрезов, темные туфельки, ничего вызывающего в одежде, светлая блузка, тоже без выреза. Девушка начинала нравиться - не погнала за ксерокопиями. Стучит ножками, возвращается.
- Нет, знаете, наш ксерокс не работает, кончился порошок в картридже, но выше этажом турфирма, там делают,- аккуратные,строгие брови, спокойные большие глаза.
- Так что? Я теперь должна на третий этаж идти, о, господи...
- Ничего, посидите, я сейчас.
Все-таки есть разрез в юбке, сзади, нельзя сказать, что большой, но и не маленький. Скорее большой, чем маленький, но ближе к среднему.
- Вот ваши копии, но мне пришлось заплатить.
Как она быстро вернулась. Эх, молодость.
- Милочка, у меня разменных нет.- Кузнецова стала рыться в карманах пальто.
-Хорошо, давайте, я поменяю,- девушка ловко взяла протянутую бумажку, положила на стол и стала искать свой кошелек.
- Да в сумочке он, вы же его только что туда положили. Я и то помню,- назидательно сказала бабуля в берете.
-Ой, а я и забыла, - девушка вынула из сумки зонт, удивленно пошарила внутри, поглядела на Кузнецову.
- Да вон он, в зонте застрял,-кивнула та.
- В зонте?
Девушка повернула зонт в руке, из него на стол выпал раскрывшийся кошелек, в разные углы комнаты покатилась мелочь, вылетел календарик с собаками, какая-то кредитка и фотография пять на шесть. Наталья Емельяновна ее сразу узнала и сняла берет. Это была та самая фотка Вадика для медосмотра, печать поставили так, что под ней оказалась половина лица. Эта же была без печати. Мать некоторое время раздумывала, как могла оказаться карточка сына у какой-то незнакомой женщины, и наконец, поняла.
- Вот, выпала у вас,- протянула она фото девушке, аккуратная прическа, длинные темные волосы.
- Спасибо, у меня все повылетало,- засмеялась инспектор соцобеспечения, бережно взяв карточку.
- Хорош, хорош,- хитро подмигнула бабка.
- Мне тоже нравится. Вот ваши деньги,- кошелек был укомплектован и, видимо, уже снова вложен в зонт. а Кузнецова еще секунд десять глядела куда-то сквозь стену, кофейник на столе, потом очнулась, взяла сдачу. Русакова Надежда, значилось на визитке, приколотой к блузке девушки.
- Итак, давайте заполним анкету, время уже к пяти, так что вы извините, писать буду я это быстрее, вы только распишетесь,- молодая сотрудница зашуршала бумагами.
- Фамилия, имя.
- Кузнецова Наталья.
-Ну вот, с такой фамилией сегодня уже двое были. И я одного знаю..ну, неважно.Год рождения?
- Сорок второй.
- Адрес?
- Пушкина три, сто пятнадцать.
-Место работы, ах да, пенсионерка. Близкие родственники, дочь, сын?
Лицо посетительницы странно переменилось, будто внутри шла какая-то борьба - ресницы хлопали , губы сжимались, руки теребили одна другую.
- Что с вами?
-А, ничего, устала за день, да и слышу плохо.
- Могу повторить. Сын есть у вас или дочь?
- Сын семидесятого года, Кузнецов Вадим Викторович,-выдохнула старушка, руки успокоились, глаза смотрели ровно.
- Проживает с вами? - испуг на секунду, затем растерянность.
- Да, но прописан в другом месте.
-Хорошо, остальное я сама заполню по документам.Распишитесь. До свидания. Решение об оказании помощи придет по почте. Всего хорошего.
Мокрый снег хлюпал под ногами, мешал идти. Небо поблекло, зажгли фонари. Остатки дневного света как бы спрашивали у прохожих - где спрятаться от темноты. Трамвай огибал полицейское управление, автобус ждал зеленого, люди, кутаясь и поднимая воротники, куда-то деловито бежали, ветер заваливал рекламный щит. И только какая-то бабка в заношенном, когда-то синем пальто покорно и неторопливо брела себе по улице, не обращая внимания на непогоду и что-то тихо бормоча.
2004 г.
Свидетельство о публикации №209073100888
Только мне кажется, это незаконченное произведение. Оно определенно должно иметь продолжение;)
Анетта Сочиняйкина 24.06.2013 23:27 Заявить о нарушении
Ваши рассказы необычные. Они очень эмоциональные, очень … чувство- и мыслепритягивающие. То есть заставляют задуматься и почувствовать. Вроде все просто. Стечение обстоятельств заставило героиню отыскать старенький отцовский фоток. И тут все начинается)
Немного обидно, что человеку нужен волшебный предмет, чтобы понять настоящую суть окружающих людей и явлений. А без такого предмета мы обречены постоянно ошибаться в выборе, отношениях)
Замечательная работа, как и все, что я у Вас читала.
Анетта Сочиняйкина 24.06.2013 23:33 Заявить о нарушении
Я этого заслуживаю.
Дюмьен Моруа 25.06.2013 00:38 Заявить о нарушении
Кроме прочего она читала мои работы (другие, не те, что на Прозе) и писала на них приятные отзывы. А потом попросила почитать ее произведение, высказать свое мнение. Добавила, что находится в творческом кризисе и не знает, как быть дальше. Тема работы была не моя, я вежливо сказала, что не разбираюсь в этом фэндоме. Девушка же ответила, что так даже лучше. Объективная оценка.
Я знаю, как важно именно внимательное прочтение и реальная правдивая оценка, мне было реально стыдно отмахнуться, сказать, что читала и все супер. Просто мы с ней не профессионалы и до супер нам далеко. А автор так тщательно сидел над каждой фразой, что было видно, с какой серьезностью она относится к своему творчеству. Поэтому я прочитала внимательно. И поняла, почему дальше не пишется.
Работа неплохая. Но у автора был кризис, и почему он случился, было ясно из самой работы. Я похвалила ее талант и способности, фантазию, склонность к описаниям (которые лично я избегаю, так как не умею), а потом мягко указала на несколько ошибок, и как можно вырулить ситуацию. Результат оказался невероятным. В общем, я разбила сердце автора, и меня тут же удалили изо всех списков. Она после подтвердила мои подозрения, что хотела, чтобы ее похвалили. А в критике она не нуждается.
Я хотела, как лучше, хотела помочь выйти автору из кризиса, предложила путь. Если бы мою хоть одну работу так внимательно проработали, я была бы рада.
В общем, больше никаких разборов полетов) Никогда!
Анетта Сочиняйкина 25.06.2013 07:20 Заявить о нарушении
Так что, я в теме. Вам бы тоже пройти через критику. Но на филологии этим не занимаются. Я благодарен всем, кто меня ругал. А здесь прям песочница какая-то. Жил бы я в Москве, каждый бы вторник шлялся бы на обсуждалки. Вот где нормальная креативная атмосфера. Никто не боится говорить правду. А в сети почти каждый не хочет ее слышать. Так что, велкам, май дарлинг)) Я уже битый.
Дюмьен Моруа 25.06.2013 13:04 Заявить о нарушении
А насчет критики. Можно указать на неправильные конструкции, где-то нелогичность или провисание сюжета (у меня точно есть это, надо будет на досуге перекроить романчик). Но оценить чужое творчество можно только субъективно: нравится или нет. Нравится в целом, но есть некоторые претензии. Или наоборот, придраться не к чему, но все равно не нравится. Вот я с детства терпеть не могу Дюма) Хотя сюжету у него неплохие, я люблю историю, но … я не выношу его многословность, его полярность по отношению к персонажам (или ангел или демон) и проч. Но Дюма не стал от этого менее известным и популярным, только потому что я его не люблю.
При том, что я не умею критиковать, могу лишь где-то заметить некоторый ляп, я спокойно отношусь к критике своих работ. Я уже писала, что они существуют отдельно от меня. Я их люблю. Но это лишь мои сочинения. Да, они отражают мои способности, мировоззрения. Но тем не менее мои работы – это не я сама) А поэтому мне не обидно. Я всегда прислушиваюсь к критике и анализирую ее.
Тот роман, который я … немного покритиковала. Автор очень быстро раскрыла все карты, сдружила героев и не дала ни малейшего намека на конфликт, проблему. Сплошной флафф на протяжении 100 страниц. Поэтому она и не знала, что писать дальше. Я предложила ей разбавить идиллию, добавить интересного, а не картонного злодея –антагониста. В общем, добавить в роман хотя бы намек на сюжет)) Зря я это сделала. Ее просто давно не хвалили, а тут я со своими придирками))
Ух-ты, сколько я написала!
Ладно, буду по возможности объективной. И Вы тоже, если что, ругайте) Я нормально реагирую) Мне даже нравится, значит, зацепило)
П.С. На Прозе даже намек на отсутствие восторгов воспринимается как личное оскорбление. Это так странно, вроде, взрослые люди, должны быть адекватными. Но не тут-то было. Поэтому лучше их не трогать)
Анетта Сочиняйкина 25.06.2013 13:39 Заявить о нарушении
Да, часто, очень часто целью творчества является желание получить похвалу. И это нормально. В жизни нас не так уж часто хвалють. А хочется, штоб почаще. Но это надо заслужить. На задних лапках побегать. Попрыгать зайчиком))
Вот! Сразу чувствуется, что говорю с чеком образованным. Вот именно - нельзя сразу раскрывать все карты, инфу надо выдавать по чайной ложечке, как микстуру от кашля. Проблематика обязательна. Кнфликт тоже обязателен. А то неинтересно. Прауда, ежли стилистически навыкрутасить,.. см. мой последний техст, то можно и переварить. Я ведь там пишу ни о чем. Сюжета нет, есть выпендреж, игра словами. Кого-то она будет раздражать.
Идиллию надо разрушать. Чтобы удерживалось внимание, надо чередовать горячее с холодным, неудачи и взлеты. Картонные злодеи меня тоже слегка бесят. В них нет неожиданности, они предсказуемы. А вещь торкнет лишь тогда, когда ты не ожидал, что будет именно такой поворот. Сильно положительные герои тоже бесято. Хотя, я и сам ими грешу.
Здесь вот что происходит: вместо того, чтобы добиться восторгов естественным, но сложным путем - применить талант, усердие, народ идет по более легкому - льстит всем подряд, врет на каждом шагу. Плюс покупает оценкой для рейтинга. И психика большинства замещает этим обманом желание признания.
Но в конце концов интересные и не самовлюбленные люди находят друг друга даже здесь. И это радует.
Дюмьен Моруа 25.06.2013 14:09 Заявить о нарушении