Слезинка Часть 1

                Часть 1


    " В тот год нам не разрешили взять с собой за границу трехлетнюю дочь. Не положено всей семьей выезжать и всё. И объясни это маленькому человечку, если мы, большие, этого не можем понять!  Хотелось послать все эти наши надуманные идиотами порядки, да и всю нашу горяче любимую заботливую страну Советов по нескольким хорошо известным всем адресам, и оптом, и в розницу. Правда, от этого вряд ли бы что изменилось! Вот уж действительно, тушкой или чучелом – без разницы, лишь бы подальше… Но это сейчас такая реакция, через призму прошедших лет и событий, а тогда…тогда молчали себе в тряпочку и не кукарекали, благодарно улыбаясь.

    Мы растерянно переживали бурю противоречивых чувств и не знали как правильно поступить:очень уж не хотелось оставлять малышку  в Городе без настоящего лета,без моря. Может тогда и нам не нужна  эта "ихняя заграница" и никому  никуда не следует ехать? Чего мы там не видели? Ну,конечно,ничего не видели…увы. Да и столько нервов, опять же, уйдет на оформление, столько всяких бумаг нужно собрать, собеседований пройти, парткомы, профкомы, коллективы, поручительства, обязательства, райкомы, обкомы,спецкомиссии всякие, а загранпаспорт получить - это вообще отдельная песня! Да ещё цена путевки - до Луны дешевле!А еще валютную мощь государства разрешалось подорвать, обменяв у него зеленых аж на тридцать целковых, т.е. около сотни баков на троих! И это - на две недели! В общем, заботилась наша страна о нас.Где надо и где не надо.Разве можно было не ценить такую заботу? И ценили…На каждой кухне. Особенно под рюмку.   Ну да это совсем другая история!

    Но ведь человек так устроен: больше всего хочется именно того ,что невозможно  или трудно достичь. Конечно же, нам очень хотелось поехать! А с другой стороны, мы еще не засунули голову в этот механизм унижения и легко могли изменить планы.  Время еще позволяло попытаться решить что нам делать и как быть с Лёшиком. На самом деле дочь зовут Юля, но как-то так сложилось у нас, что в семье мы  больше любили использовать различные производные от имен, так уж повелось и всем нравилось, во всяком случае никто этому не сопротивлялся.

     На удачу выяснилось ,что наша близкая родственница из Новгорода как раз в этот период собирается ехать на родину, на Кубань с посещением всех наших многочисленных родичей. Женщина она была решительная, крепкая ,чуть за сорок. Мысль взять ребенка с собой пришла в голову ей. Поскольку они с Лешей неплохо ладили друг с другом, то мы, естественно,  тоже были не против. Дело было за малым – за согласием  Лёшки. А вот здесь, как говорится, могли быть нюансы …

      Юля была самым обыкновенным трехлетним ребёнком, с красивыми очень длинными темными волосами и большими карими глазами, всегда печальными и по-взрослому глубокими. Причём длинные волосы – был её пунктик. Она  категорически отказывалась от предложений и просьб подстричься, полная решимости терпеть муки ежедневного ухода за  волосами, стойко перенося периодические упреки сестры, мамы и бабушки, на которых и лежала эта забота. Она была очень общительна, обладала очень хорошей памятью, на  многие вещи имела  собственное мнение.Отличительной чертой её была серьезная неспешность ответов на ,казалось бы , простые вопросы познавательно-логического характера. Зато полученный ответ всегда отличался недетской глубиной и неожиданной обстоятельностью. Попытки же давить на неё,торопить  или ругать, приводили к обратному результату -  она замыкалась и потом требовались определенные усилия для наведения мостов.

     ...Время  шло .Наше оформление всё-таки приближалось к завершению, несмотря на зубной скрежет очередной разрешительной ступени, которую ,казалось, нам не преодолеть никогда.При жизни.Мы сроднились с постоянным чувством вины перед всеми  этими инстанциями ,комиссиями – еще бы, ведь мы причиняли им массу беспокойства, они жутко мучились, занимаясь нами ,маринуя нас в очередях, коридорах, на лестницах различных  учреждений, задавая нам глупые вопросы и выслушивая наши еще более глупые ответы. Мы были плохими актерами в их пьесе и создавали им массу проблем. Неудивительно ,что они нас так презирали и ненавидели!

      Ну, а дома мы старались подогревать у Леши интерес к предстоящей поездке , фальшиво ей завидуя и воодушевляя ожидающими её красотами и вкуснотами. Она спокойно и радостно играла для нас желание и согласие  ехать, очевидно интуитивно чувствуя  и давая нам то, чего мы от неё ждали. Но в самой глубине её глаз было что-то , какая-то тоска что ли, какое-то беспокойство или обида даже. Видимо, она всё-таки чувствовала и понимала  больше, чем мы считали...
 
      За день до их отъезда, а уезжали они  немного раньше нас, мне захотелось поговорить с ней по душам, снять напряжение и внутреннее беспокойство. И у нее, и у себя. Конечно, если получится…

      В детской комнате был легкий сумрак. Всё было по-предотъездному завалено игрушками и вещами. Я сел на пол, а она села мне на ногу, и, будто чувствуя серьезность и важность момента  и словно желая хоть чем-нибудь мне помочь, прижалась ко мне, замерла и прерывисто глубоко вздохнула …Такая маленькая…такая худенькая…и такая беззащитная …Я замер и не мог начать говорить, только чувствовал как быстро стучит её сердечко…Щекой я чувствовал влажную гладкость её лба, а её волосы слегка касались моей шеи и было щекотно…После буйных игр она была немного растрепана и напоминала взъерошенного воробышка…Мы молчали, успокаиваясь и как-то по другому ощущая друг друга.
- Понимаешь Лёшик, - начал я ,еще не чувствуя правильной тональности разговора и замолчал , пытаясь найти нужные сейчас слова.  И вдруг, повинуясь какому-то импульсу, я стал ей рассказывать обо всём, что нас беспокоило в последние месяцы, про нашу поездку и почему мы едем без нее…Я говорил с ней как с равным себе, всё понимающим собеседником.  Я убеждал её, да и себя заодно, что так надо и так будет лучше.-…ты увидишь ,какие там красивые и высокие горы! И там очень тепло, много фруктов. К тому же,все тебя очень ждут!

 Она слушала очень внимательно и отрешенно, не перебивая , думая о чем-то своём. Её пальцы машинально теребили пуговицу на моей рубашке. Я замолчал и ожидал её реакции.
- А потом?- после паузы спросила она тихо, не поднимая головы и продолжая мучить мою пуговицу.
-Что потом?- растерялся я.
-Ну,потом вы меня заберёте?-так же тихо повторила она вопрос.
-Конечно! Мы вернемся раньше Вас и будем ждать, когда Вы приедете в Новгород. А как же иначе,малыш?
- Ты приедешь за мной в Новгород?- уточнила она, очевидно имея в виду что-то своё.
- Обязательно приеду. Как же мы без тебя будем? Ты что?
-Правда? Вы меня не оставите там …навсегда?-наконец задала она главный свой вопрос дрогнувшим голосом , испытующе и с тревогой посмотрев мне в глаза. Я почувствовал как сердце будто сбилось с ритма, меня бросило и в жар и в холод одновременно.
-Да чтоб мне провалится на этом месте!-еще по инерции пошутил я, но она, вопреки обыкновению, даже не улыбнулась.-Сразу же приеду и заберу тебя домой. Обещаю тебе!-заторопился я, но почувствовав, что слишком суетливо это произнес, замолчал, недовольный собой.

     Она сосредоточенно наматывала на палец кончики своих длиннющих волос, молчала и размышляла. Я гладил её по спине и ждал не мешая, с беспокойством пытаясь предугадать какие еще страхи могут жить в этом маленьком человечке. Так мы просидели несколько минут.
-Ладно…Тогда я поеду на Кубань,-очень тихо,как эхо, произнесла она со вздохом и посмотрела мне в глаза.  И  вдруг  дрогнули губы и горестный непроизвольный всхлип на вздохе предательски вырвался у нее из груди, а из глаз покатились две слезинки. Она не собиралась плакать, это произошло непроизвольно. Как и я, она  не ожидала этого и испугалась.Поэтому, будто извиняясь, прижалась ко мне, уткнувшись в шею. Я замер, у меня  перехватило горло и  я молчал, боясь словами расстроить её ещё  больше. Так мы и сидели обнявшись и прижавшись друг к другу, и было непонятно кто кого успокаивал…

    Через какое-то время мы, уже успокоившись,  обсуждали что-то веселое. Она улыбалась Но в какой-то момент в сумеречном  вечернем свете я вдруг увидел и эта картина глубоко врезалась в память: её улыбающееся лицо с печальными глубокими темными глазами и полувысохшим блестящим следом от слезинки на смуглом бархате щеки…
   


Рецензии