Сребролюбие

«Не в деньгах счастье», — сказал некто; наш современник только добавил: «а в их количестве»… Эта шутка во многом определила нынешнее отношение к материальным средствам: Иметь! – вот главный девиз наших дней.

    Им каждый день мир страшен, как миражи,
    и быть собой им больше не дано,
    и деньги, как великий ветер вражий,
    их валят с ног. Они уже давно
    изведены и ждут, чтобы вино
    и даже яд телесный в скотском раже
    гоняли их от купли до продажи.[1]

Страсть сребролюбия, или неудержимой тяги к деньгам и вещественным благам – страсть коварная: ее утроба бездонна, никакое умножение богатства ее не насыщает, только еще более распаляет. «Море, — пишет святой Нил Синайский, не наполняется, принимая в себя множество рек, и похотение сребролюбца не насыщается собранным уже имуществом; удвоил он его – и удвоенное снова желает удвоить и никогда не перестает стремиться к этому, пока смерть не прекратит его бесполезного труда».

Человеку естественно стремиться к благу – и неудержимость этого стремления благословенна. Только непреложен закон жизни, открытый еще древними мудрецами: человек есть то, что он ест, к чему стремится; что он вбирает в себя, тем и сам становится. Иисус Христос говорил Своим ученикам: «Где сокровище ваше, там и сердце ваше будет… Не копите себе богатств на земле, где моль и ржавчина портят их и где воры, забравшись в дом, крадут; но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржавчина их не испортит и где воры не украдут… Стремитесь же прежде всего к Царству Божию и исполнению того, что Он велит, а все остальное Он даст вам впридачу». «Когда богатство течет к тебе, не прилагай к нему сердца», — было сказано еще в Ветхом Завете. А святой Златоуст дополнил: «Хочешь богатства — беги от богатства: и богатство побежит за тобой»…

Народная мудрость говорит: «Бог не даст – сам не возьмешь»: потому-то и не дается порой столь желанное сокровище, что сердце болезненно распухло им, и нет в нем уже места ни для чего и ни для кого. Одержимый страстью вещелюбия легко превращает вожделенный предмет в идола, в главное сокровище своего сердца – радуется о нем, лелеет, предвкушает сладостный миг обладания. Обладания чем? Счастьем? Радостью? Любовью? Мудростью? Нет, бессмысленной и пошлой по сути вещицей, цена которой в вечности – грош…

            Веселых умов золотые крупинки,
            Рубины и жемчуг сердец
            Бездельник не сбудет с прилавка на рынке,
            Не спрячет в подвалы скупец.[2]

Иван Ильин как-то написал в своих воспоминаниях: “Слушай, малыш, — говорил мне прадед не раз, — есть особое искусство владеть вещами; и в нем секрет земного счастья. Одно из двух — или ты имуществом владеешь, или оно на тебе поедет. А оно — хитрое. Только заметит, что ты ему служишь, так и начнет подминать тебя и вывека. Если мне легко думать о моем имуществе, то я свободен. Мое достоинство не определяется моим имуществом; я ему не цепная собака и не нсасывать. И тогда уж держись: проглотит тебя с душою и телом. Оно станет главным в жизни, а ты будешь его привеском. Кто боится за свое богатство, тот трепещет перед ним: как бы оно не ушло от него, как бы оно не повергло его в бедность. Тогда имущество, как ночной упырь, начнет высасывать челоочной сторож; я не побирушка, выпрашивающий копейку у каждого жизненного обстоятельства и прячущий ее потихоньку в чулок. Стыдно дрожать над своими вещами; еще стыднее завидовать более богатым. Надо жить совсем иначе: где нужно, там легко списывать со счета; где сердце заговорит — с радостью дарить, снабжать, где у другого нужда; с радостью жертвовать, не жалея; не требовать возврата, если другому невмоготу; и братски забывать о процентах. И главное, — слышишь, малыш, — никогда не трепетать за свое имущество: “Бог дал. Бог и взял, да будет благословенна воля Его”. Кто трясется за свое богатство, тот унижается, теряет свое достоинство; а низкому человеку с низкими мыслями лучше вообще не иметь богатства… Ведь в том, что тебе уже дано, сокрыто истинное богатство; проникни в него, овладей им и обходись без всего остального, что тебе не дано, ибо оно тебе не нужно. Как часто за “богатством” скрывается сущая скудость, жалкое убожество; а бедность может оказаться сущим богатством, если человек духовно овладел своим скудным состоянием»[3]. ..

             — О да, за деньги не хитро
            Купить поля, луга, стада,
            Но золото и серебро
            Не купят сердца никогда!
            Пусть мой удел — убогий дом,
            Пустой амбар и тесный хлев, —
            Вдвоем мы лучше заживем
            Всех королей и королев.[4]

 
_____________________________________________
[1] Рильке
[2] У.Блейк
[3] Поющее сердце
[4] Р.Бернс


Рецензии
Счастье, конечно не в деньгах и не в их количестве. Но интересно то, что счастье, любовь - производят деньги. Все остальное прилагается.
Деле не в количестве денег, пока не поймешь в чем дело. Но когда понял в чем дело, то способность получить деньги в том количестве, которое требуется для осуществления любого полезного проекта вне зависимости от его масштаба говорит о полной свободе от сребролюбия.
Если бы было осознание этой истины, то прекратились бы глупые нападки на богатых людей.
Тот кто нападает на богатого, гораздо больше зависит от денег, чем богатый.

Владимир Липгарт   30.01.2012 21:13     Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.