Потерянные лесом

Детские страхи мы влачим всю сознательную жизнь… Психологи в своих тестах используют тему леса, выявляя корне-образы страхов, это оттуда же.

В моем детстве был случай, как раз связанный с лесом, который проявил, в некотором роде, мою несокрушимость в принятии решения. Я ни в какой ситуации не застыну в растерянности – я буду  искать выход. Как - не знаю, как долго – это тоже другой вопрос, но использую все доступные мне механизмы.

В первую школьную зиму нас повели на физкультуру в лес. С лыжами. Первоклашки тогда надевали лыжи на валенки: лыжи крепились к ним при помощи черных резиновых перепонок. Почему не было настоящих креплений  -  затрудняюсь сказать: то ли детские ноги были еще слишком малы, что ботинок таких не выпускали, то ли родители не успели подготовиться. Во втором классе помню уже точно: были нормальные беговые  лыжи «Сортавала» (загадочное слово, о котором я до сих пор не знаю, что оно означает), с ботинками и железными креплениями.

Родители шептались про учительницу физкультуры, что она «сумасшедшая истеричка». Мой маленький ум тогда не классифицировал ситуацию как негативную. Ну орала она на нас. Обычное советское дело. Молодая была, ретивая. Видимо, самоутверждалась на детях. Звали её, кажется, Зоя Ивановна. Тетя Зоя, на школьном народном наречии. Впрочем, родительское брюзжание вселяло некие неосознанные опасения.

Так вот, суровым зимним утром (было градусов 10-12 ниже нуля, потому что в минус 14 уже нельзя было детей на улицу выводить) мелюзга в количестве тридцати индивидов, возглавляемая Тетей Зоей и парой родителей-добровольцев, дошла до опушки леса.
На лыжи вставали долго, плюхались попой, теряли то одну, то обе деревяшки. Сколько-то прошли гуськом, растянувшись в целый караван. Но это неважно.  А вот дальше…

Дальше  нам надели накидки с номерами и сказали пройти круг по лыжне. Видимо, небольшой круг, и судя по всему, тем же путем, каким мы сюда пришли. Но мало кто понял, что надо делать и зачем. Многие дети в этом лесу вообще ни разу в жизни не были.  Кто-то не расслышал и побоялся переспросить. И потом, не уверена, что навыки ориентирования хоть на каком-то приличном уровне имеются у семилеток.

Короче, все растерялись.  Может, и не все. Но тридцать маленьких человечков точно рассредоточились по лесу в непредсказуемом порядке.

Я, помню, плелась  позади вереницы. И наверняка потеряла из виду впереди идущих ровесников. Правая лыжа постоянно соскакивала, я загребала валенком, дыхание сбивалось. К тому же, кто бы рискнул утверждать, что класс шел верной дорогой.

Долго ли, коротко ли, но в какой-то момент маленькая я поняла, что кусты мне незнакомы, и что лыжни подо мной нет. А тут еще  сзади оказался «хвостик».

Она единственная была меньше меня по росту в нашем интернациональном классе. Ее звали Аит-Амара Малика. При этом никто точно не знал, что из этих двух частей является именем, а что -фамилией. Арабка, наверное.  И по-русски неважно говорила. Собственно, этим интернациональность нашего коллектива и исчерпывалась. 

Я сама-то не думала хныкать (а смысл? Все равно поблизости нет никого, кто бы пожалел…), а тут еще вдруг почувствовала ответственность за «сестру меньшую», а хоть бы и по росту. Ну и  реально ощутила себя старше, тем более, что у Аит-Амары уже слезы в глазах густо блестели.
- Так, - сказала я, вложив в голос  артистическую уверенность , - сейчас я тебя выведу.

Куда и как я выведу её и заодно себя, я не представляла. Поэтому просто ринулась в каком-то направлении, оглядываясь, чтобы Малика шла следом. Прислушивалась. Потом показался просвет, но стало понятно, что -  опушка, да не та. За сырой туманной взвесью дома виднелись незнакомые.  Наш спальный район тогда изобиловал оврагами, разделяющими островки лесных и жилых массивов.

Я поменяла направление, мы бросили выбирать твердую основу под ногами, и, проваливаясь, откровенно ломились по бездорожью. Помню, ветки в лицо. И вот наконец  стали мелькать цветные  пятна курточек и доноситься окрики Тетки Зои.

Мы вышли!

Училка удивленно на нас посмотрела, потому что мы буквально вылезли из кустов, и спросила, почему мы не дошли до финиша и выбыли из соревнования (а это оказывается еще и соревнование было! В первый-то день ...).  Я пробормотала в ответ что-то невразумительное, а потом мы просто долго стояли, потому что другие дети прибывали подозрительно медленно и с разных сторон… 

Обратно к школе в то утро Тетя Зоя нас все-таки отвела. Я лично благополучно сидела дома, прихлебывая чай, и слушала, как мама охает и ахает в телефонную трубку, разговаривая с родителями одноклассников. О том, что Тетка Зоя потом бегала по всему лесу и искала трех потерявшихся детей. Что, якобы, разводила их по домам и лично растирала водкой. Дети могли реально обморозиться в такую погоду. Говорили, что она была перепугана, и что если бы она кого-то не досчиталась, то могли  и посадить…

К концу четверти Тетя Зоя почему-то ушла из школы. Вряд ли это было связано с тем случаем. Может, в декрет, а может, лучше место отыскалось… 

А через несколько  лет Зоя Ивановна снова преподавала нам предмет физическая культура, мы уже учились в старших классах. Милая стала женщина, я вам доложу, когда постарела. Советовала, оберегала. Даже упрашивала, чтобы девушки  поднапряглись, позанимались, как следует.  Никого не выгоняла и голоса не повышала... Жизнь её потрепала, Господь простил, да и я давно ее не осуждаю.

Только почем у-то ярко запомнила тот свой первоклашечный лыжный поход. А что помнят те 10% потерявшихся… Может, потом в холодному поту просыпались, а могли и не запомнить вовсе. Вот только подкорка-то всё записала – теперь ищите во взрослых мотивировках!


Рецензии