Иисусов грех

С момента  рождения  Иисуса Христа и  до первых чисел месяца Нисан ( а прошло 33 года), нам известна только ( довольно размытая) канва событий, произошедших в Иудее Иродовой. Но мы почти ничего не знаем о причинах, приведших к распятию проповедника из Назарета, как не знаем ничего и о судьбах  многих других, коих постигла  участь  вряд  ли лучшая. Официальная версия представляется мне натянутой,  как  и  все официальные версии, и особого доверия не вызывающей. А эти причины, несомненно, интересны со многих точек зрения: социально-психологической, экономической, политической, да и просто человеческой. И  степень важности их вполне могла быть иной, нежели официально известный порядок. Могла...Поэтому я и взял на себя смелость расставить приоритеты и ПРЕДСТАВИТЬ вероятно произошедшее, ни в коем случае не претендуя на его истинность. Естественно, эти плоды воображения к вопросам веры касательства не имеют.         
Итак, Иудея – римская провинция с наместником во времена правления императора Тиберия ( с 26-го по 36-й годы по Р.Х. – наместником был Пилат Понтийский, пятый по счету и самый жестокий из предыдущих) Он, обремененный государственными заботами, конечно, имел тайную полицию. С недавнего времени доклады ее начальника прокуратору становились все тревожней: Иудея закипала от Капернаума  до Хеврона. А причиной тому был мирный проповедник, который ходил из города в город и называл себя Сыном Божиим. Первые вести пришли из страны Гергесинской, где, по словам очевидцев, он изгнал бесов из двух бесноватых, после чего стадо свиней (числом около 2000) бросилось с обрыва  в воду и потонуло. Хозяева понесли большие убытки, но, видя интерес к нему народа, суровых мер не приняли, а только отогнали от города. Тем не менее жалобу в Синедрион отправили. Следующая весть оказалась еще хуже: неизвестно, каким способом, но он накормил пятью хлебами и двумя рыбами 5000 человек! Хлебопеки и торговцы рыбой просто взвыли от ужаса: таких убытков  , да еще в мирное время, они просто не могли себе представить! А так как слухи об этом чуде распространились мгновенно, то потянулись к Нему жители других близлежащих городов, причем многие просто побросали работу! Возле моря Галилейского был вновь проделан тот же фокус, правда народу собралось только 4000, но принципиального значения это уже не имело: теперь в Синедрион отправилась целая делегация с просьбой укротить богохульника, совершающего массу вещей, противоречащих Закону и устоявшемуся миропорядку, важнейшей частью которого, как и ныне, были финансы. Богатые становились беднее!
Но самая черная весть пришла от первосвященника Каиафы: Иисус, придя в Храм Иерусалимский, плетью из веревок выгнал всех торговцев и менял, а сам принялся проповедовать, и проповедовал несколько дней, чем нанес храму значительный ущерб, так как на налоги от продаж содержались храмовые службы, охрана и сам Синедрион!
Прочитав последнее донесение, Пилат вызвал к себе начальника тайной полиции.
-Сдается мне, Афраний,  подгнило  что-то  в  Иудее…Я  чувствую нарастающее напряжение.
-Прокуратор, как всегда , дальновиден и мудр!  Напряжение действительно нарастает. Обостряется борьба партий за власть, за места в Синедрионе, за должность, наконец, Первосвященника. И они засуетились не зря- благодаря новому учению этого праведника электорат тает! Он -  как кость в горле,  что у фарисеев, что у саддукеев…Единственно, кому он  может  быть интересен,  так  это  зилотам,  ратующим  за  независимость. Нам же, римской власти, он бы мог пригодиться  в политической игре, если бы не был так вреден для  системы налогообложения. А она трещит по всем швам! Виданное ли дело: мытари на дорогу деньги бросают, наслушавшись его проповедей! Известно, что император  Тиберий  - да живет он вечно! - не одобряет всякие смуты;  главное для него - это мирные, тихие провинции, которые исправно платят! А за Иисусом Христом - так называют его люди - следуют огромные толпы, которые легко подтолкнуть на любую крамолу, и которым ничего не надо, кроме бесплатного хлеба да зрелищ - а ведь еще вчера они были исправными налогоплательщиками! Чудес, кстати, проповедник этот совершил немало: жителей разных городов излечил он сотни – и прокаженных, и расслабленных, и бесноватых. Даже мертвых воскрешал – некоего Лазаря, например- видимо , врач он выдающийся! А что касается его учения - так темно оно для народа, к тому же  изъясняется он, в основном, притчами. Без сомненья - умен, только понять никак не может, что творимое им добро неизбежно обратится своей противоположностью…
-Так что же предлагаете вы,  Афраний?  Недоимки в казну растут; мне уже нечем платить гарнизону, да еще легион Фульмината на меня повесили!  Каиафа  наверняка пошлет жалобу цезарю, а у меня скоро выборы в сенат…
-О, прокуратор! Я дам команду казначею, чтобы он подсчитал недоимки и спрогнозировал их на ближайшее будущее, за  Каиафой слежку усилю… А  в окружении Христа я уже имею своего человека - это  некто Иуда…
-Хорошо , Афраний!  Готовьте отчет и не спускайте глаз с этого Иисуса - скоро еврейская Пасха, и в Иерусалим соберется народ со всей Иудеи - как бы чего не вышло!
Такой (или примерно такой) разговор мог состояться между Понтием Пилатом и начальником его тайно полиции.
И в самом деле, Иисус, придя  в  Вифанию,  где жили сестры  - Мария и Марфа. , воскресил их брата, Лазаря , уже четыре дня  как  лежавшего  в  гробу.  Будучи другом Лазаря и питая к нему теплые чувства, Христос решил показать, что Богу возможно все, и  словами , ставшими впоследствии знаменитыми:- Лазарь! Говорю тебе - встань!-
вновь зачислил его в  живущие.  После чего обнял и расцеловал. Но не ведал Иисус, что у Лазаря была куча родственников, причем многие из них занимали достаточно высокое положение, да к тому же - в различных партиях! Один даже заседал в Синедрионе! И, кроме того, наследство уже разделилось и, причем, далеко не по завещанию! Поэтому воскрешение было - как гром среди ясного неба и одобрения не вызвало, а вызвало, наоборот, неразбериху и высшую степень раздражения. Вплоть до того, что в Синедрионе решили Иисуса убить - чаша терпения переполнилась! Заодно решили убить и Лазаря, что было весьма кстати.
Об отношениях римской власти с Иродом говорить особо нечего, так как он и был посажен этой властью на трон и, следовательно, понимал, что - по чем. А вот отношения с синедрионом, властью духовной, складывались весьма не просто из-за противоречий, раздиравших  составляющие его партии. Сильно было влияние зилотов,  ратовавших за независимость Иудеи  и призывавших к восстанию. Так же весьма прохладно к религиозным  канонам относились и саддукеи - экономическое крыло , состоящее из молодых бизнесменов. Каиафе  приходилось лавировать между ними и ортодоксами-фарисеями и книжниками, нипочем не желавшими отступиться от устаревших догм  и канонов. А тут еще и разные пророки, баламутящие народ! С одним из них только-только удалось разобраться руками Ираиды, весьма обиженной частым небрежением царя-любителя молоденьких рабынь и наложниц.
   Все эти вещи приходилось учитывать римскому префекту-прокуратору для принятия взвешенных решений, и там , где необходимость совпадала с его собственным отношением  к ненавистной ему провинции  - он не стеснялся и топил ее в крови.
   На этот раз решение тоже было не простым…Он долго не мог понять, что в услышанном от Афрания тревожило его больше всего: то ли плачевное состояние финансов, то ли подлости первосвященника (тот наверняка  уже послал очередную жалобу цезарю), то ли настроения в гарнизоне, то ли новый пророк с его чудесами…И вдруг совершенно отчетливо : -Воскрешение! Воскрешение Лазаря! Этого еще не бывало! Не бывало НИКОГДА!-  И, будучи человеком далеко не ординарным, он представил, что может произойти на свете ( и, прежде всего-с ним, с Пилатом Понтийским, всадником Золотое копье!), если мертвые начнут воскресать! Если воскреснет вдруг Октавиан! Куда денется его с таким трудом созданная карьера, его богатство, его земли , рабы, его…библиотека! Что вообще будет с мироустройством? Да ведь рухнет всё! ВСЁ!-И скрылись в масштабе этой мысли все иные, более мелкие ,соображения...
И понял прокуратор, что решение им уже принято.
Нельзя было отказать в уме и первосвященнику Каиафе, понял и он, что другого решения быть не может.
Но раньше других  понял все начальник тайной службы Афраний: не зря он занимал эту должность бессменно вот уже пятнадцать лет!
И покатились стремительно события, многократно и многими описанные, и пересказывать их – занятие неблагодарное! Лишь сцену последнего разговора  Пилата с Христом увидел я несколько иначе.
   После бессонной ночи, раздираемый головной болью - эта гемикрания!- вызвал прокуратор к себе Иисуса:
-Так, говоришь, ты - Сын Отца Небесного? И не будет на земле никакой другой власти, кроме Его? И воскреснут праведники в царстве Его? Ну так пусть они там и воскресают, а на земле нам никаких воскресений не надобно ! И не будет здесь  большей и лучшей власти, чем власть императора Тиберия – да живет он вечно! Пойдешь  к Отцу своему - так и передай!    Стража! - И, глядя в худую спину уводимого, пробормотал:- Нет, не надо было тебе Лазаря воскрешать!-
Не знаем мы, что думал Иисус, неся свой крест сквозь бросающую в него камни толпу, толпу, насмехающуюся над Его муками, плюющую в Него, толпу, в которой были и излеченные им…Вполне возможно, что думал Он: "Боже мой! За что же они меня так? Что сделал я им дурного?"- и не мог найти ответа...И эта мука была горшей из претерпеваемых Им. И неизвестно, видел ли Он  среди беснующихся плачущих о Нём  -  и Марфу с Марией, и Левия Матфея, и Петра, и Марию Магдалину... И Лазаря, к которому уже подбирался человек , скрывавший что-то под серым плащом. А если бы и видел-нашел бы ответ?


Рецензии