4. Пою славицу лошадям

№ 4. Пою славицу лошадям

Татьяна Жилина

            Промышленный переворот – переход от ручного труда к машинному, начавшийся в 30-40-е годы XIX века в России, - ещё не достигал российских глубинок.

Лошади повсеместно использовались на тяжёлых работах в сельском хозяйстве. Конные заводы давали хорошую прибыль хозяевам. К концу века многие владельцы конных заводов получали титулы купцов первой и второй гильдии.

Породистые кони пользовались огромным спросом на рынке экспорта.

Кони и лошади служили средством передвижения населения и перевозок грузов, в том числе и почтовых,  как на короткие, так и на дальние расстояния.

Неиссякаемой была потребность в них конной полиции и конной армии.

Кони были нужны для проведения зрелищных конных парадов и спортивных состязаний.

Особым спросом лошадки пользовались как объект тщеславия и демонстрации достояния купечества и помещиков.

Их неуёмные развлечения - от азарта на бегах, до скачек и конных прогулок по необъятным просторам своих имений, вожделенной охоты и глумления над крепостными - тоже требовали породистых лошадок.

Молоко лошади – кумыс -  употреблялся и поныне употребляется в пищу как очень ценный и полезный продукт.

Мы знаем, что есть памятник собаке, как заслуженному и почётному воину и пограничнику,  а также - подопытному существу в медицинских исследованиях. Есть памятник собаке – космонавту.

Даже крошечной пичужке, Чижику,  есть памятник в С-Петербурге.

Может быть, где-то установлен памятник лошади или коню, а не всаднику!?

Эти преданные и верные друзья не покидали своих хозяев в беде. В дыму, огне и грохоте взрывов орудийных снарядов, громе оружейных выстрелов и звоне мечей и сабель они, превозмогая боль и страх, беспрекословно подчинялись воле всадников, идя вместе с ними на верную смерть.

Известны случаи, когда, не находя сил пережить разлуку с хозяином, лошади бросались в море и плыли за судном, увозящем друга, до тех пор, пока хватало сил держаться на плову.

Трудно себе представить, какие страдания испытывают эти безмолвные создания от боли, причиняемой им упряжью, шпорами и плетью.

Каким выразительным взглядом смотрят кони и лошади. В их взгляде можно прочесть благодарность и признательность, грусть и тоску, обиду и безнадёжность.

С 1917 года «лошадиная отрасль» стала претерпевать упадок.

Купцов – долой! Строили «новый мир»! Долго строили.

Владимир Маяковский писал: «Шёл я верхом, шёл я низом, строил мост в социализм. Не достроил, и устал и уселся у моста…». 

После знаменитых 90-х снова из небытия стали возрождаться титулы и фамильные гербы уцелевших потомков и самозванцев. И лошадки снова стали в цене и в моде для торжественных церемоний и развлечений…  Но это – уже совсем другая история.

Незабываем и вечен потрясающий спектакль «История лошади», по произведению А.Н.Толстого,  поставленный  Ленинградским Большим драматическим театром, в котором  выдающийся актёр, Евгений Алексеевич Лебедев, исполнял роль Холстомера. Актёр не только прочувствовал все переживания лошади так, как если бы это были его собственные переживания, но и при исполнении этой роли превосходно передал со сцены всю глубину трагедии животного. Этот спектакль являет собой своеобразный памятник лошади.

Грациозные, гордые, верные, надёжные и ласковые лошадки, замечательные создания природы, я люблю вас и пою вам свою славицу.
02.08.2009


Рецензии
Все правильно, не согласен только с 17-м годом. В Советском Союзе очень большое внимание уделялось разведению породистых лошадей. С.М.Буденный лично держал это дело под контролем. США, Великобритания и другие ведущие страны Запада в силу политических причин не поддерживали экономические связи с СССР, тем не менее закупали наших лошадей через третьи страны. А за знаменитого Абсента в 60-е годы американцы были готовы отвалить 300 000 долларов (по тем временам - бешеные деньги). Конечно, в сельском хозяйстве и в армии уже начиная с 20-х годов техника стала вытеснять лошадей, после Великой Отечественной войны род войск кавалерия перестал существовать, да и крестьянскую лошадку заменили железные кони. Но в спорте жизнь лошадей продолжалась. Ваш покорный слуга в юношеском возрасте занимался конкуром в ЦСКА, ученик выдающегося спортсмена и тренера Б.М.Лилова, кмс. И после того, как оставил спорт, я оставался страстным любителем лошадей, сейчас мой сын - спортсмен-конник. В Советской России существовало около 300 конных заводов, теперь осталось почти вдвое меньше. Перестройка 90-х практически уничтожила эту отрасль, зато расплодила частные конюшни, потому что среди снобов это стало модным. Больно смотреть, в каких условиях там содержатся животные, многие из них погибают от истощения или неправильного обращения. ведь за дело берутся непрофессионалы. Люди не понимают, что лошадь - это не автомобиль, который бросил под окном и всё. За лошадью нужен серьезный уход.

Алёша Горелый   29.10.2009 01:50     Заявить о нарушении
Здравствуйте, уважаемый Владимир.

Спасибо Вам за внимание к публикации и существенное объективное дополнение к ней.

Вполне понятно, что молодой стране надо было как-то показать себя с лучшей стороны и получать доход хотя бы от экспорта лошадей.

А вот конный завод моего прадеда начал приходить в упадок уже со знаменитой отмены крепостного права.

На радостях работники бежали в города, поднимать индустрию. Одни приживались, другие разживались, третьи - бесследно и бесславно сгинули.

Обратно в родимую обитель никто, как правило, не возвращался.

Как бы не усердствовал мой прадедушка, Владимир Кузьмич Жилин, продолжающий дело своего отца, Кузьмы Ивановича Жилина, проживавшего в Пермской губернии, Кунгурском уезде, деревне Берёзовка, в имении «Жилины», купца 2-ой гильдии, занимавшегося коннозаводством, его усилия не способствовали не только процветанию, но и доживанию называемого теперь «бизнесом» дела до настоящего времени.

Спасибо Вам за сострадание в отношении незавидной лошадиной судьбы.

С наилучшими пожеланиями и уважением, Татьяна.
15.04.2013

Татьяна Жилина   15.04.2013 10:10   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.