Благодатная сила родительского слова

   Однажды, когда мне было восемь лет, моя мама так сильно заболела,  что её, как умирающую,  уже поместили в отдельную палату.  Оставшись один дома, я   проводил  время с одним мальчиком, который предложил мне попробовать покурить папиросу из отцовой пачки, лежащей над печью. Я ему сказал, что это невозможно, т.к. пачка запечатана. Он же показал, как это можно сделать незаметно и уговорил меня. Я согласился. Закурив, он предложил и мне попробовать, утверждая, что всё равно никто не узнает. И я опять согласился, хотя и после колебаний.
   Выкурили одну папиросу. Через некоторое время - другую, решив, что всё равно не видно, если не считать. Потом - ещё одну ... И так, не знаю сколько их всего было.
   На следующий день отец, показав мне пачку папирос, спросил меня для чего я вытащил оттуда папиросы и куда я их дел. Я сказал, что дал их одному мальчику, который просил меня об этом. Но отец, внимательно посмотрев на меня, сказал, что я тоже курил. Затем, помолчав, сказал, что он потом разберётся со мной.
   Мы собирались с папой пойти к маме в больницу.  По дороге он, вдруг остановив меня и серьезно посмотрев мне в глаза, сказал, что бить и наказывать он меня не будет, но, вот, маме скажет о том, что я курил.
   В больнице, как сейчас помню, зашли в большую комнату с большим окном напротив входной двери, которое, казалось, находилось где-то очень далеко. Слева у стены посредине комнаты стояла кровать - больше ничего. Огромная комната и одна кровать посредине у стены. На ней лежала моя мама. Она была очень худая и бледная. На тонкой белой шее, пульсируя, выпукло выделялась синевой сонная артерия. Зайдя, я сел на корточки у противоположной стены напротив кровати и смотрел, как пульсирует синяя жилка на шее моей мамы. Ни одной мысли – всё слилось в одно немое желание: только бы эта синяя жилка не остановилась, только бы не остановилась! Отец тихо подошёл к кровати. Мама открыла глаза. Они о чём-то еле слышно разговаривали. Затем мама повернулась ко мне и попыталась  улыбнуться:
   - "Коля, сынок мой, здравствуй!".
   - "Здравствуй, мама" - тихо ответил я.
   - "Как, родной мой? - тебе, наверное, трудно сейчас без мамы? Не голоден ли ты?" – мама ласково смотрела на меня.
   - "Нет, мама, спасибо - у меня всё хорошо" - сказал я, пряча грязный рукав рубашки под свитер.
      Потом, как бы невзначай, она проронила:
   - "Сынок, папа сказал, что ты курил ..." - глаза мамы наполнились нежностью:
   - "Не надо ..., сынок!".
     Я, потупив глаза, молча смотрел в пол. Странное чувство было у меня: не было ни стыда, не было боли сожаления о совершённом проступке, не было неудобства от укора совести - было ощущение какой-то лёгкости и покоя.
   - "Хорошо, мама" - внутренне удивляясь, ответил я.
   - "Ты можешь подойти ко мне поближе".
   Но я замешкался, вспомнив, что нам недавно говорили в школе о бактериальном заражении. Мама вдруг улыбнулась:
   - "Не бойся заразиться. У меня болезнь не заразная", - и, закрыв глаза, медленно повернулась к стене.
     Я опять увидел слабо пульсирующую голубую жилку на белой, как мрамор, шее мамы. Мы с отцом тихо вышли из палаты.
     Прошло после этого много-много времени, пока рука моя вновь потянулась к сигарете. И опять слово матери, уже окончательно, отвадило меня от этого.
     Было мне тогда лет 25-26. Вернувшись из Якутии, где был с геологической экспедицией, я приехал, через некоторое время, домой в Б., навестить родителей. Я стал курить. И, считая себя уже давно взрослым, не скрывал этого даже от родителей. Мама по моём приезде взялась чистить мой костюм и в кармане пиджака обнаружила уже наполовину пустую пачку сигарет. В это время я стоял в саду возле времянки. Мама, выйдя из-за дома и показывая мне сигареты, спросила:
   - "Что это за сигареты я у тебя нашла в кармане пиджака? Ты что, куришь?"
   - "Да" - ответил я.
   - "Коля! Не делай этого" - твёрдо сказала она, внимательно глядя на меня.
     Я, пожав плечами, сказал с удивлением:
   - "Мама, я что, маленький?".
     В это время подошёл отец и услышал наш разговор. Я ждал, что скажет он. Отец трезво глядел на вещи (кстати, и сам был заядлым курильщиком). Но, к моему удивлению, он вдруг сказал:
   - "Сынок, не надо." И всё. Весь инцидент.
     Не переставая удивляться, я взял у мамы сигареты и ушёл в дом, ничего не  сказав. Вечером я их выбросил, решив не курить больше. Всё. Больше я не курил и не курю до сих пор.


Рецензии