Побег из тюрьмы - рецензия на сериал

США, 2005-2008
Режиссер: Бобби Рот, Кевин Хукс, Дуайт Х. Литтл
Cценарий: Пол Шойринг
В ролях: Уэнтуорт Миллер, Доминик Пёрселл, Сара Уэйн Кэллис,
Амори Ноласко, Роберт Неппер , Питер Стормаре, Уильям Фихтнер
Жанр: триллер, боевик, криминальная драма

Если не брать в расчёт "LOST" и "Твин Пикс", которые изначально среди сериалов, имхо, вне конкуренции, то "Побег из тюрьмы" займёт первое место в рейтинге просмотренных мной сериалов. Это картина, в которой масса недостатков, но все они теряются и кажутся незначимыми из-за непревзойдённого драйва. В этом отношении даже LOST топчется в паре метров позади. Атмосфера "Побега" перенасыщена динамикой, затягивает в себя, как в воронку. Это не просто сериал, это 81 порция выброшенного в кровь адреналина.

Несмотря на то, что "Побег из тюрьмы" на "LOST" совсем не похож, именно с ним всё время напрашиваются сравнения. Здесь также грамотно подобран актёрский состав - персонажи характерные, крайне харизматичные, они запоминаются, вызывают определенные эмоции: сопереживание одним, желание возмездия другим. Как и в "LOSTе" здесь захватывающий, продуманный сюжет, со множеством загадок, которые то и дело раскрываются, но возникают новые, только в "Побеге" многие из загадок не внешние - они скрыты в голове главного героя - Майкла Скофилда (Уэнтуорт Миллер): зрителю небольшими порциями их умело подкидывают, чтобы держать интерес в непрерывном напряжении - и все эти пазлы должны в конце сложиться в единый понятный узор. Пожалуй, только атмосфера загадочности в "Побеге" поменьше, чем в "LOSTе" - тайны сваливаются на голову главных героев, как снег на голову, заставляя то и дело перекраивать сценарий действий.

Герои "Побега" так же неоднозначны. Положительный может резко повернуть на все 180 и дать мощный откат в предательство, а в махровом насильнике Ти-Бэге (Роберт Неппер) вдруг проснётся желание расстаться со своей зверской сущностью, и мафиози Абруцци (Питер Стормаре) задумается вдруг о Христе.

Но герой может не только попытаться измениться сам - в какой-то степени может измениться отношение к нему зрителя, вдруг понявшего безысходность, которая привела человека к тому, что он вынужден вытворять зло. Противостояние Системы и личности - основополагающий момент "Побега", и борьба за выживание здесь жестока и беспощадна, борьба, в которой система использует не только физические средства воздействия, но и моральные, и не только к лагерю жертв - лагерь охотников подвергается не меньшему прессингу, в основном через угрозу для жизни близких людей. Люди творят зло из любви к родным, и им не выбраться из замкнутого круга. Не случайно так часто палачи в сериале взывают к совести загнанных в угол людей: это вы причиняете вашим близким зло своим неповиновением. И Майкл Скофилд, спасший из тюрьмы невиновного брата, будет решать для себя дилемму: нужно ли было это делать, когда в итоге погибло столько невинных?

А невинные и творящие добро гибнут в сериале наравне со злыми и отмороженными, здесь нет никаких скидок, и остающиеся в живых знают, что они не застрахованы, и перед ними всё время стоит выбор, на чьей стороне играть: добра или зла, - и выбор этот надо так или иначе совершать. А на кону всё так же - жизнь близких людей. И ситуация при этом всё больше накаляется. Если во втором сезоне главный противник братьев - президент США, можете представить, что происходит в четвертом, когда ставки только и делают, что увеличиваются.

Кстати, все 4 сезона, хоть и связаны главными героями, в сущности все разные - и не только сюжетом, который хоть и переходит плавно из сезона в сезон, но задачи героев в каждом из них разные, но и ритмом, и уровнем брутальности. Первый сезон можно было бы охарактеризовать как самый лирический, второй - как самый авантюрный, третий - как самый жёсткий, четвёртый - непредсказуемый.

А изначально, в 2003, был запланирован всего один сезон из десяти серий, но студия "Fox Broadcasting Company", которой была предложена идея минисериала, отложила его, не будучи уверенной в успехе. И лишь после успеха "LOSTа" была открыта дорога "Побегу из тюрьмы", который стал пользоваться успехом и вырос аж до 4 сезонов.

Доминика Перселла, исполняющего роль Линкольна Барроуза, старшего из братьев, утвердили на роль буквально за три дня до начала съемок, его внешность, пока он не обрился, представлялась режиссёру излишне гламурной.

TV.com: И как же тебе удалось подготовиться за такое короткое время?

Доминик Перселл: Да я и не готовился толком. Сыграл по наитию, можно так сказать. Вот после выхода пилота я начал серьезно готовиться. Начал изучать, что бывает с людьми, приговоренными к смерти, как они себя ведут, что меняется в поведении, когда ты уже знаешь день, когда умрешь. Странно все это было.

У сериала есть и серьезные недостатки: несмотря на сильную концепцию сюжета, в нем присутствуют шероховатости, иногда задуманный эффект ошарашить зрителя, что так любят создатели "Побега", превосходит все ожидания и кажется уже ненатуральным, больше всего этим грешит 4 сезон. В 3-ем, брутальном, сезоне не хватает естественного перехода от 2 сезона. Местами присутствует нелогичность поведения персонажей, как, например, в поведении Сукре (Амори Ноласко), когда сперва он с ума сходит без Мэри Круз, и все его мысли повёрнуты к ней, а затем он о ней уже перестает вспоминать, ибо так требуется по сюжету. Есть и другие ляпы, но, повторяю, все они легко простимы, учитывая специфику жанра и тот огромный интерес, с которым картина смотрится.

  Теперь немного о сюжете (чуток спойлерно, не смотревшим лучше не читать).

1 сезон. Майкл Скофилд, инженер-проектировщик, одаренный потрясающим интеллектом, садится в тюрьму Фокс Ривер с тем, чтобы спасти из нее несправедливо осужденного и приговоренного к смерти брата, Линкольна Барроуза. У Майкла составлен подробный план побега и переезда за границу. Параллельно, на воле, знакомая братьев, Вероника пытается разобраться с тем, кому и с какой целью могла понадобиться смерть Линкольна.

2 сезон. Восьмерка Фокс Ривер раскидана по всей стране. Их разыскивают ФБР, президент Соединенных Штатов и Компания - неправительственная структура, имеющая значительные рычаги власти. Появляется новый, опасный для братьев, персонаж - Александр Махоун, ему удается предугадать действия Майкла.

3 сезон. Майкл сидит в панамской тюрьме. Фокс Ривер по сравнению с ней курорт. Там же оказываются и некоторые из преследователей Майкла. Задача Майкла - вытащить из тюрьмы одного из нужных Компании людей. Если он этого не сделает, погибнет его племянник и Сара, любимая девушка.

4 сезон. Прямое противодействие братьев и Компании. Сложная и изнурительная борьба на выживание.


Рецензии
Да согласен здесь очень хорошо показано противостояние "Система и Личность". Каждый Человек имеет право на свободу. И когда его осудили не за что. Это не просто судебная ошибка. Это произвол на Личностью. И какая бы не была Система это набор людей. Которые учились чтобы думать, принимать решения правильно, кто-то давал клятву и т.д. А когда власти делают по указке сверху тотальное зло. Из-за этого кто-то может погибнуть. Это не правосудие, не система, не президент. Это разгульные бандиты в галстуках и ездящие на лимузинах. И от отморозков они ушли равно на полшага.

Герои выбираются из кроличьей норы, запутанной системы лабиринтов, и попадают в другую сеть. Машина она устроена так, что из-за гордыни и слепоты, никогда не признает своей оплошности. Кто-то по её правилам должен быть наказан. И не важно кто. Главное наказан. И приняв условия игры. Братья лишь оттягивают неизбежное. Они уходят от пункта назначения лишь ненадолго. Любая гонка заканчивается, бензин кончается. И пока Человек не станет Личностью, и не обретет истинную свободу - он будет марионеткой в руках любой системы, любого эгрегора.

Ошибка героев - это игра в прятки. Вместо того чтобы стать на 100 шагов вперед, остановиться и подумать о ценностях жизни они бегут. В этом и заключается концепция всего фильма. Беги и не оглядывайся. Остановился а они уже тут как тут, и готовы тебя взять силой. Все серии это гонка выживания, марафонское сафари системы по отношению к условным беглецам. Пока они бегают система просыпается, повышаются налоги, идет перевооружение и эволюция. Подобные беглецы, и чем их больше лишь играют на руку самой системе, от подобных проектов как реальных так и кино образов выигрывает лишь система. Личности на архи уровне говорят, чтобы ты не задумал, мы всегда рядом. Мы всегда ждем за углом. Сколько не бегай а конец один. Мы правила игры, ты пешка (мышка). Мы умело расставляем мышеловки а ваше дело проверять насколько они эффективны.
Есть полицейский и ему платят чтобы он ловил. Иногда надо выпустить часть мышей, чтобы полицейские всей страны тренировались ловить, не в тренажерных залах а в полевых условиях. И получается чтобы карась не дремал ему дают щуку.

Андрей Евдокимов 7   04.02.2014 20:13     Заявить о нарушении
Я не думаю, что сценаристы подходили к сюжету под таким углом. :)

Оксана Аболина   05.02.2014 06:30   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.