Гл. 2, 3 Символизм и мистика романа М. Булгакова

ВВЕДЕНИЕ В РОМАН

В 2010 году исполняется 70 лет со дня смерти М. Булгакова. За последние годы таинственность некогда полузапрещенного писателя не развеялась. Роман «Мастер и Маргарита» в наибольшей степени вобрал в себя это таинственное. Данное произведение считалось критиками и бытовым романом, и философским, и любовно-лирическим и сатирическим...

Но лучше всего спросить об этом самого М. Булгакова. В 1930 г. (в письме Правительству CССР) писатель сообщал: «Вот одна из черт моего творчества: черные и мистические краски (я мистический писатель)».

Поверим Булгакову и будем считать мистику основой романа «Мастер и Маргарита». Тогда героев романа (таких, как например, Воланд) надо рассматривать не с сатирической и даже не с религиозной точки зрения, а с оккультно-эзотерической. И возможно ключ к пониманию сущности Воланда заключен в его же словах... В тех, где он говорит, что ищет рукописи чернокнижника Герберта Аврилакского.

Самый таинственный персонаж романа, как бы сравнивается с самой таинственной фигурой X века. С магом и Римским Папой в одном лице.
Но обо всём по порядку.

СИМВОЛИЗМ И МИСТИКА РОМАНА

В последнее время о  Булгакове и о его романе  "Мастер и Маргарита" на писано предостаточно, но  как сказал один из исследователей его творчества, Боборыкин: "Едва ли найдется читатель, который возьмет на себя смелость утверждать, что нашел  ключи ко всем таящимся в романе загадкам".

Сам Булгаков, в черновиках редакции 1933 г., называет свой роман фантастическим. А если принять во внимание, что на его творчество оказал большое влияние роман Майринка "Ангел Западного Окна" (эти два произведения объединяют единый образ стихии огня), то можно назвать роман "Мастер и Маргарита" и оккультно-эзотерическим.

Если театр начинается с вешалки – то роман – с названия. Булгаков писал и правил свое произведение в течение 10 лет. Чаще всего он называл свои черновики "Роман о дьяволе". Только через 9 лет работы появилось окончательное название: "Мастер и Маргарита". Опираясь на нумерологию, увидим, что число имени у Мастера и  Маргарита одинаково и равно шести (использованн вибрирующий способ подсчета). Случайно ли это? Вернемся к Майринку и там поищем ответ.

Роман "Ангел Западного окна" включает в себя осмысление множества мистических учений: в частности, индо-буддийский тантризм и равную ему по сути духовную алхимию. В этих учениях главным является освобождение человека от страданий путем слияния в себе мужской и женской сущностей.  Одним из преемников восточных учений (в Европейской традиции) считается герметизм (древне-египетская философия), где так же  говорится  о том, что все имеет свой мужской и женский принцип, тот же смысл заложен и в христианство: "(Иисус) сказал ученикам своим: ...когда вы сделаете мужчину и женщину одним...,  тогда вы войдете в Царствие" (Ев. от Фомы 27).

Булгаков впитал и переработал идеи Майринка и, возможно, Маргарита является материальным отражением внутреннего женского архетипа Мастера. Ведь в ходе романа они претерпевают трансмутацию, как духовную так и физическую. Нельзя не заметить и парадоксальное несоответствие имен сущностям героев: Мастер это пассивное женское начало, а Маргарита – активное мужское...

Теперь можно опять поговорить о цифре шесть. Согласно каббалистике расшифровка числа такова:  6 = 1+2+3, где: 1 - мужчина, 2 - женщина, 3 - любовь. Но шесть еще и мистическая гексаграмма, олицетворяющая гармонию между мужским и женским началом, это и великая Соломонова печать, символизирующая в плане деятельности человека свободу воли. В оккультном плане это шестой Аркан старшего Таро, представляющий собой борьбу (и соответственно выбор) добра и зла, истинного и ложного... Помимо каббалистического значения число шесть встречается и в Библии – например, это шесть дней творения.   

Все эти аспекты: гармония мужского и женского, свобода воли, выбор между добром и злом, сотворение характеров..... мы встретим на страницах романа. Своим названием (его тайным толкованием) автор как бы знакомит нас с сюжетными линиями произведения.


Рецензии
Фантастика и мистика романа - всего лишь новаторский стиль писателя-гения, который помогает ему лучше критиковать советскую действительность... Вспомните его пьесу "Иван Васильевич"...

Светлана Шакула   24.07.2018 21:22     Заявить о нарушении