Лучезарный дионис

     Мифопоэтическая  символика  Диониса
в  иерархической  пирамиде  Богов-Олимпийцев.

КРЫМСКИЙ  ФЕСТИВАЛЬ  ВИНА И  НАУЧНАЯ  КОНФЕРЕНЦИЯ

     ДИОНИС,  ВАКХ,  БАХУС
В  МИРОВОМ  ИСКУССТВЕ И  КУЛЬТУРЕ.


                Зевс-громовержец страстью воспылал
                К Семеле лучезарной несравненной. –
                Исполнить, что попросит, обещал,
                Поклявшись клятвой самою священной.

                Наивность – признак веры вдохновенной:
                В совете Геры грозный скрыт оскал,
                И царь богов как светоч дня предстал,
                Пред коей трепетал благословенный.

                Трагический финал всему венец:
                За миг испепелен огнем дворец
                По роковому веянью каприза.

                Но юный бог спасен своим отцом, -
                Олимп в сиянье вечно золотом
                Был опьянён рожденьем Диониса.
 
         Прежде чем непосредственно коснуться личности Диониса и рассмотреть его как символику в мифопоэтическом ракурсе,  затронем философский вопрос о нашем бытие. Проследим взаимосвязи, выявленные во Вселенской Пирамиде (ВП)1 с иерархическими структурами богов-Олимпийцев. Проведем противопоставления в их мифологической пирамиде, а также, сравнительный анализ иерархического характера с другими мифологиями, религиозными догматами и некоторыми философскими аспектами миробытия.
        Анализ следует провести на основе концепта ВП о 12 Апостолах Мирового Разума1а (АМР – авторская терминология), с учетом вышеуказанных параллелей. Затрагивая христианский аспект Богоучения, мы берем за основу триединую сущность Всевышнего: в образе Сына выступает Христос (олицетворение МР).
12 Его апостолов характеризуют символически Его Субстанцию, как бы являясь ее 12-ю составляющими.
         Мыслящий Ин согласится с положением о том, что символизм мифологии имеет психологическое значение. Подтверждение этому работы таких известных психологов, философов и мыслителей как Фрейд, Юнг, Ясперс, Рохейм, Джозеф Кемпебелл, разработавших целую теорию толкования сновидений и мифов. Анализируя их учения, мы приходим к выводу, что модели и логика сказок и мифов соответствует принципам сновидений, являющихся своеобразным отражением некоторых тайных сторон нашего бытия. Следовательно, ни сказки, ни мифы не являются  пустым плодом нашего воображения, а реально существующие в недрах нашего подсознания образы, либо характерные для этих образов формы запредельного бытия в непостижимой Материи.
       В отличие от религиозной картины, где Бог является единым Властителем – единым Началом, - в мифологии, в данном случае, греческой, происходит разделение божеств на пары.2 12 божеств (помимо верховных), занимающих (по мнению автора) важное место в греческой мифологии (ГМ), разбиты на 2 лагеря: мужской и женский. Верховная власть в ГМ, как мы видим, олицетворена двумя началами.

Иерархическая  Пирамида  Олимпийцев.
               
мужское начало  ЗЕВС – Фактор Абсолютной Власти – ГЕРА  женское начало 
               
АПОЛЛОН  –  фактор  творчества  –  МНЕМОСИНА
ГЕЛИОС – фактор света и таинства – СЕЛЕНА
ГЕРМЕС – информативный  фактор –  АРТЕМИДА
ГЕФЕСТ - фактор борьбы - АФИНА
ПОСЕЙДОН – фактор стихийных сил – ДЕМЕТРА
ДИОНИС – фактор жизнерадостности – АФРОДИТА

АИД – фактор Мирового баланса – ПЕРСЕФОНА

           Здесь приведена  созидательная (весьма условно) схема, - если оставить в тени двух властителей подземного царства.  Аид и Персефона, сами по себе, не несут смерть, или разрушения, но являются страждущими по душам умерших. Олицетворением разрушителей – их сторонников – являются  Арес, Танат, Геката, Гекуба, Эриннии, Мания, Эта.   Распределение олимпийцев по иерархии (по схеме), согласно их концептуальной значимости в эллинской мифологии, идет, по своему характеру, от возвышенных сфер к земным.3 К примеру,  Аполлон (Мнемозина), Гелиос (Селена), Гермес символизируют деяния верховной Власти:  акт творческий (Созидание), момент озарения (Разум) и фактор сообщения (Познание). Можно провести сравнение с Библейскими Писаниями: Всевышний, обладающий этими тремя важнейшими Свойствами. Артемида – начало земных страстей, как и остальные вышеназванные боги.
         Принцип соответствия (парности) богов и богинь, не сложно расшифровать и выявить в этом гармонию. Богу Солнца Гелиосу  (символ Разума) – властелину Дня – соответствует хозяйка Ночи – богиня Луны – Селена (символ таинства). Богу искусства Аполлону – хранителю 9 Муз – соответствует – их мать, богиня Памяти Мнемозина. Мимолетному посланнику богов Гермесу – легкокрылая Артемида. Эту стадию знаменует переходный момент: от запредельного к земному, поскольку  для этих двух божеств характерен синдром охотника.4  Искусному кузнецу металла Гефесту – эгидодержавная и порфироносная Афина. Правителю водной стихии, могучему Посейдону – богиня Земли Деметра. И, конечно, олицетворяющему все земные блага для беспечного бытия, богу вина Дионису достается богиня красоты и любви  Афродита. Своеобразное подтверждение этому можно найти в том, что древние видели в Дионисе вакхическую форму Эроса,5 главного помощника вечно юной богини. Поскольку Дионис бог не только дарующий, но и наказывающий  неповинующихся ему, либо не почитающих его как бога, не говоря уже о самом акте богоборчества, то ему приписывается разрушительная сила, рождающаяся из духа древнегреческих трагедий. Это исходит из образа параллелизма с Эросом, который в трагедии воспринимается как непреоборимая пагуба.6  В виду этого интересен аспект зооморфности Диониса.6а
      Так или иначе, божественность Диониса неоспорима. Примечателен чисто лингвистический факт: слово Дионис имеет начальную основу Dio, что в переводе с латыни означает Бог (;;;; - божественный).7 Вообще в античных языках скрыты глубокие смысловые связи. К примеру, dies – день, dius – Бог, diva – богиня, divum – небо, dis –богатый, ;;; – имя всех царей в старину (Диана – имя богини).
       Значимость Диониса в концепте бытия Олимпийцев велика. Боги Олимпа ведут фривольный образ жизни, вся сущность которого состоит в том, чтобы пировать, любить и веселиться, и, естественно, подавать пример смертным. А какой еще союз (по крайней мере, символически) как ни Дионис – Афродита, вместе с их спутниками менадами, сатирами, Эросом, Гименеем, является более подходящим. Войны (олицетворитель Арес; согласно мифологии, супруг Афродиты) – это тоже часть развлечений, которыми заняты Олимпийцы, как и многие видные представители человечества, но они имеют разрушительное свойство, в отличие от Диониса, несущего жизнерадостность.8

        Мы знаем, во все времена человека интересовала его судьба не только в этой жизни, но и после нее. Трепетное желание постичь хоть малую частицу своего запредельного будущего формировало в его восприятии образ некоего Всемогущего Идола, сотворившего человека для поклонения, чтобы затем воздать ему должное за примерное поведение в жизни земной. Образ Вседержителя вочеловечивался поклоняющимися ему, по вполне понятным причинам. Так возникала религия, которая впоследствии, с ростом уровня Ин, становилась мифологией. Быть может, и современные религии, в недалеком будущем станут мифологиями, в процессе выявление многих, на данный момент, непостижимых сторон нашего бытия, объяснение которых не будет вписываться в религиозные догматы. Тем не менее, религия, так же как и мифология, содержит много мудрых мыслей и концептов, позволяющих яснее воспринимать действительность окружающего мира и облекать идеи в соответствующие формы.


             В С Е В Ы Ш Н И Й

             ОТЕЦ  СЫН  СВ. ДУХ
;
               ИИСУС  ХРИСТОС

                ИОАНН
           ПЁТР              МАТФЕЙ         
         АНДРЕЙ                ФОМА
    ИАКОВ Зв                ИУДА Лв
      ПАВЕЛ                ИАКОВ Алф
            ВАРФОЛОМЕЙ     СИМОН

                ИУДА ИСКАРИОТ

         Здесь также показана созидательная схема, за исключением Иуды Искариота, противопоставленного личности Иисуса. В отличие от мифологического противопоставления, здесь круговая система взаимоотношений (взаимосвязей) между ними. Однако, как видим из Библии,9  числу 1210  апостолы придавали сакральное значение. Анализ взаимосвязей магии чисел (в частности 12), в ракурсе мифологии и христианской религии – это отдельная тема. Были также и попытки отождествления 12 апостолов с 12 главенствующими божествами греческих и римских мифов.11   Но мы займемся лишь одной фигурой – Дионисом и попытаемся определить с кем из личностей, представленных в этой схеме, он ассоциируется.               

         Для координации своих рассужден, касающихся мифологических божеств, относительно структур ВП, рассмотрим схему 12-и главных составляющих Абсолюта.12  Формула синдрома параллелизма (СП) со святыми Писаниями характерна для философского понятия Абсолюта, который тоже (как видно из схемы) обладает свойством триединства.

               А Б С О Л Ю Т

         МАТЕРИЯ   СУЩНОСТЬ   ФОРМА

       ВРЕМЯ              ПРОСТРАНСТВО
        ЗВУК              ЦВЕТ
     ЭНЕРГИЯ              ДВИЖЕНИЕ
       ЧИСЛО              СИМВОЛ
      НАЧАЛО              МЕРА
   АНТИНОМИЯ              ГАРМОНИЯ

         Не будем рассматривать нижнюю часть, а также промежуточные инстанции (они и не приведены тут) с кодовыми показателями 7 и 9 (фактор кодовых показателей земного бытия 33 и 144 следует анализировать отдельно). Созидательная (тоже условно) схема представлена Объединенной Вселенской Субстанцией (ОВС), имеющей сакральное (12) число составляющих.12а Как мы видим, здесь, как и в иерархии ГМ есть фактор некоего соответствия, который мы можем выявить, проведя   анализ 12 АМР. Воссоздадим картину взаимосвязи 6-и пар13 апостолов.
        Время – это трансформированное пространство. Звук и цвет факторы представления всего сущего в восприятии Ин модели Вселенной и координирования своих деяний. Любое число является символом той или иной составляющей Материи.14 Следует учесть цикличность знаков (чисел) в обозначении состоящего из них числа. Энергия олицетворяет движение в Материи, как и фактор самого движения, обладает определенной энергией, имеющей свой, характерный для нее, код. В виду претерпевания своей катастрофы, понятие меры приобретает столь же абстрактный характер, как и понятие начало. Гармония элементов, форм  Материи и всего сущего выявляется из антиномий их взаимосвязей.14а
        Теперь попытаемся найти фактор соответствия, либо даже взаимодействия между  АМР и 12-ю олимпийцами, согласно их концептам. Коммуникабельность  Гермеса определена 8-ю апостолами: время, пространство, энергия, движение, число, символ, начало, мера. Роль информатора велика. Каждый из названных АМР соответствует концепту деятельности божьего посланника. Быстрее мысли (фактор времени)15  Гермес мчится от самой вершины Олимпа до самых глубин подземного царства (фактор пространства). Для Гелиоса и Селены тоже большое значение имеют эти 2 мировых апостола. Причем, концепт времени построен на противопоставлении одной половины суток другой, являя при этом единство их гармонии. Аполлону, в первую очередь, близок союз Звука и Цвета, как важнейшие составляющие понятия искусства (творение), и, как следствие, - снова, проявление закона единства и борьбы противоположностей.
         Не заостряя внимания на Посейдоне (Деметре) и Гефесте (Афине), остановимся на личности Диониса. Он проявляет максимальную коммуникабельность: основным звеном, связующим все 12 апостолов, является фактор его деятельности – вино. Его можно  полу в шутку, полу всерьез назвать 13-м апостолом нашего бытия. Во все времена, в любом уголке планеты оно служит поводом для дружбы и раздоров; дарует вдохновение, затуманивает сознание, либо приносит озарение; заставляет терять контроль над собой;  дает ощутить прилив сил или упадок. И нет числа всем радостям и страданиям, которое приносит людям этот неизменный символ – дионисийский дух, объединивший и 12 христовых апостолов. Что за ассоциацию вызывает этот аспект, говорить не приходится. 16
        Уникальность Диониса состоит еще и в том, что он единственный из олимпийцев, которому удалось умереть, а затем воскреснуть (призрачная ассоциация с воскресением Христа). Но следует учесть, что он не «чистый» Бог: матерью его была смертная женщина, Семела. Что усиливает ассоциативное впечатление. Характерен также тот факт, что Дионис в некоторые периоды мифологии отождествлялся с Аполлоном. Это свидетельство того, что Дионис имел непосредственное отношение к искусствам, музыке, свету.17   
       Резюмируя сказанное, попытаемся замкнуть этот загадочный круг в космогоническое кольцо мифологического ; религиозного образа. Что же окажется его бриллиантом, символизирующим центральный фактор всего происходящего в нашем бытие? Для этого воспользуемся понятием СП. Снова составим пары, но иные, по своему характеру. Их схема будет выглядеть так. 

ДИОНИС – АПОЛЛОН   Здесь не участвует фигура Посейдона,  поскольку, на  мой  взгляд, 
АПОЛЛОН – ГЕЛИОС     не вписывается  в символическую схему  СП, что не случайно:  в 
ГЕЛИОС – ГЕРМЕС         данном соответствии, он  отождествляется с  личностью   Иуды
ГЕРМЕС – ГЕФЕСТ         (сказано, условно). Замена его на Прометея (как Иуды на Матфия)
ГЕФЕСТ – ПРОМЕТЕЙ    вполне логична, исходя из фактора противостояния двух великих      
ПРОМЕТЕЙ – ДИОНИС  стихий.

       Анализ подобной структуры, думаю, ясен без комментариев. О связи Диониса с Аполлоном уже говорилось. Личность самого Аполлона (вместе с его 9 Музами), если на нее смотреть современным взглядом, у меня ассоциируется с Солнцем, а 9 его спутниц с планетами Солнечной Системы.18  Связь Гелиоса с Гермесом очевидна: Солнце (СП - ВР, ВК) источник не только Света, но и познания, - оно озаряет Ин*, позволяя ему, по возможности, получать на подсознательном уровне информацию. Гермес, как и Гефест соратник богов, что является для них объединяющим фактором. И тот, и этот учат людей верно служить богам. Союз Гефеста с Прометеем (каждому соответствует символ Огня – синдром Гераклита), как более активной формой, весьма характерен.  Гефест олицетворяет фактор борьбы за место под Солнцем, чему учил людей Прометей, совершив акт богоборчества. И, хоть меж ними имел место момент противостояния, со временем все вернулось на круги своя. Чтобы замкнуть круг, остается выявить связь Прометея с Дионисом, не в зависимости от того прямая она, призрачная, либо не достает некоего промежуточного звена, объединяющего их в единую гармонию.
       Исходя из концепта Диониса в иерархии олимпийцев, приведенного ранее, мы можем заключить, что Дионис – это та сущность, которая олицетворяет земные блага и радости в восприятии любого Ин. Даже тот, кто ведет строгий образ жизни, не может полностью игнорировать его личность, хотя бы, потому что он (Дионис) отождествляется с божьим даром, как и дар Прометея, позволивший человеку постичь свои потенциальные возможности. А кто, как ни сам Христос, в своем символическом проявлении, способен синтезировать эти 2 важнейшие фактора человеческого бытия.19  Тот момент, что Христос являлся воплощением целомудрия, в отличие от Диониса, ведущего оргиастический образ жизни, мало что меняет. Дионис – это более ранняя фаза восприятия миробытия, менее совершенная (чем Библейская), как и структура самой ГМ. Сущность  пришествия Христа и состоит в искуплении первородного греха, что служит, в некоторой степени, оправданием личности Диониса. Главное, сохраняется основной концепт. Ведь в мистерии-драме мифологии (как и в христианстве) созерцающий разум объединяется не с телом, а с принципом вечной жизни.20 Еще одно подтверждение СП: венец многих исканий, воссиявший на мировом кольце бриллиантом  познания, в котором буйствует великий дух дионисийства.

 
        ПОДАРОК  ОТ  СПАСИТЕЛЯ

Там, где глаголет истина... – вином
Течет река, что заживляет раны, -
Ее исток зовется божеством,
И от него мы ждем небесной манны.

Великий Светоч, сквозь веков туманы,
Нас радует целительным лучом;
Из сердца кровь готова бить ключом,
Ведь не страшат тебя судьбы тираны.

Когда же воплотить решил Господь
Насущный хлеб во человечью плоть,
Вино предстало кровью искупленья.

Так протяни кипящий кубок мне,
Ведь не одна лишь истина в вине:
В нем от земных невзгод твое спасенье.




уловные обозначения

Ин      -    Индивидуум
Ин *   -    Субстанция Ин 
ГМ     -     Греческая Мифология
ВР      -     Вселенский Разум
ВК      -     Вселенский  Кристалл
СП      -     Синдром Параллелизма
АМР   -     Апостолы Мирового Разума
ВП      -      Вселенская Пирамида





       КОММЕНТАРИИ

  1    Подробней о ВП в  брошюре  Ананов М. Г. «Тайнопись Поэтической Формы», Мерани, 2000. стр. 3-5.

  1а    Об этом  брошюре Ананов М. Г. «Атомарная Модель Звук», раздел  «Вселенная и Космогония Миробытия» (Вс и КМб), Мерани, 2001

  2  Разделение божеств на пары проведено нами не обязательно согласно описанию в самой мифологии, а согласно их символическому (на авторский взгляд) соответствию друг другу.

  3  Это весьма условно, поскольку каждое божество является, в той или иной степени, олицетворением сил земных и запредельных.

  4   Реминисценция одной из  версии, что мысли, образы (некая информация) возникающие в нашем сознании бывают нам навязаны свыше. Своеобразное проявление синдрома предопределенности.

  5    Фрейденберг  О. М. / История  Мифа и древности; стр. 309.
 
6  Там же. Фрейденберг считала, что Эрос и Вакх в равной мере боги и мистериальные и драматические. Т. е. Если в мистерии  Эрос исполняет функции созидателя, то в трагедии  он обладает разрушительной силой. <…>  Что выявляет еще одну нить связующую личность Диониса с богиней красоты.
 
 6а    В своем предисловии к поэтике Аристотеля Герберт Марри говорит о соответствии катарсиса трагедии ритуальному катарсису, который был функцией празднеств и мистерии расчлененного бога-быка Диониса. / Джозеф Кемпебелл / Герой с тысячью лицами; стр. 27.

  7   Мелетинский Е. М. / Поэтика Мифа; стр. 33.

  8   Как уже упоминалось, Дионис – это еще и карающий бог. Он не щадит ни тех кто проявляет фактор богоборчества, ни тех кто не желает почитать его как бога. Кун Н. А. / Легенды и Мифы древней Греции.

  9     После самоубийства Иуды Искариота, по жребию, 12-м апостолом был избран Матфий.

 10    Число 12 имеет богатую символику, не только в религии, или мифологии, но и в нашем бытие. С ним связано еще одно магическое сакральное число 144: его квадрат. Подробней об этом в 4-й «Книге Огней»  Ольги Асауляк  / ст. Бессарабенко А.  «Космический Код Отца Небесного»; стр. 116-125.

 11    Мифологии Народов Мира, в 2-х тт./ Том 1-й, стр. 355 – 357.
 
 12    Здесь имеет место синдром параллелизма. Речь идет о триединстве Бога: Бог един в 3-х лицах: Отец, Сын, Святой Дух. Абсолют един в 3-х его составляющих: Материя, ее Сущность и ее Форма.
 
 12а     О концептуальной значимости вышеупомянутых чисел, в ракурсе ВП, я говорю в некоторых из  разделов моей работы  «АМЗ».
 
 13     Там же.

 14  Я, в некоторой степени, являюсь апологетом теории Пифагора, утверждающего, что все произошло от чисел. В моем представлении, число не просто знак, изображенный на листе бумаги, или другом предмете, а свойство Материи, обладающее энергетическим кодом, контролирующем существенные стороны ее деятельности. Есть 2 важнейших символа в миробытие – это Древо Познание и Крест. Первое – символ зарождения великого Греха; второе – символ великого искупления Греха.

 14а    Об этом в главе 12 АМР/ «Вс и КМб»       
   
  15     Сравнительный аналог со скоростью Света (С = 300000 км/с). Подробней о движении в Материи одной из составляющих ее Формы, с равной или большей, скоростью, а также о растяжимости Времени в монографии Эйнштейна «Космогония общей Теории Относительности».

 16   Сравнительный анализ с концептом Христа: - истина в вине! - где главнствующую роль играет фактор забвения для успокоения души человека в этом грешном мире, по поводу его неземного будущего.

  17 С именем Диониса связано возникновение песен-дифирамбов, что в переводе означает песня козлов, посвященная богу, как бы рожденному дважды. /  Кун Н. А. Легенды и Мифы Древней Греции, стр. 73.
       В связи с этим хочется представить свой сонет.

               Побратим  Аполлона

С веселою толпой, увешанных венками
Восторженных друзей, сатиров и менад,
Того, кто чествовать его бывает рад,
Балует он вином и льстивыми речами.

Увенчанный плющом, взлелеянный богами,
Хранитель кладезя немыслимых наград,
Сокрытых в символе, чье имя виноград,
Несет забвение за шумными пирами.

Открыт путь к звездам тем, кто чтит его в веках,
Познает враг его пред вечной тьмою страх, -
Незримо сводит он судьбы хитросплетенья.

Безумец  Дионис!.. ты дважды был рожден;
Твоей лучистою слезою окроплен,
В часы твоих утех, напиток вдохновенья.

 18  Еще одна некая ассоциация СП: сакральность числа 9 (Христово число) была признана и эллинами. Число Муз было выбрано не случайно, хоть в те времена не знали о гелиоцентрической Системе.
 
 19   В связи с этим (Дионис, вопреки иерархической картине, отождествляется не с кем-либо из апостолов, а с самим Христом), произошла еще одна метаморфоза: Дионис автоматически заменил верховного бога Зевса. Это, если проанализировать сказанное, не случайно. Подтверждение можно найти в работах многих исследователей мифологов. В частности у Ницше:  «Зевс-отец и Дионис-сын – язычество и Христианство – должны прейти. Возникают новые люди: грядущее возрождение». Голосовкер / Логика античного Мифа; стр. 113.
      В связи с этим отметим один из вариантов легенды о царе Мидасе, Дионисе и его учителе Силене (об этом в той же книге Голосовкера). Здесь также ощутим СП с Новым Заветом: тот момент, когда Христос, перед своими Апостолами и учениками поднимает над Своею головой младенца и говорит: "истино, истино вам говорю, лишь тот, кто будет чист, как этот младенец, обретет царство небесное".    

 20  Фрейденберг  О. М. / «Миф и поэтика  жанра».


Рецензии