А зачем мне нужно это дело?

Мы идем  вдоль обрывистого берега Томи, нас трое, две Ольги и я.
Выходной день, воскресенье, 2 августа, двенадцатый час дня. Сегодня у моего сына день рождение, но он далеко руководит работами по очистке амбаров от нефти за три тысячи километров, в городе Нягань. Я минуту назад  поздравил его по телефону, а сейчас  вдыхаю чистый лесной воздух. Вчера прошел дождь, поэтому в тени чувствуется прохлада, а на полянках спину пригревает солнце. В руках у нас полиэтиленовые мешки перчатки, а у Ольги Викторовне фотоаппарат.
Мы обходим свои «владения» на Потаповых лужках. Небольшое волнение – что же оставили вчера отдыхающие? Мы уже вышли с территории стадиона «Буревестник», прошли наш контейнер для мусора и двигаемся по левой части берега.
 Наши владения налево простираются метров 400, а направо около пятисот, при средней ширине в двести. По площади около десяти гектаров, но это наиболее посещаемые места отдыхающими, любителями поесть шашлыки, выпить, разжечь костер, гармонично слиться с природой или прочитать проповедь, а то и просто позагорать, глядя на зеленые луга поймы Томи, на красавицу реку, сквозь ветки кудрявых берез.
На всей полосе обрывистого берега Томи таких мест более сотни. Есть небольшие пятачки,  роскошные поляны; в общем, уютные местечки. Если вы не идете вдоль склонов берега, то  добрую половину из них и не увидете.
Мимолетный взгляд говорит, что,  достаточно чисто, но не для меня, чьи глаза нацелены на мусор. Мешок потихоньку наполняется, но мусора становится намного меньше, чем было раньше.
 Однако встречаются остатки от нерадивых людей, в основном, пивные бутылки разных калибров и марок вместе со стаканами. Какое разнообразие этого зелья выпускается нашей промышленностью, я понял  в этом  беззащитном лесу, дающем мне пьянящий воздух жизни.
Я вспоминаю вчерашний допрос моей хорошей знакомой Татьяне Никитовны: « Лушников, скажи, зачем тебе это надо, только, честно?»
Я ей отвечал, что, дескать, хочу приучить людей к чистоте.
Она мне в ответ: С нашим народом никогда не изменишь отношение к общественным местам. Есть люди, которые и без тебя не оставят мусор, а есть отморозки, которым все нипочем. Да и что вы вдвоем или втроем сделаете? В городе, сколько ответственных людей и контор? Наверное, сотни. А денег? Наших денег, кстати, миллионы, а воз и поныне там.
Вон, возьми наше Степановское озеро. Все замусорили, невозможно подъехать».
Мой мешок заполнился, также как и у Ольги, а я спросил себя: «А зачем тебе, действительно, нужно такое дело? Времени отнимает уйма, несколько часов в день, деньги съедает, дома ругаются».
Странно, но этот вопрос задают все, от случайных знакомых, родственников до советника администрации Кировского района. Помнится, что при первой встречи он сначала спросил об экономической выгоде. Когда понял, что ее нет, то про депутатство спросил.
Мы тогда с Юрой засмеялись, но, видимо, люди настолько материальны и реальны, что поверить в порыв, необдуманный, даже хороший шаг, трудно или отучили нас?
Я вспоминаю о начале нашего дела. Мы приехали с Юрой Хмылевым в район лыжную базы, что находится напротив лесопарковой зоны Потаповые лужки. Решили прогуляться по лесу. Не успели зайти, как нам бросилось в глаза захламленность территории.
  - Эх, жаль, что мы не ценим нашу природу – сказал Юра.
 - У меня есть мысли, чтобы эту проблему решить, но нужно терпение и время – произнес я. 
 - Давай попробуем – предложил Юра.
 - Если будем идти до конца вместе, то давай. Деньги придется самим вкладывать, по крайней мере, на начальном этапе.
 Юра согласился.
И  через пару недель мы запустили свою программу вместе с городским порталом «В Томске», чтобы привлечь внимание к проблеме, а главное, вызвать, хотя бы нетерпение к нарушителям, загрязняющих природу и город..
Назвали программу «Прибери свою планету!», хотя сейчас еще добавили другой девиз:» Кто, если не мы?»
Мы  поверили в свое предназначение,  и энергия захлестнула нас.
На первый взгляд все просто. На входе в лесопарковую зону поставили шесть плакатов и большой баннер, призывающих людей к разуму, человека, который выдает бесплатно мешки и перчатки. Поставили контейнера, заключив договора со Спецавтохозяством.
Написали ряд писем в общественные организации, в основном, экологические. Потом призвали ряд партий с просьбой присоединиться к нашему общему делу.
Странно, но партии, даже ЛДПР, любящая покрасоваться, проигнорировали нас.
Из экологов вышли три человека с двух организаций, но неожиданно появились помощники с другой стороны. К нам пришли люди из клуба гармонического развитии человека ФИДС, участники программы «Общее дело», выступающие за борьбу против пьянства и курения.
Уборка леса на площади десяти гектаров шла три недели, а  планируем расширять до реки Томь.
Вскоре мы поняли, что нужно разговаривать с народом, как на входе, так и в местах массового отдыха и стали  с Юрой прохаживаться вечером.
За все время не было ни одного негативного отклика. Это не означает, что кто-то не оставляет мусор, но появились такие, что  стали брать и чужой. Подавляющее большинство положительно относится  к нашему делу, но малая информированность не делает их реальными помощниками.
 Зато обнаружили людей, которые, по собственной воли, убираются не один год. Недавно встретили двух девчушек тринадцати лет, убирающих склоны, достаточно крутые, на которых даже я уже несколько раз падал и резал руки о разбитые бутылки. Каждый день стали брать не менее 30 мешков. В общей массе народа немного, но, по крайней мере, свой мусор  уберут. В первые дни брали не больше пяти.
С этим делом торопиться не надо. И мы не торопимся. Сегодня мы понимаем, что с людьми нужно больше разговаривать,  убеждать.
Я вспоминаю слова Людовика 4: Государство – это я!»
Наша лесопарковая зона – особо охраняемая зона, которую охраняет государство.
Его не видели, а посему мы и есть государство.
«Так зачем мне это надо?» - Я вновь задумался. « Может, понять лучше народ? Исследовать еще одну сторону проблемы? Или попробовать безнадежное дело сделать реальным?»
Я бы хотел видеть психологов, социологов, настоящих экологов, партийцев разных мастей, религиозных деятелей, наших профессоров и не столько на сборе мусора, а в помощи комплексного решения данной проблемы.
Мы стучимся во все двери администраций, департаментов, общественных организаций, учебных заведений, предприятий. Кстати, предприятия уже помогают реально, отказов еще не было.
Меня отвлекает голос Ольги Викторовны:
 -  Вы с нами или нет?
 Оборачиваюсь и вижу, что она спрашивает двух велосипедистов.
 - Мы видели на входе людей, но не понимали зачем. Сейчас не можем, а в другой раз обязательно поможем, хотя свой мусор мы всегда забираем с собой – говорит девушка.
 Я ей верю. Может потому, что среди наших помощников больше женщин, да и пакеты на входе берут в основном они.
А наш «социолог» уже спрашивает отдыхающих: Скажите, по вашему мнению, можно добиться чистоты в лесу?
Нет – отвечает женщина – для некоторых нужна только палка или большие штрафы.
А какая большая сумма? – интересуется Ольга.
В пределах двух тысяч рублей – определяет сумму штрафа отдыхающая дама.
Подходим к большой полянке. Нас обгоняет парень с сигаретой в руке. Спрашивает:
- Вы не видели много ребят с саблями? Нет – отвечаем – но шум с поляны идет какой-то.  - А куда сигарету бросишь?
Некуда, кроме земли – растерялся парень.
 - Я тоже курю, но тушу сигарету, а окурок в пачку и никаких проблем, если рядом урны нет – подсказываю ему выход и склоняюсь за бутылками с яркими этикетками. Парень подходит и помогает их собрать. Я благодарю, и мы вместе выходим к группе молодых парней и двух девушек, сражающих на саблях.
Оглядев полянку, мы идем дальше. Встречаем людей, неторопливо разговариваем. Заканчиваем обход с небольшим уловом в шесть мешков, что на такой территории уже немного.
 Я взглядом обвожу «свою» территорию и радуюсь, что люди придут на чистые места, на прекрасную нашу матушку землю и надеюсь, что придет время, когда уходить будут все благословленные природой.
А зависеть это будет только от нас с вами, читатели!


Рецензии