Таинство Брака

Один сказал: "Нам этой жизни мало",
Другой сказал: "Недостижима цель".
А женщина привычно и устало,
Не слушая, качала колыбель.
И стертые веревки так скрипели,
Так умолкали - каждый раз нежней!
Как будто ангелы ей с неба пели
И о любви беседовали с ней. [1]

Любовь… Семья… Дети… Что может быть в жизни драгоценнее? Но это бесценное сокровище почему-то оказывается крайне хрупким: сегодня каждый второй брак оборачивается трагедией. Вместо осколков рая на земле все больше появляется местных отделений Дантова ада… Но за что?...

И этот ответ мы знаем. Предательство – вот что рассекает беспощадным мечом сросшиеся в единую плоть души. И это предательство начинается еще задолго до измены. Когда в человеке видят лишь соблазнительную плоть – его уже предают. Когда другой – не более чем инструмент для удовлетворения различных страстей – его тоже предают. Когда муж и жена – всего лишь выгодные «компаньоны» по жизни или «сексуальные партнеры» – вряд ли они станут крепкой семьей. Даже появление детей, этих цветов жизни, порой дает лишь краткую отсрочку предательству. Все начиналось так чудесно, а остаются одни горькие слезы с проклятиями…

Брак – всегда загадка. Точнее, уравнение с двумя неизвестными, причем ни «икс», ни «игрек» не знают, как поведут себя, став мужем и женой. «Все девушки хороши, откуда только берутся плохие жены?» - вопрошает народная мудрость: но ведь то же относится и к мужьям. Неужели в брачном союзе скрывается какая-то мина замедленного действия, которая в какой-то момент может разорвать в клочья то, что казалось нерасторжимым навеки?
Вся беда в том, что этих мин – целых две: по одной в каждом супруге. Мина греховного Адамова наследства – стремление жить ради себя, жить всласть, ибо на это имеем полное право! В обществе потребления и брак становится «потребительским»: когда одна половина «потребляет» другую, в итоге остаются лишь две скорлупки – пустые, никчемные, скучные, и более не нужные. 

Но брак может быть и другим. «Я беру тебя, беден ли ты или богат, здоров или болен, добр или зол» - так говорится в древнем западном чине венчания – одном из церковных таинств, в котором сочетающимся браком дается особая Божественная благодать к созданию крепкой семьи, рождению и доброму воспитанию потомства.
«Смотри, что дает людям союз любви, мудрый брак – восклицает святитель Григорий Богослов, видный мыслитель Церкви IV века.
Кто научил мудрости? Кто исследовал таинственное?
Кто дал городам законы и, ранее законов, кто основал города и изобрел вдохновенно искусства?
Кто наполнил площади и дома?
Кто – места для состязаний?
Войско в битве и столы на пирах?
Хор певцов в душистом дыме храма?
Кто укротил животных? Кто научил пахать и сеять растения?
Кто послал в море борющийся с ветром черный корабль?
Кто, как не брак, соединил море и сушу влажной дорогой и объединил раздельное друг от друга?

Но есть и еще более высокое и лучшее. Благодаря браку, мы являемся руками, ушами и ногами друг для друга; благодаря ему, мы получаем двойную силу к великой радости друзей и горю врагов. Общие заботы уменьшают затруднения. Общие радости становятся приятнее. Радостнее является богатство, благодаря единодушию. А у небогатых единодушие радостнее богатства. Брак есть ключ, открывающий путь к чистоте и любви» [2]

Христианство не только не гнушается браком, как это происходило в древних языческих сектах, да и сегодня встречается среди людей с патологической религиозностью. Более того – христианство сравнивает брачный союз с образом отношений Самого Христа – и Церкви, Его Невесты! В послании к христианам малоазийского города Ефеса апостол Павел пишет: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и отдал Свою жизнь ради нее, чтобы освятить ее, … чтобы она предстала перед Ним во всей красе – ни пятна, ни морщины, ни другого изъяна, - то есть святой и непорочной.  Так и мужья обязаны любить своих жен, как свое собственное тело: любящий свою жену любит самого себя.

Еще не было человека, который ненавидел бы свою плоть. Наоборот, он питает ее и лелеет, как и Христос Церковь, потому что мы - части Его тела. Вот почему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и станут двое одной плотью. Здесь великая тайна; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена пусть почитает своего мужа» (Еф. 5:25 –  32) [3]. Поэтому христианство утверждает: брак свят, и поэтому – нерасторжим, как в живом человеке нерасторжимо единство тела и души. Даже смерть не может разлучить любимых – ибо любовь сильнее смерти. «Брачная любовь есть сильнейший тип любви, - говорит свят. Иоанн Златоуст. – Сильны и другие влечения, но это влечение имеет такую силу, которая никогда не ослабевает. И в будущем веке верные супруги безбоязненно встретятся и будут пребывать вечно со Христом и друг с другом в великой радости».

Но такой брак – подвиг. Насколько легче «попользоваться» друг другом и разбежаться, нежели ежедневно утеснять эгоистические стремления, вести борьбу с грехом в себе и ближнем – ради окончательного торжества любви. Имея залог духовного единодушия, дружного устремления всей семьи -  ко Христу, который и подается Таинством Венчания, супружеская жизнь становится настоящей борьбой – но только не друг с другом, а борьбой за то, чтобы вся семья стала отражением Божественной любви Небесного Отца к Сыну в Духе Святом – любви чистой, любви святой, любви крестной:
И я знаю, взглянувши на звезды порой,
Что взирали на них мы, как боги с тобой,
У любви есть слова, те слова не умрут,
Нас с тобой ожидает особенный суд:
Он сумеет нас сразу в толпе различить,
И мы вместе придем, - нас нельзя разлучить. [4]

_______________________________________
[1] Григорий Адамович
[2]Свт. Григорий Богослов, Моральная поэма.
[3]Смешанная цитата из Синодального перевода и «Радостной Вести» (перевод Библейского Общества. М., 2005 г.)
[4] А. А. Фет


Рецензии
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.