На водах. Рассказ. Глава 8

                Глава VIII.

По обыкновению, второй выходной день – воскресенье братья Азарины решили начать с пешей прогулки. Рано утром перед завтраком они вышли из дома и направились по вчерашнему маршруту: сначала к источникам, а потом к городскому саду. Сегодня говорили они мало, так как вчера уже исчерпали все темы для беседы, поэтому наслаждались своеобразным уединением. Хотя уединением это нельзя было назвать, разве что мысленным, ведь они гуляли в городском саду, где кроме них было ещё много других людей.
Среди гуляющих, братья Азарины никак не ожидали встретить кого-либо из знакомых. Но, как известно, когда совсем не ждёшь чего-то, это обязательно случается….
- Мсье Азарин! – послышался позади братьев тихий голос. – Мсье Азарин!
Оба машинально обернулись на зов и увидели перед собой ту самую особу – княжну Васильевскую. София стояла и смотрела на них пристальным, немного тревожным взором.
- Здравствуйте, София Александровна, - расплылся Антон в улыбке.
- Приветствую вас, княжна, - вторил брату Андрей.
- Здравствуйте, Антон Сергеевич, Андрей Сергеевич, - поприветствовала их Софи.
- Для нас встреча с вами очень неожиданна. Вы гуляли? – спросил Андрей.
- Я намеренно искала встречи с вами…. – призналась княжна и добавила. – Конечно, больше с Антон Сергеевичем.
- Куда уж мне! – засмеялся старший Азарин.
- Что-то случилось? – спросил, наконец, Антон, заметив волнение Софии.
- Не то, чтобы случилось…. – замялась Софи. – Вы оба приглашены сегодня к нам на ужин, я признаться, этому несказанно рада. Будет хоть с кем поговорить. С мсье Климовым так скучно…. Ох, но я ведь не об этом! Я просто хотела попросить Антон Сергеевича не выдавать наше с ним знакомство. Прошу вас, пусть все сочтут, что мы впервые видим друг друга. А вы, Андрей Сергеевич, нас якобы познакомите.
- Можете не сомневаться, София Александровна, мы так и собирались сделать. Неужели вы подумали, что мы можем допустить подобную оплошность, - спокойно ответил Андрей.
- Простите меня, за то, что не до конца вам доверяла. Я знала, что вы меня поймёте. Спасибо вам большое! – София улыбнулась. – Мне пора идти, маменька будет недовольна моим столь долгим отсутствием. Я буду вас очень ждать и надеюсь, что вы придёте к нам. До свидания, Антон Сергеевич, Андрей Сергеевич.
- До вечера, княжна! – крикнул Андрей вслед Софии, которая спешила домой.
Антон смотрел на удаляющийся силуэт княжны и улыбался. Андрей, в свою очередь подивился излишней сентиментальности брата, немного поругал его за молчаливость, и они отправились домой, где их уже ждала добрая тётушка с завтраком….
После завтрака братья разошлись по своим комнатам и занялись делами. Антон закрылся в своей мастерской, желая скорее закончить картину, а Андрей занялся написанием нового стихотворения. Сегодня ему это удалось.
День прошёл быстро. Не успели братья оглянуться, как наступил вечер. К Визиту в дом Васильевских Азарины начали готовиться заранее. Уже за пару часов до выхода они примеряли свои парадные костюмы. Наконец, всё было готово – можно выходить. Андрей сообщил Дарье Трофимовне, чтобы она не ждала их к ужину и что вернуться они довольно поздно. А Антон взял из мастерской одну из своих работ, чтобы подарить Васильевским. Картина была не большого размера, поэтому её можно было спокойно нести в руках.
Не дожидаясь извозчика, Азарины пошли пешком на Посадскую улицу, благо идти было совсем не далеко. Карманные часы Андрея показывали половину девятого, поэтому братья шли не спеша. Город потихоньку погружался в темноту. Солнце одаривало Пятигорск последними лучами. Голова Машука постепенно окутывалась туманом. Серые клочки облаков, будто змеи ползали вокруг вершины. Несмотря на то, что солнце уже почти скрылось за горой, воздух был тёплым. Становилось душно.
Наконец, Азарины дошли до назначенного места. Дом, в котором жили Васильевские, пылал огнями - во всех комнатах горели свечи. У ворот стояли два экипажа. Из одного из них выходили люди. Сначала оттуда выпорхнула девушка в синем платье, потом медленно выполз пожилой мужчина с резной деревянной, видимо очень дорогой, тростью. Братья с минуту наблюдали за тем, как они входят в дом, и пошли следом.
На входе их приветствовал лакей и, узнав предварительно их фамилию, повёл в глубь дома. Надо сказать, что дом Уварьиных (так его называли, потому что это была фамилия владельцев дома) был очень большим по Пятигорским меркам. Приехавшие на воды столичные дворяне часто нанимали его для проживания.
Антона и Андрея провели в гостиную. Слуга объявил, что прибыли господа Азарины. Гости, сидевшие на диванах невероятно оживились, услышав новую фамилию. Братья зашли в комнату, которая была обставлена по всей моде: изящные диваны и кресла, столики из красного дерева, бронзовые канделябры….
 - А вот и наши гости! – громко произнесла княгиня Васильевская, как только они вошли. На ней сегодня было бордовое платье из бархата и множество сверкающих и переливающихся украшений: серьги, колье, браслеты и кольца. – Андрей Сергеевич Азарин и…. – представила она Андрея и остановилась.
- И Антон Сергеевич, мой младший брат, - помог ей Андрей.
После представления Азариных, из кресла встал высокий пожилой мужчина и отрекомендовался сам. Это был князь Александр Михайлович Васильевский. Он изъявил желание на правах главы семейства представить всех гостей этого званного ужина.
В гостиной кроме братьев Азариных и князя и княгини Васильевских было ещё несколько человек. Тот самый старичок, выходивший из экипажа на глазах у Азариных, оказался князем Павлом Петровичем Лавровым, а девушка, сидевшая подле него на диване – его приёмная дочь Ольга Павловна, ровесница Софии.
Князь Лавров не произвёл никакого особого впечатления на братьев, а вот Ольга, напротив, очень понравилась, особенно Андрею. Она представляла собой хрупкое невесомое создание, как уже упоминалось, в синем платье, с такими же синими глазами, прикрытыми густыми ресницами так, что нельзя было разглядеть их блеска. Длинные светлые волосы Ольги Павловны были собраны в простую, но довольно милую причёску, лицо её было открыто, ни один локон не спадал на него. Само лицо было привлекательным: пухлые губки, красивые глаза, нежный румянец, тонки линии бровей….
Затем представили другого мужчину. Ему на вид было около пятидесяти лет, а, сколько на самом деле не знал никто. Князь Васильевский сообщил, что это граф Берталов. Он тоже не вызвал особой симпатии у Азариных, что было не удивительно.
Все были в сборе, не было лишь князя Климова, которого тоже приглашали. София тоже пока не вышла к гостям. Антон уже начал немного переживать. Его тревожные мысли прервал Андрей, который тихо напомнил ему о подарке, принесённом для Васильевских. Младший Азарин достал небольшой свёрток, который до этого держал в руках, положил его на стол и развернул. Он достал оттуда картину в простой деревянной раме и подошёл к князю и княгине.
- Позвольте мне в знак благодарности за ваше приглашение, подарить вам мою картину. Я написал её совсем недавно, несколько дней назад. Надеюсь, что вы примете мой скромный подарок.
- Как можно отказывать вам, милый молодой человек! Мы с радостью примем ваш дар! – воскликнула княгиня.
- Примите нашу благодарность, - сказал князь.
Антон передал своё произведение в руки Васильевских. Они долго с восторгом рассматривали картину, гости тоже присоединились. Похвальные возгласы сыпались в адрес картины и её молодого создателя. Это был тот самый пейзаж, который Антон писал в гроте Дианы, тот самый, который так понравился княжне Софии Александровне. Именно поэтому художник решил подарить эту картину Васильевским, чтобы оставить хоть какую-то память о себе. 
На холсте, обрамлённом деревянной без всяких изысков рамой, был изображён взмывающий ввысь прекрасный и гордый Машук со всеми его скалами, каменными выступами, деревьями и цветочными островками. Небо суровое и хмурое, пропитанное летним дождём, не придавало картине ни единого оттенка мрачности, наоборот, освежало пейзаж. Каждый мазок кисти, каждый штрих находился на своём месте. Картина, безусловно, была написана талантливым художником, и это отмечали все присутствующие.
В довольно шумную гостиную вошёл князь Климов, и тут же влился в общую беседу. Сначала он поприветствовал всех гостей, потом осведомился, из-за чего ведётся спор. Когда изумлённому молодому князю объяснили суть дела и показали подаренную картину, он тоже принялся её нахваливать и заявил, что очень гордится знакомством с таким талантливым художником, как Антон Азарин.
  Через некоторое время, занимающее минут пять, в гостиную вошла София. В светлом платье необычайного фасона, расшитом бисером и нежными кружевами, с цветком, вплетённым в волосы, она была похожа на ангела….  Увидев, что все гости уже собрались, она немного смутилась, поприветствовала всех и подошла к родителям. Они показали ей подарок мсье Азарина-младшего, на которого княжна упорно старалась не смотреть, и лично представили ей молодого художника.
И София, и Антон очень правдоподобно «сыграли» своё знакомство, так что никто из присутствующих ничего не заподозрил. Наконец, все отправились в столовую, где уже всё было готово для ужина.
Во главе стола сидели князь и княгиня – хозяева вечера, на этой же стороне расположились князь Лавров и граф Берталов. Молодёжи отвели места в противоположном конце, чему они все были несказанно рады, не желая вести общую беседу со старшим поколением.
Подали горячее, трапеза началась, зазвенели тарелки, вилки, ложки, ножи, запели свою привычную песнь бокалы. Шум разных голосов наполнил комнату. Завелась беседа, старшее поколение говорило о довольно скучных, как казалось «младшему» углу, вещах: о целебных действиях вод, о погоде, о приезжих столичных дворянах, о планах, которые два князя, княгиня и граф строили на будущее.
- Не плохо было бы найти в Пятигорске хорошую партию для моей Олли, - протяжно говорил князь Лавров, подкручивая свои усы. «Олли» он ласково называл свою приёмную дочь Ольгу.
- О, как это мило, - протянула княгиня Васильевская. – Это очень важное дело. А у вас есть уже кто-нибудь на примете?
- Пока не нашёл подходящую кандидатуру, - вздохнул князь. – Но я надеюсь, что моей Олли понравится кто-нибудь из хороших молодых людей. Главное моё условие – взаимность чувств, а потом уже положение.
- Как это любопытно! – всплеснула руками Анастасия Павловна. – Не думала, что вы, князь – такой сентиментальный….
- Мы с супругой желаем достойного мужа для нашей дочери, - поддержал жену Александр Михайлович.
- Конечно, конечно! Полностью согласен с вами. Это тоже очень важно, - согласился Лавров.
 - К чему эти сантименты? – прогудел своим громким голосом граф Берталов. – Вот в наше время как было: никаких там чувств. Родители согласны, и всё тут! А то заговорили – любовь, любовь….
- Да, да, да, - закивала головой княгиня. Затем разговор переменился на ещё более скучную тему.
Зато в противоположном конце стола скучать было некогда. За вкусной едой и напитками разговор у молодёжи шёл куда более живее, чем у старшего поколения. Сначала обсуждали свои впечатления о Пятигорске, потом заговорили на «культурные» темы. Андрей вдохновенно рассказывал о работе в редакции, прочитал несколько своих стихотворений, чем привёл в восторг публику, в особенности женскую её половину. Антон, отличавшийся более скромным нравом, по просьбе Климова довольно неохотно рассказывал о живописи и о создании картин. Его слушали с таким же интересом. София всё то время, что длилась трапеза, не сводила глаз с молодого художника, а он, так же как и Григорий Петрович Климов, смотрел на неё. Вскоре эта троица стала вести общий разговор на совершенно абстрактную тему, а Андрей мило беседовал с княжной Ольгой.
  Ужин длился около часа. Всё это время разговоры старших и младших не пересекались, разве что иногда, одни обращались к другим, чтобы выяснить или уточнить что-нибудь. Но всё-таки, зорких родительских глаз нельзя обмануть. Васильевские, в частности, княгиня Анастасия Павловна наблюдали исподволь за дочерью, князь Лавров делал тоже самое. Он заметил, что его приёмная дочь охотно и довольно мило общается с мсье Андреем Азариным. Княгиня же в свою очередь, ничего не заподозрила в отношении своей Софи, наоборот, отметила, что князь Климов очень галантно обращается с ней.
После ужина хозяева дома повели гостей в сад, чтобы «освежиться». Пока все были на улице, в столовой слуги раздвигали мебель, а приглашённый небольшой оркестр раскладывал свои инструменты. Васильевские решили устроить танцы, большей частию для того, чтобы развлечь молодёжь.
Когда Азарины шли на этот «светский вечер», даже и не думали, что им может быть так весело. Поэтому, братья охотно согласились поучаствовать в танцах.
Местный Пятигорский оркестр заиграл первую музыку. Решили начать с мазурки. От привычного полонеза отказались, решив, что этот танец слишком медленный для столь активных молодых господ. Сначала молодёжь в нерешительности смотрела на старшее поколение, не понимая, можно ли им танцевать. Их смущение развенчал князь Васильевский, объявив, что в этот вечер можно всё и они, удивившись такой свободе, стали складывать пары.
Поскольку число юношей и девушек не совпадало, решили бросить жребий. Граф Берталов эту почётную миссию взял на себя, подготовил тщательно бумажки и сложил их в шляпе. Молодые люди сгорали от нетерпения. Конечно же, Антон мечтал танцевать с Софией, а Андрей с «милой Олли». Но у младшего Азарина был явный соперник, желавший заполучить в партнёрши по танцу княжну Васильевскую. На этот раз всё случилось как нельзя лучше: братья Азарины вытянули листочки с отметкой. Право выбора было за ними, и каждый выбрал ту, которую и хотел. Климов немного расстроился, решив, что уж вальс он точно не упустит.
Никогда до сегодняшнего вечера свет не видел подобного «бала», состоящего всего из двух пар. Но самих танцующих это обстоятельство ничуть не огорчало и они, звонко смеясь, кружились и выделывали разнообразные фигуры под громкую музыку. Оркестр играл настолько громко, что присутствующие не могли слышать их беседы, а разговоры эти, между прочим, были весьма интересны….
- Мсье Азарин, я так много хотела сказать вам, но теперь уже обо всём забыла. Мне вообще теперь не хочется ничего говорить, а хочется только танцевать и веселиться, - улыбаясь своей ослепительной улыбкой, говорила София.
- Так и не говорите, София Александровна! – улыбался Антон ей в ответ. – Тем более, я прекрасно знаю то, что вы хотели мне сказать.
- Неужели вы кроме художественного таланта ещё умеете читать мысли?
- О, нет, поверьте, я такого таланта не имею. Не нужно быть провидцем, чтобы догадаться – вы хотели беспричинно меня поблагодарить.
- Браво, Антон! – воскликнула княжна, но, спохватившись, добавила. – Ой, Антон Сергеевич…. – и снова улыбнулась. – Браво! Вы угадали, именно благодарность я хотела вам выразить. Но, отчего же беспричинно?
- Да оттого, что вам совершенно незачем меня благодарить, - спокойно ответил Антон. – Я же не выдал нашего с вами знакомства не только ради вас. Но и ради себя. Поверьте, я не хотел терять вашу дружбу.
- Что вы, Антон Сергеевич! Вы могли и не упоминать об этом! Мы с вами друзья и этого не изменить, - улыбнулась София, поставив точку в разговоре.
- Вы даже не представляете, как мне приятно это слышать от вас, София Александровна, - сказал Антон и, увидев, что танец подходит к концу, добавил. – Я очень надеюсь, что, даже если мне больше в этот вечер не выпадет честь танцевать с вами, то мне посчастливиться увидеть вас где-нибудь в Пятигорске, у источника или на улице и я смогу вас сказать хоть пару слов….
Эти грустные слова Антона глубоко тронули сердце юной княжны, ведь ей тоже очень не хотелось, чтобы этот «светский вечер» стал последним местом встречи её с молодым художником.
За мазуркой заиграли галоп. На этот раз честь танцевать с Софией выпала князю Григорию Петровичу. Андрей же, желая продолжать быть партнёром Ольги Лавровой, подошёл к её приёмному отцу и аккуратно спросил.
- Князь, позволите ли вы мне танцевать с Ольгой Павловной? – он ведь знал о правилах высшего света, которые гласили, что нельзя несколько раз приглашать одну и ту же даму, если вы с ней не достаточно хорошо знакомы.
- Отчего же нет, юноша? – удивился князь Лавров. – Я человек не настолько строгих правил, чтобы запрещать своей Олли танцевать.
Получив «разрешение», Андрей и Ольга встали невдалеке от Софии и Григория, танец начался. Антон уселся на свободный диванчик и наблюдал за танцующими парами, мысленно молясь танцевать вальс с княжной.
София находилась в хорошем расположении духа и не смущалась общества князя. Она так же весело танцевала, кружилась, отвечала что-то на слова своего партнёра. Её родители с радостью отметили это обстоятельство, решив, что ей действительно нравится Климов. Антон в свою очередь, ничего не отметил для себя, а просто с нетерпением ждал, когда кинут жребий на вальс.
Вот и настал этот долгожданный момент. И снова Андрей и Антон вытянули листочки с отметкой. Еле скрывая радость, братья встали по парам со своими княжнами, и вальс начался. Этот танец был довольно необычен: в середине танца молодые люди поменялись партнёршами. И, если изначально Андрей стоял в паре с Ольгой, а Антон с Софией, то закончили они наоборот.
Вечер подходил к концу. На улице уже было темно и гостям пора было расходиться. Все сошлись в едином мнении – ужин, плавно перешедший в маленький бал, прошёл прекрасно. Хозяева дома были довольны, а гости ещё больше. Граф Берталов, сначала показавшийся довольно строгим, оказался очень весёлым человеком и желал непременно повторить встречу. Так же считали и Васильевские, и князь Лавров. Последний, прежде всего, хотел, чтобы его Олли «не сидела дома в обществе старика», как он сам выразился, «а веселилась и радовалась». Молодёжь так же жаждала продолжения и с нетерпением ожидала следующей встречи.
Братья Азарины вместе с князем Климовым и Васильевскими проводили графа Берталова и князя Лаврова с дочерью, и только когда их экипажи скрылись за поворотом, стали расходится. После прощания с хозяевами дома, Климов пошёл в конец улицы домой, а Азарины так же, пешком, последовали к себе.
Добравшись до дома, Андрей и Антон разошлись тут же по своим комнатам, так как очень устали. Этой ночью их сон был особенно крепок, ведь столько всего интересного случилось с ними за этот длинный июньский день….


Рецензии
Это отличная глава!!! Здесь казалось и Антон и Андрей получили вознаграждение за свой оптимизм(Антон в особенности)!!! Глава понравилась,всё так легко,красиво и непринуждённо!!! Конец должен быть хорошим!!! с нас и так хватает ужастиков!!! Напиши хороший конец, я тебя очень прошу! Пожалей Антона и Софию!

Эстэль Мари   06.08.2009 21:09     Заявить о нарушении
Спасибо за высокую оценку моих стараний! Но если я пожалею Антона и Софию, то смысл произведения изменится.
Но я ещё конец не написала, так что.... =)

Мария Филиппова-Коренева   07.08.2009 08:42   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.