Цивилизованная Европа

           Cредневековая Европа бань не знала, по крайней мере, до 13-го века. Население европейских городов, обнесённых крепостными стенами, жило очень скученно. Улочки были кривыми и узкими,  канализация отсутствовала, и на прохожего средневекового города, неосмотрительно гуляющего под окнами домов,  в любое время дня и ночи могло быть опрокинуто содержимое ночного горшка. Все стоки текли прямо по улицам  (в лучшем случае,  имелись ничем не закрытые сточные канавы), а воду для питья и приготовления пищи брали, в основном, из колодцев. Чистая питьевая вода являлась жутким дефицитом, и тратить её на мытьё никому не приходило в голову.
      
           Не хватало и топлива. Рост численности населения (в особенности – городского) и бурное развитие промышленности привели к тому, что практически полностью были уничтожены густые леса, некогда покрывавшие всю Европу. Основная масса срубленного леса в прошлые века уходила в топки таких энергоемких производств, как горное дело, металлургия, солеварение и производство поташа.

          В силу этого жилые дома возводились, преимущественно, из камня, что не слишком-то полезно для здоровья, тем более, без должного отопления. Неудивительно поэтому, что европейцы часто заболевали и умирали от простудных заболеваний, не дожив до старости. Топливо тогда стоило очень дорого, и население Европы полностью отказалось от приготовления горячих блюд. В пищу употребляли разнообразные холодные закуски, салаты, болтушки, тюри, похлёбки.

          Странно, однако, что при нехватке топлива европейцы в течении многих веков использовали самые неэффективные отопительные системы - такие, как открытые очаги и камины, в которых большая часть тепла в буквальном смысле слова вылетает в трубу. Что, ума не хватило придумать такую же экономичную печь, как русская?

         Известно, что русская печь – не только эффективное устройство для отопления жилища, не только источник огня для приготовления пищи, но и прекрасное средство от простуды. Заболевшего поили чаем со свежей или сушёной малиной, укладывали на пышущую жаром печь – и к утру все хвори как рукой снимало!..

        …И даже дамы при дворе Людовика-Солнце беспрерывно почёсывались. Поскольку они не могли дотянуться до всех уголков своего прекрасного (но немытого) тела, были придуманы специальные блохоловки и длинные чесалки из слоновой кости, которые и сегодня можно увидеть в музеях. И духи - очередное европейское изобретение - появились на свет как следствие отсутствия бань и как средство для того, чтобы перебить отвратительное «амбре», исходящее от грязного тела. Пользовались духами и одеколонами в одинаковой степени как женщины, так и мужчины.

         Те же самые дамы (такие прехорошенькие!) густо покрывали кожу лица цинковыми и свинцовыми белилами для того, чтобы скрыть прыщи и оспины.
Этой же цели одна дамочка достигла за счёт того, что придумала налепить на уродливую отметину на своём лице чёрную заплатку из шёлка. Впоследствии это стало страшно модной, так называемой, "мушкой", которая позволила сократить количество белил на лице. Так что, как писал Валентин Пикуль, - "не верьте воздушным прелестям портретов былого - их оригиналы были корявыми".

        По свидетельству очевидца: «В Лувре и вокруг него, внутри двора и в его окрестностях, в аллеях, за дверьми - практически везде можно увидеть тысячи кучек и понюхать самые разные запахи одного и того же - продукта естественного отправления живущих здесь и приходящих сюда ежедневно». Сам же Король-Солнце, сын Анны Австрийской Людовик XIV, вообще мылся всего два раза в жизни, и то по настойчивым рекомендациям врачей.

         Пренебрежение гигиеной обошлось Европе очень дорого: в XIV веке от чумы («черной смерти») Франция потеряла треть населения,  Англия и Италия - до половины. И длилась эпидемия ни много, ни мало – целых 18 лет… И таких эпидемий в средневековой Европе было не одна и не две – десятки...

         Историки утверждают, что великая чума, явившись из Китая и Индии, обошла всю Западную Европу до самых отдалённых мест и остановилась на границе Великого княжества Литовского, то есть на границе распространения бань.

         Отголоски «черной смерти» проникли и в русские города, но размах бедствия был несопоставим с европейским и не нанес такого демографического урона, как в Европе..

         Кстати, сегодня специалисты считают, что отличной профилактикой от распространения эпидемий на Руси издавна являлись… церковные колокола, звон которых убивает возбудителей таких страшных заболеваний, как оспа, тиф, чума, холера.

         Но, как говорится, на бога надейся, а сам не плошай. Русская баня старше даже исторической памяти самих русских и никогда из неё не исчезала: сколько Русь помнит себя, столько она помнит и свою баню. Западноевропейские путешественники и послы в своих письменных свидетельствах непременно упоминают удивительный обычай русских людей регулярно посещать бани. Так, о наличии мылен в Московии пишет Г. Штаден – немец, служивший опричником при Иване Грозном.
 
         Есть и более древние свидетельства. Византийский историк Прокопий Кесарийский, живший в V в. н.э. пишет, что баня сопровождала древних славян всю жизнь: здесь их омывали и в день рождения, и перед свадьбой, и... после смерти. И не имеют они купален, но устраивают себе дом из дерева и законопачивают.

         Предания, вошедшие в русские летописи, говорят о наличии бань у новгородцев во время легендарного путешествия апостола Андрея к славянам в I веке по Р.Х. Бани были известны и в Киевской Руси. В уставе великого киевского князя Владимира (966 год) бани числились как «заведения для немогущих» (т.е. больных). По всей Руси, а затем и России, в сёлах и городах, на берегах рек, озер и ручьев строили бани.

         Русские люди ходили в баню очень часто: она была первой потребностью в домашней жизни -  как для чистоты тела, так и для удовольствия. Напарившись  берёзовыми или дубовыми вениками, выскакивали из  бани и окунались в холодную воду или в снег. Видно, с тех далёких времён и пошла поговорка: «В здоровом теле – здоровый дух»

         Почти в каждом зажиточном доме была своя мыльня; сверх того, для простонародья и для приезжих в городах существовали общественные (или царские) мыльни. За вход платили деньги, что давало государству немалый доход.
      
         Обыкновенно ходили в мыльню после обеда, не страшась связанных с этим вредных последствий. Жар стоял нестерпимый. На скамьях и полках настилалось сено, которое покрывали полотном. В общественных мыльнях было два помещения - мужское и женское; они отделялись одно от другого перегородками. Но вход и в то, и в другое отделения был один. Мужчины и женщины, входя и выходя в одну дверь, встречались с друг другом нагишом и без особенного замешательства разговаривали между собою, а иногда разом выбегали из мыльни и вместе катались по снегу. В более отдалённые времена было в обычае и мужчинам, и женщинам мыться в одной мыльне; и даже чернецы и черницы мылись и парились вместе. Но вызвано это было не распущенностью нравов, а, скорее, стеснённостью в помещениях и средствах.

         Древесную золу, которая в обилии оставалась после сжигания дров, применяли в качестве удобрения, а также для изготовления щёлока, с успехом заменяющего современный стиральный порошок. В бане мылись; тут же, в горячей воде, стирали бельё. Полоскали выстиранную одежду, как правило, в реке, в обилии проточной воды. Известно, что русские деревни испокон веков строились по берегам рек.

        Для русского народа баня была школой той поразительной нечувствительности к крайностям температур, какой отличались русские и какая была в диковинку иностранцам. Издревле баня являлась самым главным лекарством от всяких хворей: коль скоро русский человек почувствует себя нездоровым, тотчас выпьет водки с чесноком и идет в баню париться.
        А на ночь – на печку!

        Немытое тело и нечистое бельё всегда были для русских людей приметой иностранцев – «немцев», «ляхов», «латинян». Отсюда, похоже, исходит давняя нелюбовь русского человека к духам и одеколону. По мнению простых людей, вся эта парфюмерия – не что иное, как фальш, обман, личина, скрывающая за собой физическую (а зачастую - и моральную) грязь.

        Как показали новейшие изыскания историков, любовь к банне возникла только с приходом российских завоевателей в Европу совместно с турецко-османскими войсками. Русские научили европейцев культуре мытья. Известно, что до того европейцы не только не мылись в бане, но и даже руки не мыли перед едой.
        Только с приходом русских в Европе стали строить бани и мыться.

        Неприязнь к гигиене вызывала у западных европейцев массовые желудочно-кишечные заболевания. «Болезнь немытых рук» - диарея - являлась неизбежным спутником средневекового жителя Западной Европы, буквально пропитанной характерным запахом отхожего места.
    
        И просто непонятно, что такого «цивилизованного» нашёл в Западной Европе Пётр Первый (а вместе с ним – и Алексей Толстой в одноимённом романе)? Бороды брили европейцы известно по какой причине – чтобы вши не водились. А русскому человеку это было без надобности. А корабли строить и руду плавить русские мастеровые люди и без европейцев умели.

        Кстати, Ближний Восток издревле  отличался отсутствием лесов (кедровые рощи Ливана - не в счёт; кедром печи не топили,а продавали его по очень высокой цене). Однако же -  местные жители использовали в качестве топлива сушёный навоз. Жаркий климат чрезвычайно благоприятствует распространению всевозможных инфекций; местное население это хорошо знало и принимало необходимые меры для их предотвращения. Что это за меры? Почитайте Библию! В ней даётся подробнейшая инструкция по соблюдению санитарно-профилактических мер и гигиены!
     Во всяком случае, с немытыми руками мусульмане и иудеи трапезничать не садились.

         И  у евреев, и у мусульман чистоплотность заложена в религию, поэтому не удивительно, что вонючие крестоносцы (а заодно с ними – и все христиане) ассоциировались в сознании восточных людей со свиньями. В то время, как, к примеру, турецкие султаны, падишахи, паши и визири мылись в знаменитых турецких банях, в Европе даже короли, графы, герцоги и бароны ходили грязными и вшивыми.
    
         Но, может быть, со временем западноевропейцы, в конце концов, приучились к чистоте?
     Да ничуть не бывало!
    
         Владимир Набоков в своем мемуарном романе «Другие берега» так описывает своё пребывание в Англии в 20 – 30-х годах прошлого столетия:
     «Апартаменты, которые я занимал, поражали меня своим убожеством по сравнению с обстановкой моего русского детства… В спальне не полагалось топить. Из всех щелей дуло, постель была как глетчер, в кувшине за ночь набирался лёд, не было ни ванны, ни даже проточной воды…»

          И это - в империи, подчинившей себе почти полмира!

          Немцы, вторгшиеся в Советский Союз в 1941 году, наглядно показали русским «недочеловекам» свою «цивилизованность»: громко «пукали», находясь в комнате или даже за обеденным столом; испражнялись, не стесняясь ни друг друга, ни даже женщин и детей.
 
          В баню немцы не ходили и не испытывали в ней потребности (вспомните «Молодую гвардию» А.Фадеева); в лучшем случае, купались в реке или обливали друг друга холодной водой.

          Русские (я имею в виду, конечно, и украинцев, и белорусов, и татар, и башкир, и жителей Кавказа и Средней Азии) солдаты, даже находясь в окопах, умудрялись мастерить из пустых железных бочек импровизированные бани и прожарки белья от насекомых.

          В это же самое время немцы, находясь от русских солдат буквально в одной сотне шагов, обрастали грязью и кишели вшами (читайте «Барбароссу» Пикуля). И пленение восьмидесяти тысяч немецких солдат под Сталинградом явилось для них, воистину, сущим благом. Иначе – насекомые бы загрызли.

          Отсюда, неудивительно то, что эти,  физически нечистоплотные люди, проявили себя  хуже зверей по отношению к пленным и мирному гражданскому населению.

          Речь в данном случае идёт не только о немцах: плечом к плечу с немецкими захватчиками сражались итальянцы, венгры, румыны, французы, испанцы, чехи, хорваты, австрийцы, швейцарцы, фламандцы, валлонцы, голландцы, бельгийцы, датчане, люксембуржцы, финны, норвежцы, шведы…

           Никого не пропустил, никого не обидел?..  На 22 июня 1941 года добровольных пособников немецких фашистов в рядах Вермахта насчитывался один миллион человек. По мере выхода наёмников из строя (по не зависящим от них обстоятельствам) их число постоянно пополнялось.

           Пожалуй, только греки и сербы не принимали участия в грабительском набеге на нашу землю.
           Это был, поистине, крестовый поход европейцев на Святую Русь.
           И каждый из захватчиков мечтал отхватить себе клочок нашей земли (гектаров этак на сто, а то и на триста), на котором с утра до вечера трудились бы русские рабы.
       
           Но, как сказал Александр Невский, кто к нам с мечом придёт - от меча и погибнет. Земли у нас, слава Богу, много - по сажени всем хватит. Так что – милости просим!

           Так к какой же такой «цивилизованности» могла приобщить нас «просвещённая» Европа? Громко пукать за обеденным столом, испражняться, не ведая стыда, перед себе подобными и не мыться месяцами и годами, имея для этого все возможности? Отбирать последнюю еду и одежду у покорённого народа, обрекая его тем самым на голодную и холодную смерть?
Это, по вашему, цивилизация?

           А, может, «цивилизация» заключается в том, чтобы гнать перед наступающими частями захватчиков толпы безоружных баб, стариков и детей на позиции противника, используя их в качестве живого щита? Или разбивать головы грудным младенцам, сжигать их в огне и топить в воде?

          Или в том, чтобы заставлять тех же баб и стариков  пропахивать боронами минные поля? Или же  - загонять мирных, ни в чём не повинных, жителей в сараи и конюшни, поливать их из огнемётов и автоматов и забрасывать гранатами?

        … Одна русская женщина, чьих сынов фашисты зверски замучили на её глазах, ходила по земле русской и недоуменно вопрошала людей:
        - Де ж мои диты?

          Взрослые смотрели в её васильковые глаза, отводили в сторону взгляд и не знали, что ответить этой святой женщине… Тех же шести – восьмилетних  несмышлёнышей, которые, в силу их слабого разума, посмеивались над неразумной тетенькой, пороли по розовым попкам их же собственные отцы или, за неимением последних,  чужие дяди – с благословения матерей этих чад…

          Но, может быть, это раньше - когда-то! – европейцы были такими жестокими и бессердечными? Сейчас же, будучи наслышанными о всех ужасах Второй мировой войны,  наши западные соседи стали более мягкими и человечными?

          В 1999-м году объёдинённые силы НАТО без санкции ООН атаковали суверенное государство Югославия. В течении 78 дней велась эта несправедливая война на уничтожение народа. Пострадали тысячи мирных граждан, было уничтожено множество объектов сугубо мирного характера. Точечным ударам были подвергнуты химические и нефтеперегонные заводы. Вследствие этого отравляющие химикаты и соединения попали в атмосферу, воду и почву, что создало угрозу для здоровья людей и экологических систем на всей территории Балкан.

          Министр здравоохранения Республики Сербии Лепосава Миличевич заявила: «Наши химические заводы не бомбил даже Адольф Гитлер! НАТО же спокойно делает это, уничтожая реки, отравляя воздух, убивая людей, страну. Над нашим народом проводится зверский эксперимент с использованием новейшего оружия».

          Общий ущерб, нанесённый Югославии, не считая жертв, оценивается в 1 млрд долларов.

         …Не то в 80-е, не то в 90-е годы группа интуристов совместно с российскими представителями передвигалась на автобусе по Центрально-Чернозёмному району нашей страны. Одна зарубежная дамочка, вволю налюбовавшись через окно на великолепный пейзаж, повернулась к российскому коллеге:
        - Какие громадные, пустующие пространства! Вот бы эту землю – да нам, европейцам!

          На что тот с любезной улыбкой ответил ей:
- В своё время об этом же мечтали и Наполеон, и Гитлер.
Дамочка, надув губы, обиженно отвернулась.

        … Но, наверное, в 21-м-то веке европейцы приучились, наконец, к чистоте?
Как это ни странно – да! И они даже начали принимать горячую ванну!
       Выглядит это следующим образом: ванна наполняется на четверть (в крайнем случае – на половину), после чего её поочерёдно посещают все члены семьи – от мала до велика. Вода, естественно не меняется – слишком дорого!

          В лучшем случае, следом за  девочкой купается мама; после смены воды в ванную идёт мальчик, потом –  его отец.
    Конечно, сейчас, во время кризиса, эта «лафа» для европейцев закончилась. Опять в ход пойдут, наверное, духи и одеколоны… Не мыться - оно как-то дешевле выходит...

        … И эти, простите за выражение, зас..анцы, эти грязнули, эти жестокосердные варвары, недостойные называться людьми, смеют учить нас, как нам жить и как нам строить нашу экономику?! Те, которые столетиями хлеба вволю не едали, питались лягушками и каракатицами, а пшеницу завозили из России?!..  И не только пшеницу, но и железо, и чугун, и пушки, и ядра, и прочее оружие?! Те, которые исстари мечтают о захвате чужих земель и уничтожении коренного населения?
    И не только мечтают, но и предпринимают отчаянные попытки к этому.

    Они – научат…


Рецензии
Сегодня столько воплей раздаётся по поводу "жертв" Сребренецы. А ведь эти боевые ребята, по которым причитает весь "цивилизованный мир" сами в драку полезли. За что и получили - на войне как на войне.
Прежде, чем сербские войска вошли в Сребриницу, оттуда, по распоряжению главнокомандующего, были эвакуированы все старики женщины и дети. А вот натовская бомбёжка велась варварски, без разбору, по женщинам и детям, по объектам культуры в том числе - совершенно в духе англосаксонщины. В той же англосаксонской традиции происходило вторжение в Ирак. Цель этого похода - разграбление древнейший ценностей, ведь Ирак это территория Шумерии. Должно быть поэтому столько звону вокруг "невинных жертв" в Сребринице, о которых навзрыд вопят западные СМИ, что речь идёт о мусульманах, которых в Ираке нынешние защитнички косовских мусульман, мочили толпами.

Что же касается западно центристской политики и косметических ухищрений новых "рулевых" мира, так ежели антисоветский флёр ноготком поскрести у его носителей столько дерьма окажется - /... вся эта парфюмерия – не что иное, как фальшь, обман, личина, скрывающая за собой физическую и моральную грязь/.

Одна Новодворская чего стоит! Так испражняется - не рот, а выхлопное отверстие!

Ирина Купцова   11.07.2010 17:29     Заявить о нарушении
Кстати, Шумерия, по мнению некоторых историков - древнерусское государство. Так что, по нам бомбили англосаксы.

Лев Ольшанский   11.07.2010 18:51   Заявить о нарушении
По нам. И в Югославии по нам.

Ирина Купцова   11.07.2010 20:59   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.